История принятия Налогового кодекса со всей очевидностью продемонстрировала: всякий раз, когда власть будет пытаться принимать какие-либо важные новации, даже независимо от их содержания, а также пользы или болезненности для каких угодно категорий граждан, на площадях и ТВ-экранах обществу непременно будут демонстрировать очередные спектакли “всенародного возмущения”.
Группы гастролирующих демонстрантов (не исключено — одних и тех же), лишь сменяя флаги, названия и надписи на транспарантах, вместе с теми, кто реально стоит за кулисами спектакля, будут делать все, чтобы эти реформы обратить в социальный бунт.
Чтобы этот псевдобунт (пока что на телеэкране) не перерос в настоящий социальный взрыв, власти пора призадуматься — как растолковать обществу правду о том реальном катастрофическом положении, в котором оказалась страна.
Итак, на очереди — админреформа, которая будет предполагать значительное сокращение бюрократического аппарата. Правда, как и где его сокращать, а где, быть может, наоборот, прибавлять — вопрос тоже животрепещущий.
Параллельно, судя по ряду признаков, в недрах Кабмина уже созревает новая редакция кодекса Таможенного, который может быть вынесен на обсуждение в ближайшие недели.
Чуть позже (возможно, ближе к концу зимы — началу весны) мы узнаем и окончательный список новаций, которые власть включит в новые Жилищный и Трудовой кодексы.
Появится больше ясности вокруг давно анонсированной реформы пенсионной системы.
На сегодняшний день известно, что пенсионный возраст поднимать не будут (по крайней мере пока). Но значительно урежут максимальные пенсии. Разница между минимальной и максимальной пенсией нынче в Украине — 30—40 раз, в остальном мире — не более 5—10 раз. Что ж, депутатам под пристальным вниманием граждан таки придется голосовать за болезненное “самообрезание”, и их пенсия, к примеру, должна будет упасть вдвое — с нынешних 15 тыс. грн. до 7—8 тыс. Правда, “обрезание” не будет затрагивать тех привилегированных граждан, которые уже вышли на пенсию, — Конституция и ряд нормативных актов формально запрещают принимать законы, которые снижают действующие социальные гарантии граждан, в т. ч. граждан с запредельными пенсиями.
Обсуждается и такая норма: объединить Пенсионный фонд с Фондом госимущества и тем самым на какой-то период закрыть бурно нарастающий дефицит ПФ. Суть предложения проста и (как бы) вызвана идеей социальной справедливости: поскольку приватизацию государственных предприятий уже не повернуть вспять, а сами эти предприятия когда-то создавались как раз руками тех, кто сегодня вышел на пенсию (и никаких выгод от их доходов не имеет), деньги от реализации всенародной собственности логично пустить прямиком на содержание пенсионеров.
Глава этого фонда в результате будет отвечать уже не перед парламентом или президентом, а перед пенсионерами — за то, как и сколько имущества он продал, а также сколько средств заработал его фонд на дивидендах от предприятий, остающихся в госсобственности. Мы можем добавить лишь одно: идея могла бы создать хоть какую-то видимость социальной справедливости, если бы внедрялась еще на заре украинской приватизации, когда под молоток уходили самые ликвидные государственные активы. Сейчас же средств от продажи тех активов, которые остались в госсобственности и которые государство планирует продавать, не хватит даже на покрытие дефицита ПФ в течение одного года. Пенсионный дефицит, как ожидается, в этом году составит 26,5 млрд. грн., что в 1,8 раза больше, чем даже в 2009 г. (см., пожалуйста, “В казне порядок — вновь трещит по швам”, № 46(534) 19 — 25.11.10). Для сравнения: от продажи “Укртелекома” — одного из последних приватизируемых крупных госактивов — государство планирует выручить всего 10 млрд. грн.
Наконец, известно, что с реформой намереваются начать законодательный ввод т. н. “второго уровня” обязательной (накопительной/страховой) пенсионной системы. В идеале это создаст условия, когда размер будущей пенсии гражданина будет напрямую зависеть от взносов самого гражданина.
