Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Налог на роскошь: закон для идиотов или улучшение жизни

[14:24 13 июня 2012 года ] [ Главред, 13 июня 2012 ]

Введение налога на роскошь вряд ли увеличит поступления в бюджет, считают эксперты.

Кабинет министров Украины внес в парламент документ, предлагающий ввести налог на роскошь. Налогообложение богатства может стать реальностью для Украины с 1 января 2013 года. Законопроект № 10558 “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налогообложения богатства и предметов роскоши” зарегистрирован в Верховной Раде 5 июня.

Согласно документу, объектами налогообложения являются: квартира общей площадью более 200 квадратных метров, дачный или садовый дом (более 500 квадратных метров), объекты жилой недвижимости, находящихся в собственности одного налогоплательщика (600 квадратных метров). Ставка налога на них составляет 2% от размера минимальной заработной платы за 1 квадратный метр. За легковые автомобили с объемом цилиндров двигателя более 3990 кубических сантиметров и мотоциклы (более 995 кубических сантиметров), суда, самолеты и вертолеты авторы документа предлагают взимать налог в размере 40% их стоимости. Кроме того, 10%-ный налог планируется взимать за покупку изделий из драгоценных металлов и камней, часов, мобильных телефонов стоимостью более 50 размеров минимальной заработной платы, оружия (стоимостью более 20 размеров минимальной заработной платы), изделий из меха, предметов искусства и антиквариата.

При этом в законопроекте отмечается, что к объектам налогообложения не относятся жилая недвижимость, которая находится в собственности государства или территориальных громад, объекты жилой недвижимости, расположенные в зонах отчуждения, объекты жилой недвижимости, в которых функционируют детские дома семейного типа, многоквартирные жилые дома, находящиеся на балансе юридических лиц, общежития и т.д.

По мнению министра экономического развития и торговли Петра Порошенко, практику уплаты налога на богатство и предметы роскоши чиновники должны начать с себя. “Правительство должно платить налог на роскошь в первую очередь. Этот шаг справедлив. Во всех странах принято: если есть дорогой автомобиль — заплати налог на роскошь”, — отметил Порошенко.

Опрошенные эксперты по отношению к инициативе власти ввести налог на богатство настроены крайне скептически. Мало кто из них верит в искренность намерений установить социальную справедливость и преодолеть разрыв между доходами различных групп населения, а соответственно — и в эффективность этого закона. Экономисты также не верят, что законопроект, подготовленный Кабмином, способен увеличить поступления в государственный бюджет. Однако специалисты отмечают, что у власти хватит политической воли сделать этот проект законом. Более того, они отмечают, что инициатива налогообложения богатства и роскоши возникает время от времени, как правило, незадолго до начала предвыборных кампаний.

Как налог на богатство отразится на поступлениях в госбюджет?

Суть законопроектов о налогообложении богатства, как правило, сводится к таким категориям и понятиям роскоши, из которых в Украине облагать практически нечего, отметил председатель Комитета экономистов Украины Андрей Новак. Так, например, роскошным считается тот автомобиль, стоимость которого превышает украинский аналог в 100 раз. “Если взять для примера автомобиль “Таврия”, стоимость которого примерно 5 тысяч долларов, то только авто, стоящее в 100 раз больше, будет облагаться как предмет роскоши. А таких автомобилей, как мы понимаем, в Украине всего несколько экземпляров”, — отметил экономист.

По словам Андрея Новака, законопроект содержит и другие спорные позиции, которые сводят на нет базу налогообложения. Поэтому поступления от налога на роскошь будут минимальными и существенно не повлияют на доходную часть бюджета.

Заведующий отделом экономической и социальной стратегии Национального института стратегических исследований, президент Центра антикризисных исследований Ярослав Жалило не берется прогнозировать до окончательного принятия закона то, как может отразиться реализация этой инициативы на поступлениях в бюджет. Однако, по его мнению, введение налога на богатство “находится в русле общеевропейских и мировых тенденций”. “В посткризисный депрессивный период отыскиваются возможности обеспечить определенную социальную справедливость: взять деньги богатых, чтобы использовать их на развитие, финансовое сбалансирование или социальную политику”, — отметил эксперт.

Необходимость введения налога на роскошь подчеркнул член Комитета Верховной Рады Украины по вопросам экономической политики, народный депутат Украины Алексей Плотников. “Во многих странах существует дополнительное обложение налогами высоких доходов, предметов роскоши и тому подобного. Если появится такой налог и будут облагаться сверхдоходы, это положительно повлияет и на бюджет страны, и на социальный климат в ней. Не считаю законопроект идеальным, но ко второму чтению будут внесены необходимые поправки”, — подчеркнул нардеп.

