В противовес Берлину во время государственного визита в Китайскую Народную Республику Виктору Януковичу не приходилось давать объяснений относительно свободы слова в Украине. Украинский Президент больше говорил о том, что в Украине наступило время стабильности и порядка, поэтому китайский бизнес может смело вкладывать инвестиции в Украину. “Я совершаю этот визит не только для того, чтобы налаживать политическое партнерство, и не только, чтобы пропагандировать новую Украину как потенциальный инвестиционный “клондайк”. Я приехал и для того, чтобы учиться — вашему опыту и вашему успеху. Инвестировав в Украину, вы можете стать совладельцем ее могучего потенциала — промышленного, аграрного, научного”, — сказал он в выступлении перед китайскими бизнесменами. При этом украинский Президент отметил, что Китай является особенно привлекательной и толерантной для Украины внешней силой, которая не будет тянуть Украину направо или налево, не будет пытаться превратить в зону своего влияния.
Хотя визит Президента Украины не стал главной новостью в Китае, однако Виктора Януковича хорошо принимали в Китае. Новости о визите были на англоязычном и русском сайте “Синьхуа”. Довольно хорошей новостью для Украины являются слова китайского лидера председателя Китайской Народной Республики Ху Цзиньтао, который выразил убеждение, что нынешний государственный визит Президента Украины в Китай “станет сильным толчком к последующему укреплению взаимопонимания и дружбы между Китаем и Украиной, и выведет наши отношения на высокий уровень”.
И неплохим авансом можно считать то, что в ходе этого визита достигнуты договоренности об инвестиционных проектах объемом около четырех млрд. долларов.
Валерий ЧАЛЫЙ, заместитель генерального директора Центра Разумкова:
— Самый главный результат заключается в том, что, собственно, состоялся государственный визит в одну из важнейших на сегодняшний день стран в мире — динамически развивающийся Китай. Это экономически мощная страна, которая играет очень серьезную роль в обеспечении безопасности в мире. Важно, что прошло личное общение и личное ознакомление Президента Украины с китайским опытом. Я считаю, что состоявшиеся обсуждения, дискуссии и контакты, не могут не содействовать развитию отношений между двумя странами.
Другое дело, когда говорится о прорывах, то я хотел бы остудить немножко такой запал сегодняшней власти. Потому что прорывы измеряются не заявлениями, как это мы уже часто видели, а реальными результатами. В этом смысле оценка визита может зависеть от того, что сравнивать: желаемые результаты и реальные достижения или сегодняшние декларируемые цели, которые действительно являются амбициозными. Если говорить о желаемых результатах, то здесь не все произошло так быстро, как бы хотелось украинской стороне. В частности, анонсированный договор о стратегическом партнерстве сегодня с китайской стороны воспринят как “совместные усилия к наполнению двусторонних отношений стратегическим содержанием и только как начало отношений стратегического партнерства”. То есть ни о каком документе в развитие предыдущих совместных деклараций, принятых ранее, пока не говорится. И это естественно. Более того, я думаю, что ошибочно говорить о том, чтобы наполнять двусторонние отношения каким-то стратегическим содержанием. Цели должны быть стратегическими и от этого уже зависят результаты этих отношений. Здесь, по моему мнению, несколько недоработана формула, которая применена в совместном заявлении президентов.
Второй момент, который касается практического сотрудничества, более успешный. Хотя задекларированные конкретные проекты не отвечают потенциалу. Но хорошо, что это начало и если эти проекты реализуются, то это будет шаг вперед.
Я бы обратил внимание на то, что меньше обсуждалось в СМИ, но, по моему мнению, является намного более важным, чем количество соглашений, о которых говорится. Речь идет о важном элементе сотрудничества в военно-технической сфере, в частности в самолето- и танкостроении, о сотрудничестве в космической и ядерной отраслях, а также в других высокотехнологических сферах. Все это намерения. И результат этого сотрудничества мы увидим в последующие годы. Но это то, что нужно Украине. Эти заказы, которые как раз даются для украинской промышленности, особенно для военно-промышленного комплекса, который ныне находится в непростой ситуации.