Предполагается, что данная новация отчасти будет стимулировать граждан выводить часть своих зарплат из тени, а в более отдаленной перспективе — позволит избежать вероятного коллапса ПФ, при котором нынешнее 30—40-летнее поколение может оказаться и вовсе вне пенсионного обеспечения. Известно, что доля пенсионных расходов — в условиях той демографической катастрофы, которая продолжается в Украине с 1992 г. (вот о чем уж явно власти пора открыто признаться гражданам!), — сегодня к ВВП составляет минимум 18%. Это самый высокий показатель в мире.
Кроме того, если наша власть хочет по-настоящему вести диалог с обществом (как и со своими политическими оппонентами) на равных, то, похоже, сейчас для нее самое время (с политической точки зрения, т. е. сохранения собственного электората) поубавить пыл преобразований экономических и выполнить свое базовое программное обещание перед избирателями. Приступить к преобразованиям гуманитарным. А точнее — принять уже запылившийся в парламенте закон о языках. Закон, нормы которого, несмотря на извращенную картину в СМИ и спекуляции, сегодня все-таки поддерживаются подавляющим большинством граждан (см., пожалуйста, “Динамика русского языка как государственная политика”, № 45(533) 12—18.11.10).
Дело в том, что либерализация и реформы в гуманитарной сфере, обещанные политсилами, находящимися ныне у власти, по меньшей мере могли бы ощутимо смягчить для них многие будущие политические проблемы в ходе реформ экономических.
“Упрощенцам” дали все
Итак, третья и последняя редакции Налогового кодекса, принятая парламентом 2 декабря и днем позже подписанная президентом, содержит несколько важных новаций. Главная — реформу упрощенной системы решено де-факто заморозить.
Из документа полностью исключена глава 1 раздела 14, касающаяся упрощенной системы, в результате чего практически целиком сохранен действующий ее формат. То есть до того момента, пока парламент не примет соответствующий закон об изменениях в Налоговый кодекс, работать продолжает прежний указ президента — “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства” (№ 727/98 от 3.07.1998).
А следовательно, сохраняется и действующая ставка единого налога на уровне 200 грн. при годовой выручке до 500 тыс. грн. для физлиц-предпринимателей (помимо которой, те уплачивают взнос в Пенсионный фонд в размере 300 грн.), а также сохраняются все действующие нормы для юрлиц-упрощенцев.
Власти и протестующие предприниматели договорились, что в течение ближайших двух месяцев должен быть разработан новый законопроект, реформирующий упрощенную систему. К процессу его разработки обещают привлечь всех желающих представителей профильных предпринимательских ассоциаций.
В новом кодексе осталась норма, по которой предприятиям, работающим на общей системе налогообложения, отныне запрещено относить на валовые затраты покупку у “упрощенцев” товаров и услуг. То есть такие затраты теперь будут облагаться налогом на прибыль. Понятно, что данная норма несколько ущемляет некоторых СПД-шников. Однако цена вопроса, как убеждают авторы последней версии кодекса, для бюджета чрезмерно велика. Именно закупки товаров и (в особенности) услуг у предпринимателей, облагающихся налогом в 200 грн., были одной из наиболее массовых схем налоговой “оптимизации” (см. “Акт третий: счет 1:1”, № 48(536) 3—9.12.10). Вступивший в силу кодекс не запрещает предприятиям и дальше сотрудничать с “единоналожниками”, но подобные их расходы будут учитываться при расчете базы прибыли, т. е. с них нужно будет уплатить налоги.
По предложению Виктора Януковича в окончательный текст также вошла норма, которая разрешает относить на валовые затраты оплату услуг консалтинга, маркетинга, рекламы от нерезидентов. Правда, тут было введено одно важное условие — если такие затраты не превышают 4% выручки. Т. е. поскольку речь идет о выручке, а не о прибыли, 4% оборота компании законодатели посчитали вполне достаточным пределом, чтобы законные и необходимые бизнесу операции (не связанные с оптимизацией) благополучно продолжать.
Сложности или разночтения могут возникнуть лишь для некоторых видов бизнеса, и в этой связи в ходе доработки правительству, очевидно, следует еще раз внимательно “взвесить” данную норму на предмет рисков для ряда добросовестных предпринимателей.
Введение 4%-ного барьера затрат с оборота — важная новация, которая призвана убрать не только один из распространенных способов “оптимизации”, но и перекрыть наиболее удобный нелегальный вывоз капитала за пределы страны: теперь вообще нельзя относить на затраты услуги от иностранных компаний, имеющих офшорный статус.