Коллега Плотникова по парламентской деятельности, первый заместитель председателя Комитета ВР по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики Сергей Терехин уверен, что законопроект о налогообложении богатства принимается не для того, чтобы увеличить поступления в бюджет. “Главная идея проекта власти — показать будущим избирателям, что она борется с богатством и роскошью. При этом никого не волнует, сколько денег попадет в бюджет”, — отметил депутат. И вообще, бороться, по его мнению, надо не с богатством, а с колоссальным расслоением украинцев по уровню доходов, а соответственно облагать не предметы роскоши, а доходы богачей, считает он. “Довольно по-швондерски выглядит то, что нужно облагать налогом меховые шапки, дорогие автомобили и большие квартиры. То, что сейчас предлагают облагать налогом, — это не доход. Доход — это когда люди получают деньги, чтобы купить шапки, яхты, самолеты и дома. Именно на этом этапе надо делать справедливое перераспределение украинского богатства, а не тогда, когда все уже несправедливо перераспределено”, — отметил Терехин.

Декларации, которые обнародовали чиновники, свидетельствуют о том, что свои миллионы они, как правило, зарабатывают с помощью “пассивных” доходов — процентов, дивидендов, роялти, доходов от операций с ценными бумагами, которые, согласно Налоговому кодексу, не облагаются налогами. А если облагаются, то в 8 раз меньше, чем заработная плата украинцев. “Поэтому первым делом, если власть хочет не обманывать своих избирателей, а ликвидировать резкое расслоение по уровню доходов, нужно установить налоги на такого рода доходы, доходы рантье, на уровне не ниже, чем налог, уплачиваемый с заработной платы. Но этого чиновники делать не хотят, поскольку исчезнет источник их состояний”, — подчеркнул нардеп.

В итоге он отметил, что законопроект о налогообложении предметов роскоши не имеет ни экономического, ни социального смысла. Поскольку с социальной точки зрения нужно перераспределять общественное богатство на этапе получения доходов, а не на этапе, “когда покупается какая-то дребедень за этот необлагаемый доход”. “От этого закона уклониться элементарно, если вы переводите имущество на юридическое лицо. А если это лицо будет нерезидентом, иностранцем, то его поймать вообще невозможно. Тогда — о каких поступлениях в бюджет может идти речь”, — отметил экономист.

Кто заплатит налог на роскошь — богачи или средний класс?

Кто в итоге будет платить налог на богатство, зависит от того, какие категории товаров окончательно закрепят в перечне предметов роскоши. Однако велика вероятность, что основное бремя налога ляжет не на состоятельных лиц, а на представителей среднего класса, предостерегают экономисты.

“Каким будет закон в конечном итоге, сложно прогнозировать. Но однозначно трудно поверить, что богачи примут закон о налоге на недвижимость или роскошь, который обложит налогом их самих. Могут быть такие базы налогообложения, которые богатые люди даже не заметят, а это означает, что не будет и существенных изменений доходной части центрального или местных бюджетов”, — рассказал Андрей Новак.

Подобные инициативы налогообложения богатства имеют смысл, когда в стране невысокий уровень коррупции, считает директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин. “У нас же льготами часто пользуются те, кто к ним не имеет никакого рационального отношения. Поэтому, боюсь, что с различными корректировками бремя налога, в конце концов, ляжет на плечи среднего класса. А для богачей сохранятся льготы, поскольку те будут иметь властные полномочия по получению доступа к ним. Поэтому не думаю, что данная инициатива имеет социальную направленность”, — отметил эксперт.

По мнению экономиста Ярослава Жалило, налог на богатство вряд ли ляжет на плечи среднего класса, поскольку “в новой редакции были повышены общие рамки этого налога, размер общих площадей и т.п.”. “В каждой стране средний класс разный. Возможно, в Швейцарии или Финляндии его представители владеют предметами роскоши. Но в Украине все-таки другие параметры среднего класса, а потому — нет, этот налог не ляжет на плечи среднего класса”, — отметил эксперт.

В то же время нардеп Алексей Плотников заверил, что разработанный Кабмином законопроект направлен исключительно на богатых, и налог на роскошь платить будут именно они. “Однако если возникнет риск, что закон не будет иметь должной адресности, будет затрагивать средний класс или еще более широкие слои населения, будут вноситься необходимые поправки, чтобы он гарантированно касался богачей”, — заверил регионал.