Зато довольно размытые декларации и конкретные запросы к китайской стороне в отношении гарантирования безопасности Украины как государства с безъядерным статусом пока еще не нашли своего воплощения в четкой формуле, которую, кстати, предлагал президент Виктор Ющенко, направляя китайской стороне официальное письмо с формулировкой совместного заявления. В декларации лишь говорится об уважении к решению Украины избавиться от ядерного оружия. И гарантирование, и позиция Китая относительно неприменения ядерного оружия к неядерным государствам это не совсем то самое, чего требовала украинская сторона в развитие Будапештского меморандума.
Хорошо, что в целом сказано об инструментах взаимоотношений и постоянно действующем двустороннем органе на уровне с нашей стороны вице-премьера. Это даст возможность проведения более системной работы с Китаем и, в частности, более эффективной подготовки визита премьер-министра Украины в Китай, а также визита китайской делегации осенью этого года в Украину. При этом выписанная двухлетняя дорожная карта сама по себе является прагматичным документом. Но и она нуждается в наполнении и выполнении того, что задекларировано. То есть после некоторого анализа ситуации можно будет работать как над реализацией этой дорожной карты, так и над другими довольно громкими амбициозными декларациями.
Привлекло внимание к себе и то, что Президент Янукович несколько шире трактовал само задание на своей должности и заявил о сотрудничестве между Коммунистической партией Китая и Партией регионов. Он рассказал, как его партия будет фактически заниматься стратегическими решениями. Я не знаю, как на это отреагировал Петр Симоненко, который также находился в Китае. Но несколько странно выглядит то, что Президент Украины высказывается от партии. Ведь, как известно, он не является членом какой-либо партии. Да это и противоречило бы украинскому законодательству. Опыт Китая с правящей коммунистической партией, который автоматически переносится на Украину, это не то, что отвечает развитию нашей политической системы. Если это желание Президента при базовых ценностях, о которых он сказал: порядок и стабильность, то единственно правящая партия это не тот порядок, который нужен Украине на стратегическую перспективу. Президент Украины не должен говорить об одной единой даже влиятельной партии. Даже в совместной декларации, которую можно положительно оценить, отмечается о намерениях способствовать более широким контактам и о поощрении политических партий двух стран и общественных организаций к расширению взаимных контактов.
В целом, я бы назвал визит успешным, но не прорывным. А те декларации, которые прозвучали из уст Президента, нуждаются в анализе с точки зрения и нашей внутренней политики. Потому что как раз в выступлениях Президента не только в Пекине, но и в Гонконге говорилось, по сути, о том, что модель, по которой развивается Китай, не только интересна, а очень приемлема для Украины. И что Украина приветствует такого партнера, который не будет спрашивать о специфике исторического и культурного развития, и это очень желаемая страна, которая не будет пытаться оказывать свое влияние, как это делают другие. Характерно, что в выступлении Президента другие не называются. Но нам всем понятно, о чем идет речь. И я думаю, что в ближайшее время Президент Украины сможет об этом поговорить со своими на сегодняшний день задекларированными в соответствующих документах стратегическими партнерами, как в Москве, так и в Вашингтоне.
Евгений ШАРОВ, заведующий отделом внешней политики Национального института стратегических исследований:
— Результаты визита превзошли мои ожидания как эксперта. Честно говоря, я ожидал сдержанной реакции официального Пекина, поскольку Китай в течение последних пяти лет был очень осторожен. Еще полгода назад отношения Китая к Украине было противоположным. И одна из основных интриг на китайском направлении состояла в том, сможет ли в ходе визита украинское руководство убедить китайскую сторону в том, что ситуация в Украине изменилась и появилась возможность для развития и наполнения отношений, чтобы они действительно стали стратегическими. И Китай дал определенный кредит доверия новому руководству.