Среди важных новаций — исключение ряда норм, которые касались расширения прав налоговой администрации. Обязанность доказывать правомерность решения налоговиков (в том числе относительно начисления налоговых обязательств) отныне возлагается на сами налоговые органы (тем самым введен принцип презумпции невиновности), причем делать это налоговикам придется исключительно через суд.
Итак, один из результатов налоговой реформы в том, что под нее практически пока не подпадет многочисленная категория предпринимателей, пользующихся налоговыми льготами (единый налог в 200 грн.), аналогов которых практически нет в мире. Если с “единщиками” так и не договорятся (а события показали, что разговор этот проходит туго), львиная доля поступлений в бюджет, как и прежде, будет формироваться за счет налогов, уплачиваемых компаниями на общей системе, — тех, где работает подавляющее число граждан. Среди этих налогов — НДС, налог на прибыль, подоходный налог, взносы в соцфонды, таможенные экспортно-импортные пошлины.
Таким образом, из почти 14 млн. официально работающих граждан 11,4 млн. человек через предприятия, работающие на общей системе налогообложения, фактически отдают бюджету налогов на сумму около 200 млрд. грн. В то же время 2,6 млн. официально зарегистрированных “упрощенцев”, по самым максимальным оценкам, дают бюджету не более 3 млрд. грн. (прежде всего за счет поступлений от единого налога в 200 грн.). Итого, почти 20% работающих дают 1,5% налоговых поступлений бюджету, тогда как остальные 80% работающих — 98,5%.
Детенизация как ресурс
На сегодня уровень “теневой” экономики, по оценкам международных и отечественных экспертов, колеблется в пределах от 30—40% (официальная оценка государства) до 50% ВВП. Считается, что именно детенизация экономики должна стать тем основным, а может, и единственным спасительным ресурсом в решении ряда системных проблем (от пенсий и зарплат бюджетников до инфраструктуры ЖКХ).
Расхождения оценок экспертов по определению уровня тенизации объясняется тем, что четких алгоритмов для таких расчетов по-прежнему в мире не существует. Известно около десяти различных методов ее оценки, каждый из которых, впрочем, имеет свои слабые стороны. Так, Минэкономики в регулярных отчетах чаще всего пользуется пятью из них: метод финансовый (оценка уровня завышенных убытков предприятий); метод монетарный (оценка передвижения денежной массы внутри экономики); метод оценки расходов электричества (рост/спад потребления электроэнергии предприятиями и домохозяйствами говорит о реальной деловой активности, а у домохозяйств — о количестве новой бытовой техники); метод сравнения расходов домохозяйств с объемами розничного товарооборота. Результаты указанных расчетов с использованием интегрального метода сводятся к некоему средневзвешенному индексу.
По оценкам НИИ социально-трудовых отношений при Минсоцтруда, приведенным в последнем докладе по этой теме (“Направления детенизациии экономики Украины, преодоление скрытой занятости и получения зарплаты в “конвертах”), сокрытие доходов и правонарушения в сфере налогообложения в стране охватывают практически все виды финансово-хозяйственной деятельности. Увод оборотов в тень характерен не только для коммерческих, но и для госпредприятий.
Наиболее теневыми отраслями (по последней оценке Минэкономики) являются операции с недвижимостью — почти 62% оборота. Затем идет страхование — 53%, строительство — 40% и деревообработка — 32%. В то же время, согласно альтернативным исследованиям НИИ информации и моделирования экономики, значительная доля теневой деятельности сегодня сконцентрирована в промышленности (около 32,5%). Но самые теневые — сельское хозяйство (72,5%), строительство (70,8%) и сфера услуг (31,5%).
По разным оценкам, еще в докризисный период размер “серых” зарплат колебался в пределах 20—40% легальных трудовых доходов. На сегодня этот показатель, как считают эксперты из Минсоцтруда, существенно выше. Согласно оценкам Института экономических исследований и политических консультаций, в 2007 г. руководители около 72% крупных компаний и 82% мелких предприятий признавали, что регулярно платят взятки представителям госорганов. Причем, как отмечают работодатели, для ведения предпринимательской деятельности они вынуждены были платить взятки независимо от того, нарушается ими законодательство в области налогообложения или нет.