“Закон для идиотов”

Проект закона о налогообложении богатства и предметов роскоши “написан для идиотов”, убежден нардеп Сергей Терехин. Потому что, по его мнению, если человек хоть немного разбирается в экономике, он не заплатит ни копейки. “Когда у вас есть имение с сотнями гектаров леса и своим домом, и вы владеете им как физическое лицо, то на завтра, чтобы не платить разные налоги, вы будете полным идиотом, если не внесете этот особняк в уставный капитал юридического лица, которое согласно закону, уже не платит этих налогов. Если же записать, что юридические лица платят налог на роскошь с самолетов, вилл, тогда автоматически этим налогом будут облагаться студенческие общежития или пассажирские самолеты”, — пояснил депутат.

О “низкой культуре уплаты налогов”

Экономисты также считают, что при введении налога на роскошь может возникнуть ряд рисков, связанных с украинской системой декларирования доходов, в частности, с тем, что часть доходов богатых людей остается “в тени”. “В Украине, начиная от самого богатого олигарха и заканчивая мелким предпринимателем, никто не декларирует своих истинных доходов. Объем “теневой” экономики именно по этим причинам, по разным оценкам, составляет 35-45%. Поэтому если налогообложение будет связано с уровнем задекларированных доходов, то суммы от этих налогов будут просто мизерными, и никоим образом не повлияют на доходы бюджета”, — отметил Андрей Новак.

Поэтому, чтобы налог на роскошь начал работать более-менее эффективно, необходимо, прежде всего, решить проблему коррупции и “теневой” экономики, а уж потом внедрять подобные инициативы, считает Василий Юрчишин. “Причем начинать это нужно не с простых работников, а с чиновников. Если это не будет делаться, то в лучшем случае все останется просто предвыборной игрой. Но очень высока вероятность, что бремя налога ляжет на средний класс”, — предостерег эксперт.

Реализации инициативы Кабмина будет мешать и существующая в Украине “низкая культура уплаты налогов”, и отсутствие “склонности к социальной солидарности”, считает Ярослав Жалило. “Из опыта предыдущих попыток, например, внедрить транспортный налог, мы видим, что люди, которые могут платить налоги и могли бы поделиться с бедными, не желают этого делать. Поэтому можно прогнозировать, что состоятельные люди будут искать лазейки в законодательстве, которые позволили бы им избежать налогообложения”, — отметил экономист. При этом он добавил, что со стороны богачей это неразумно: те, кто имеют большие доходы, должны понимать, что, чтобы их сохранить, в обществе должен быть невысокий уровень социальной напряженности и должна поддерживаться справедливость. “Если богачи не осознают этого, то все их состояние окажется под большой угрозой. Поэтому из-за того, что часть состояния богачей находится “в тени”, эффективность закона о налогообложении богатства может быть значительно ниже”, — подытожил Жалило.

Налог на роскошь — часть предвыборной игры?

В то же время, эксперты уверены, что у власти хватит политической воли, чтобы сделать проект о налогообложении богатства и предметов роскоши законом. Но экономисты отмечают, что эта инициатива возникает, как правило, незадолго до начала предвыборных кампаний. “От власти поступает немало инициатив — и по борьбе с отмыванием денег, и по возвращению сбережений, и по возвращению капиталов из оффшоров. Уже не впервые рассматриваются инициативы о социальной справедливости и налогообложении богатства. В данном случае инициативы имеют смысл лишь в контексте приближающихся парламентских выборов. Даже если соответствующий законопроект примут в первом чтении, это вовсе не означает, что его введут в действие в 2013 или 2014 году”, — считает Василий Юрчишин.

Политическая воля для принятия этого закона у власти найдется, особенно если это будет элементом пиара накануне предвыборной кампании, убежден Андрей Новак. Но дело не в принятии или непринятии этого закона, а в его параметрах — какими будут базы и ставки налогообложения, что попадет под понятие роскоши, добавил экономист.

Не высказал сомнения относительно дальнейшей судьбы этого законопроекта и Ярослав Жалило. Он убежден, что документ будет принят. “Во-первых, он достаточно необременительный, и можно было бы создавать и больше нагрузки. Во-вторых, перед выборами могут употребляться и более активные действия по внедрению такого рода инициатив — ограничениям социальных льгот для различных органов власти”, — подытожил эксперт.

Сами же регионалы обещают проголосовать законопроект о налоге на богатство до начала летних каникул Верховной Рады, то есть в ближайшие две недели. В частности об этом заявлял депутат от Партии регионов Василий Горбаль. Однако он не взялся прогнозировать, когда законопроект будет принят во втором чтении. Поскольку, по его словам, уже на этапе предварительного обсуждения представители многих фракций высказали немало замечаний и дополнений к документу.

Надежда МАЙНАЯ

 

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.