Без Китая нет шансов удержать внеблоковый статус Украины. Без поддержки Пекина внеблоковая политика Киева не имеет перспектив как с политической, так и с экономической точки зрения. Чтобы выжить, Украине нужен такой партнер, как Китай. В действительности вопрос состоит в стратегическом балансировании. Если Украину на таком уровне поддерживает Китай, то у нее появляется серьезный шанс удержать внеблоковость и впервые за свою 19-летнюю историю выйти за рамки великой шахматной доски, о которой писал Бжезинский.
С другой стороны, сотрудничество с Китаем позволит создать условия модернизации Украины. К сожалению, за последние 19 лет в силу ряда причин и определенного внешнеполитического курса Украина деградировала технологично и индустриально. На сегодняшний день перед украинской элитой стоит вопрос о том, что если мы интегрируемся в ЕС, то какой ценой. На сегодня по всему периметру ни один субъект, ни Россия, ни Европейский Союз, ни США не заинтересованы в том, чтобы Украина была сильной высокотехнологической державой. Я хотел бы подчеркнуть, что вопрос экономического и технологического уклада экономики Украины — это вопрос глобальной геополитики.
Ни одно из интеграционных объединений в Европе и Евразии не дало до сегодняшнего дня ответа о месте и роли ракетно-космической Украины в системе глобального и европейского разделения труда. К сожалению, основные игроки по периметру украинских границ, так и через Атлантику в силу разных стратегических причин заинтересованы в экономической и технологической деградации Украины, деиндустриализации страны.
Без китайских инвестиций и сотрудничества Украине сложно будет сохранить под национальным контролем и удержать на плаву высокотехнологический уклад экономики и такие отрасли, как космос, авиастроение, судостроение, машиностроение, развитие фундаментальной науки. Фактически Китай дает последний шанс Украине удержать планку высокотехнологического развития и отстоять место под солнцем на других условиях, чем сельскохозяйственной окраины Восточной Европы.
Украинско-китайское сотрудничество создает стратегический фундамент, впервые за годы независимости, выскочить за рамки матрицы “великой шахматной доски” и создать стратегический баланс и сдерживание внешнему управлению.
Китай заинтересован в том, чтобы Украина не входила в НАТО. Кроме того, Китай понимает: если Украина пойдет в направлении интеграции в Россию, то это существенно усилит Москву. В то же время Китай, который проводит модернизацию, заинтересован в получении ряда технологий. Перед ним стоит задача построения океанского флота в рамках создания баланса в Азиатско-Тихоокеанском регионе. У Пекина имеется довольно амбициозная ракетно-космическая программа, а также — развития авиационной отрасли и фундаментальных наук, подготовки кадров. Все это может дать Украина, которая была сердцевиной Советского Союза с точки зрения технологий, производства. И поэтому Украина, обладая потенциалом, который не уничтожен до конца, может дать Китаю шанс быстро пройти процесс модернизации. Правда, тут возникает вопрос, как сотрудничать с Китаем таким образом, чтобы он не утратил к нам интереса. Китай — очень жесткий и сильный партнер. Поэтому Украине нужна такая государственная политика регулирования, которая позволит, не сдавая технологии, максимально долго удержать интерес Китая в отношении Украины. При этом китайские инвестиции должны направляться в те сферы, которые являются ключевыми для нас: авиастроение, космос. Мы не должны превратиться в восточноевропейскую страну, которая будет поставлять в Европу подсолнечное масло и металл. Цель сотрудничества с Китаем состоит в том, чтобы помочь им там, где мы можем, и при этом сохранить свой потенциал и провести свою модернизацию. Сотрудничество с Китаем позволяет нам создать механизм стратегического балансирования и проводить умную политику. Если мы сможем это сделать, то проект “Украина” состоялся; если нет, то мы не только потеряем нашу индустрию, наши технологии, но и вряд ли Украина состоится как внеблоковое независимое государство Европы.
Мыкола СИРУК
Что скажете, Аноним?
[16:52 23 ноября]
[14:19 23 ноября]
[07:00 23 ноября]
13:00 23 ноября
12:30 23 ноября
11:00 23 ноября
10:30 23 ноября
10:00 23 ноября
09:00 23 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.