В докладе НИИ социально-трудовых отношений также говорится, что такой масштаб тенизации ВВП привел к катастрофическим последствиям: бесправное положение наемных работников, значительная доля зарплат которых является неофициальной, в результате чего работники имеют заниженные социальные гарантии. Кроме того, теневая экономика создает неконкурентные условия и искаженную экономическую среду, которая больше всего и отпугивает иностранных инвесторов. Имеет место и очень высокая дифференциация доходов, полученных в теневом бизнесе, — это усугубляет социальное неравенство в обществе.
Куда сбежал основной капитал?
Разумеется, и за единым налогом кроется значительная часть оборотов теневой экономики.
Однако что у нас происходит с крупным бизнесом? Да, он и сегодня является главным наполнителем госказны — пара десятков крупнейших предприятий дают более 2/3 всех налоговых поступлений бюджета. Но доля тенизации в тех отраслях, где формируются основные доходы, даже по официальным оценкам власти, чрезмерна.
Вспомним, как формировался этот крупный бизнес. Формировался он как раз путем теневых схем — сомнительной (мягко говоря) приватизации заводов и фабрик, которые затем пережили беспрецедентный “апгрейд”. Целые отрасли подверглись реструктуризации, в результате которой многие из них нынче ушли в полное небытие. И именно приватизация породила вначале массовую безработицу, а затем — выпихнула на рынки миллионы высококвалифицированных специалистов. Эти граждане вот уже 20 лет не имеют никаких иных альтернатив, кроме как торговать китайско-турецким ширпотребом.
В новом кодексе — множество льгот и послаблений, в том числе для крупного бизнеса. Считается, что эти послабления тоже должны стимулировать предпринимателей выводить обороты в легальный сектор.
Отныне все дивиденды, выплачиваемые собственникам акций, не будут включаться в доходы предприятий. Т. е. дивиденды не облагаются налогами, которые взимаются с акционерных обществ. Взамен этого новый кодекс предусматривает снижение налоговой ставки на доходы физлиц от акций — до 5% (с 15%). Тем самым упраздняется и двойное налогообложение акций.
С одной стороны, предполагается, что данная новация позволит существенно оживить выплату дивидендов предприятиями — процесс, который тоже находился долгое время под бременем теневых схем, создаваемых основными владельцами предприятий (в ущерб миноритариям). Как следствие — доля акций в финансовых активах предприятий должна существенно вырасти. А это станет серьезным стимулом для всего рынка акций, в результате чего фондовый рынок начнет выполнять свою ключевую функцию — инвестирования в развитие предприятий. То, чего в украинских реалиях до сих пор не было.
В Украине так и не заработал фондовый рынок (в отличие, скажем, от России, где крупнейшим инвестором уже давно является само население). И главная причина в том, что гражданам вообще не было смысла “вкладываться” в акции, которые до сих пор “двигались” по рынку лишь с целью перераспределения активов — они не давали никаких дивидендов. Теперь, возможно, для частных инвесторов появится резон вкладывать деньги в акции, по крайней мере крупнейших предприятий, которые смогут обеспечивать публичную дивидендную доходность. Теоретически серьезные компании должны быть в этом заинтересованы, ведь привлечение денег на развитие предприятия за счет выпуска и продажи акций куда дешевле и выгодней банковских кредитов.
Впрочем, вопрос в том, что получится реально. Скажем, насколько будет выгодней бизнесу осуществлять “вывод доходов” из своих АО легально и внутри страны (т. е. через дивиденды) по сравнению с привычными офшорными схемами или “черным налом”.
На первый взгляд, правительство вроде бы готово переходить в наступление на теневую экономику по всем фронтам. Например, запустить ряд мер, которые снизят “привлекательность” офшоров.
6 декабря вице-премьер Тигипко заявил, что Украина готовится денонсировать соглашение с Кипром об избежании двойного налогообложения. Если власти этой республики будут, как и раньше, затягивать переговоры по данному вопросу (это, кстати, считается официальной причиной того, что соглашение за 20 лет так и не денонсировано), то Украина выйдет из договора в одностороннем порядке!
Как известно, между Украиной и Кипром действует соглашение, подписанное еще во времена СССР. Оно и считается одной из главных “налоговых дыр”, через которые Украину покидают теневые капиталы.
В ВР несколько раз вносился законопроект о денонсации соглашения, но документ не находил поддержки.
“Кипр давно превратился в крупнейшего инвестора украинской экономики: из этой страны инвестировано более $8,5 млрд., — пояснил на днях вице-премьер позицию Кабмина. — А из Украины в Кипр, по данным официальной статистики, только прямых инвестиций — $6,3 млрд. Всем понятно, что эти инвестиции — средства украинских предприятий, которые избегают налогообложения. Именно поэтому мы и должны перекрыть каналы потерь бюджета через офшоры”.
Действительно, даже беглый взгляд на многолетнюю статистику внешней торговли и инвестиций указывает на весьма “причудливые” факты: Кипр является крупнейшей страной-инвестором в украинскую экономику (22% всех инвестиций извне), а также главной страной, куда “инвестирует” сам украинский бизнес (92,8% всех украинских инвестиций за рубежом за 20 лет по состоянию на 1 октября 2010 г.)!
Если взглянуть на отчет Госкомстата, нетрудно заметить — наши бизнесмены “прокручивают” на Кипре свои деньги по статье, которая в официальной статистике значится как “Операции с недвижимым имуществом, аренда, инжиниринг и предоставление услуг предпринимателям”. Однако самое интересно в том, куда наиболее активно инвестируют эти “киприоты” в Украине. Сектора экономики, куда текут кипрские “инвестиции”, разнообразны: перерабатывающая промышленность (металлургия, химия, табачная промышленность), банковско-финансовый сектор, операции с недвижимостью, торговля, ремонт автомобилей, строительство, транспорт вместе с сельским хозяйством, гостиничный бизнес и даже “предоставление коммунальных услуг, а также услуг в сфере культуры и спорта”.
Однако если с Кипром правительству как-то удастся разобраться, возникает следующий вопрос: что делать почти с четырьмя десятками других офшорных зон, куда благополучно бегут украинские капиталы? Перечень офшоров содержится даже в официальном списке, принятом во время первой премьерской каденции Януковича (см. список офшоров из распоряжения КМ от 24.02.03, № 77-р7 “О перечне офшорных зон” (с изменениями от 01 февраля 2006 г. № 44-р). Официальная статистика показывает, что в десятку крупнейших инвестиционных партнеров Украины входят не только такие офшоры, как Кипр, но и Швейцария (с ее либеральными законами к банковским вкладчикам), а также известные “налоговые гавани”, входящие в юрисдикцию Нидерландов и Великобритании (в первую очередь Британские Виргинские Oстрова).
Единого списка офшорных территорий в мире не существует. Некую работу по контролю и регулированию офшоров ведет МВФ, однако в основном проблемы каждой отдельно взятой страны — это проблемы самой страны. Т. е. бдительности прежде всего центральных банков и правительств.
Детенизация офшоров
В классической офшорной территории, во-первых, максимально упрощен и ускорен процесс регистрации нерезидента, а при регистрации уплачивается символическая сумма. Например, в Панаме, с которой фиксируется чрезмерно активная “торговля” и украинских экспортеров, сегодня необязательно указывать даже учредителей компании.
Во-вторых, налоги с прибыли и подоходный налог с физлиц в офшорах уплачиваются по заниженным ставкам, а то и вовсе отсутствуют. Импортируемые для нужд компаний оборудование, авто, материалы не облагаются никакими пошлинами. Но главное — в большинстве “налоговых гаваней” гарантируется конфиденциальность работы компаний — там они освобождены от государственного (и, следовательно, международного) валютного контроля. Украинские налоговики, скажем, не могут обратиться в госорганы этих территорий с просьбой о проверке каких-то счетов.
Однако на этом сей международный финансовый абсурд не заканчивается. Поразительно, но наиболее крупные офшорные зоны самого либерального типа входят в юрисдикцию... Великобритании. А официальным их правителем значится британская королева Елизавета II: Багамские Острова, Британские Виргинские Острова, Каймановы Острова.
Существует также категория т. н. “офшорных зон повышенной респектабельности”. Здесь хоть и даются все вышеперечисленные налоговые льготы, но от компаний все-таки требуется какая-то финотчетность. Среди крупнейших офшоров этой категории два — Гибралтар и остров Мэн, которые тоже формально подчинены Ее Величеству. К “респектабельным” также относят и Ирландию.
Понятно, что вывоз капитала за пределы Украины происходит не только посредством инвестиционных (полулегальных) схем, но и различными менее заметными для государства способами, а также через внешнеторговые операции. В украинских реалиях, по-видимому, применяются экспортно-импортные схемы “отмывания” денег. Так, при экспорте товара или услуги из страны через офшор цена занижается, затем компания перепродает фактическому покупателю то же самое по действительной стоимости, но в итоге — вся прибыль остается у родственной офшорной компании. При импорте товара через офшор цена обычно занижается — для минимизации таможенных пошлин и НДС.
Если посмотреть экспортно-импортную украинскую статистику, нетрудно заметить: только в Европе неадекватно крупная торговля товарами и услугами (в первую очередь) имеет место с такими небольшими государствами, как Кипр, а также “гавани” типа Мальты, Лихтенштейна, Гибралтара.
После начала кризиса проблема бегства капитала в офшоры во многих странах стала одной из ключевых угроз — правительства разных стран разрабатывают меры увеличения налоговой нагрузки на операции с офшорами и более пристально отслеживают любые подозрительные транзакции. Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) подготовила рекомендации для стран, входящих в эту организацию, которые сводятся в первую очередь к ужесточению идентификации владельцев офшорных компаний. Участились случаи, когда западные банки при подозрениях в отмывании каких бы то ни было средств своих клиентов арестовывают деньги офшорных компаний и запускают расследования.
Украина не может препятствовать заходу капитала из офшоров — заходят все-таки живые деньги, а деньги стране нужны. Даже если речь идет о спекулятивных, т. н. коротких капиталах. В офшорах ведь бизнес ведут не только украинские бизнесмены, но и российские, европейские, американские, азиатские. Нашей стране, очевидно, имеет смысл разработать комплексные меры, которые будут на всех уровнях препятствовать именно взаимодействию отечественного капитала с офшорными субъектами.
Например, масса крупнейших украинских предприятий, ныне публично или непублично аффилированных с ведущими украинскими олигархическими группами, на самом деле числятся под управлением менее известных, но зарегистрированных в офшорах компаний. Это касается и ряда облэнерго, и облгазов, и предприятий, занятых добычей на территории Украины природных ресурсов. Это же касается и собственников крупнейших заводов, в т. ч. тех, что относятся к активам крупнейших олигархических семей, число которых принято считать на пальцах одной руки.
Сомнительных схем масса. Одна из последних — история с приватизацией еще в июле 2009 г. контрольного пакета крупнейшей в стране строительной компании “Киевгорстрой” (холдинг контролирует около половины общего объема жилищного строительства в Киеве и почти четверть — по стране). Генпрокуратура выяснила, что 80% акций холдинга не без содействия прежней власти не просто были незаконно приватизированы (причем о сделке стало известно лишь годом позже), но попали в руки очередных кипрских офшоров — Atima Ltd, Investion Ltd, Akvista Ltd и др.
Также недавно выяснилось, что неким кипрским Fossa Group Limited и Energum KWG Limited принадлежит часть акций другого крупного столичного предприятия — “Киевгаз”.
Но следы многих офшорных компаний ведут прямиком в самые высокие кабинеты. Так, компания Trout Cacheris, нанятая действующим правительством для оценки деятельности предшественников, выявила не только массу операций в сфере госзакупок через офшорные компании, но и одну любопытную деталь, касающуюся прошлогодней “эпидемии” т. н. свиного гриппа. Установлено, что в 2008—2009 гг. через некую Olden Group, принадлежащую офшорным компаниям из Белиза и о. Ниуэ, правительство Тимошенко закупило несколько миллионов доз вакцин для государственной системы здравоохранения. По мнению аудиторов, вакцины эти закупались по завышенным ценам. Именно это и стало основанием для подачи иска в американский суд на Olden Group — уже от имени правительства Азарова. В иске указывается, что данная компания использовала офшорные подставные фирмы для отмывания денег через банки в Латвии, США и других странах, в результате чего за два года через офшоры прокручивались средства “Укрвакцины” и Кабинета Министров на сумму более $50 млн.
P.S. Власть и оппозиция не могут определиться, сколько конкретно средств из Украины незаконно утекает за рубеж. Так, около двух недель назад, когда начали появляться новые подробности о темном деле с вакцинами, ЮВТ выступила с официальным заявлением: с момента, когда Янукович стал президентом, по ее словам, в офшорные зоны было выведено почти $24 млрд. В связи с этим двумя днями позднее Нацбанк распространил собственную аналитическую справку, в которой указал: “Данные цифры (приведенные ЮВТ. — Авт.) никоим образом не корреспондируются с официальной статистикой выведения капитала из Украины”. Так, по данным НБУ, т. н. “непродуктивный отток капитала” (объемы недополученной выручки за экспорт товаров и услуг; оплата за непоступивший импорт; платежи по фиктивным операциям с ценными бумагами) за первые восемь месяцев 2010 г. составил лишь $17 млн.
В то же время в предыдущие годы этот показатель был гораздо значительнее: $6,9 млрд. в 2004 г., $3,5 млрд. — в 2005 г., $4,4 млрд. — в 2006 г., $5,3 млрд. — в 2007 г. и $2,1 млрд. — в 2008 г. Отток существенно сократился с началом кризиса (до $218 млн. в 2009 г.), утверждают в НБУ. Объем прямых инвестиций из Украины в этом году составил всего $681 млн., вложения резидентов в зарубежные ценные бумаги — $16 млн., а увеличение зарубежных активов украинских банков (в виде депозитов и предоставленных внешних кредитов) — $1,069 млрд. “Однако природа и факторы такого оттока капитала существенно отличаются от непродуктивного оттока капитала”, — заключили в НБУ.
Как видим, внезапно всплывшая на поверхность тема офшоров, где уже два десятилетия благополучно “отсиживался” весь крупный украинский капитал, лишний раз показывает: теневая экономика проросла глубоко и надежно в самые недра украинской политики. А то, что время от времени всплывает на поверхность, — это лишь самая малая вершина айсберга. Иными словами, даже правительство Азарова вряд ли сумеет перекрыть возможности работы в “налоговых гаванях” — ибо для этого требуется отменять сами “гавани”. А за ними, как видим, все-таки скрываются очень влиятельные силы в мире. В такой ситуации власти, очевидно, лишь по силам начать договариваться со своим же крупным капиталом об условиях. При которых олигархии будет все-таки спокойнее средства свои держать там, где она их и зарабатывает — на родине.
Перечень офшорных зон, утвержденный Кабинетом Министров Украины (от 24.02.2003, распоряжение № 77-р)
1.Британские зависимые территории: Острова Гернси, Джерси, Мэн, Олдерни.
2. Ближний Восток: Бахрейн.
3. Центральная Америка: Белиз.
4. Европа: Андорра, Гибралтар, Монако.
5. Карибский регион: Ангилья, Антигуа и Барбуда, Аруба, Багамские Острова, Барбадос, Бермуды, Британские Виргинские Острова, Виргинские Острова (США), Гренада, Каймановы Острова, Монтсеррат, Нидерландские Антильские Острова, Пуэрто-Рико, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Содружество Доминики, Теркс и Кайкос.
6. Африка: Либерия, Сейшельские Острова.
7. Тихоокеанский регион: Вануату, Маршалловы Острова, Науру, Ниуэ, Острова Кука, Самоа, Южная Азия, Мальдивская Республика.
Для справки. Минфин России проводит собственный мониторинг офшорных юрисдикций и ведет соответствующий список таких территорий. Ныне действующий российский аналог в последний раз пересмотрен приказом Минфина РФ № 108н от 13.11.2007. В отличие от украинского списка, в российский не входит такой офшор, как Пуэрто-Рико. С другой стороны, в действующий украинский список не входит целая серия “налоговых гаваней”, которая определена российской стороной как офшоры. Среди таковых — Бруней-Даруссалам, специальные административные районы КНР Гонконг (Сянган) и Макао (Аомынь), Союз Коморы (остров Анжуан), Лихтенштейн, Республика Маврикий, остров Лабуан, Республика Мальта, Объединенные Арабские Эмираты, Республика Палау, Республика Панама, Республика Сан-Марино и остров Сарк.
Юрий ЛУКАШИН
Что скажете, Аноним?
[18:18 26 ноября]
[13:40 26 ноября]
[11:40 26 ноября]
19:30 26 ноября
19:15 26 ноября
18:00 26 ноября
17:50 26 ноября
17:40 26 ноября
17:30 26 ноября
17:15 26 ноября
17:00 26 ноября
16:45 26 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.