Существует сто и одна причина, почему Украина вынуждена сейчас брать в долг у частных кредиторов деньги под 9,75% годовых, — уход инвесторов с развивающихся рынков в США, не лучший суверенный рейтинг, предстоящие выборы, сложности с МВФ, наконец, безысходность, толкающая нашу страну на этот шаг.
И есть лишь одна причина, объясняющая, почему мы вынуждены брать в долг под 10% сейчас, хотя могли это сделать в феврале под 5%, — это президент, в тот момент упрямо сопротивлявшийся созданию Антикоррупционного суда. Именно он несет ответственность за то, что техническая миссия МВФ, работавшая в Киеве с 12 по 16 февраля, уехала, не заключив с нами никаких договоренностей, что фактически закрыло Украине доступ на внешние рынки в самый удачный для этого период.
В итоге к концу четверга, 26 октября, Украина завершила размещение евробондов на общую сумму в 2 млрд долл., продав инвесторам пятилетние облигации на 750 млн долл. и десятилетние — на 1,25 млрд. Стоимость привлечения средств огромна: пятилетние облигации выставлялись на продажу со ставкой 9,25%, а десятилетние — со ставкой 10%. Немного сбить ставку помог спрос: он не просто был, а существенно превышал предложение — инвесторы подали заявки почти на 5 млрд долл. В результате ставка по пятилетним облигациям опустилась до 9% годовых, а по десятилетним — до 9,75. Как ни крути, все равно дорого.
Средства, вырученные от продажи ценных бумаг, поступят в Украину уже на следующей неделе, — инвесторам дается пять банковских дней на оплату сделки. Впрочем, не все деньги осядут в государственном бюджете этого года. На латание 70-миллиардной дыры госбюджета по внешнему финансированию пойдут 1,275 млрд долл. То есть ровно столько, сколько изначально хотел привлекать Минфин, когда понял, что на внутреннем рынке уже выбрал всю имеющуюся валюту.
Остальные 725 млн долл. пойдут на погашение совсем недавно взятого полугодового бридж-кредита. Помните, в конце августа Минфин привлекал средства с дисконтом и под 9% годовых, чтобы в сентябре провести плановые выплаты по внешним займам. Теперь мы взяли кредит под 9,25%, чтобы отдать кредит под 9%, — бессмысленная и беспощадная стратегия управления внешним долгом.
Напомним, что, размещая на рынке облигации на 725 млн, Минфин ожидал “получить преимущества от гибких условий привлечения средств”, но никаких преимуществ тогда никто не заметил. Минфин совершенно сознательно пропустил время, когда доходность по нашим бумагам была на уровне 6—7%, дождался пика и вышел на рынок, привлекая под 9%. И что действительно странно, именно этот шестимесячный кредит мы хотим отдать раньше срока, не в феврале 2019-го, а сразу после получения денег нового займа. Вот обрадуются инвесторы, купившие шестимесячные бонды, правда, господин Пасенюк?
Вообще стоимость привлечения нами средств не позволяет отделаться от ощущения, что кто-то неплохо зарабатывает на внешнем долге страны.
Неделей ранее на внешние рынки выходила Турция, например, продавая свои пятилетние евробонды. В Турции, напомним, в разгаре обвал национальной валюты, и учетная ставка 24%, и годовая инфляция 25,5%, и президент возглавляет правительство, а Министерство финансов — зять президента. Но, несмотря на весь этот букет, Турция привлекла
2 млрд долл. от внешних инвесторов на пять лет под 7,5% годовых. И даже это на самом деле очень дорого, потому что в апреле 2018-го Турция размещала десятилетние облигации под 6%.
Украина же при всей декларируемой макростабилизации, оптимистичном прогнозе ежегодного роста ВВП минимум на 3,4%, годовой инфляции в 8,9%, поддержке МВФ, кредитном рейтинге В-/В и стабильном прогнозе от Standard&Poor's радуется, что привлекла кредитные средства под 9,75%. При этом уже выпущенные нашим правительством евробонды сейчас на рынке торгуются в диапазоне от 7,2% с погашением в 2020 году до 8,8% с погашением в 2025-м.
Напомним, что внешний долг Украины на конец августа составлял 47,5 млрд долл. США, совокупный внешний и внутренний госдолг Украины уже вплотную приблизился к 75 млрд (см. табл. 1 на 3-й стр.). И в проекте госбюджета будущего года главная статья наших расходов — это выплата долгов и их обслуживание. В гривне долги Украины перевалили за 2 триллиона. Вместе государственный и гарантированный государством долг уже составляет 62% от ВВП. Это нормальная долговая нагрузка для развитых экономик, но не для экономик, которые развиваются. Если продолжать такими же темпами, ресурсов для развития мы не найдем никогда — все будем отдавать кредиторам, причем за счет новых кредитов.
Отдельная статья расходов — обслуживание долга, те самые проценты, которыми мы так щедро одариваем наших инвесторов. Свыше 145 млрд грн в будущем году мы заплатим только по процентам. Для ощущения масштаба — это без малого годовой бюджет Пенсионного фонда Украины.
Очевидно, что возвращать эти займы и проценты по ним, не привлекая новые средства, невозможно, но неужели нельзя занимать средства дешевле и в меньших объемах? Для понимания ситуации, 1,2 млрд долл. понадобились нам не для финансирования внешних долгов, а для латания бюджетного дефицита. И мы могли бы обойтись без этого займа, если бы согласились на секвестр бюджета. Напомним, что впервые о необходимости секвестра речь зашла еще в апреле этого года. Уже тогда было понятно, что профинансировать все статьи расходов не получится.
Но премьер был против сокращения расходов, и многостраничный отчет Минфина о том, что денег не хватит, его не убедил. А возглавившая Минфин, после увольнения Данилюка, Маркарова заверила всех, что необходимости в секвестре нет, денег всем хватит. Правда, к началу августа остатки средств на едином казначейском счете упали до минимального за 15 лет уровня, составив лишь 2 млрд грн. Впервые за несколько лет пенсионеры столкнулись с задержкой выплаты пенсий, а учителя в некоторых регионах до сих пор получают зарплаты не в полном объеме и несвоевременно, и для того, чтобы рассчитаться с ними, образовательную субвенцию этого года надо увеличить почти на 22%.
Но Минфин цинично сообщает, что госбюджет выполняется, и дефицит его будет удержан в пределах 2,6% от ВВП. При этом все понимают, что удерживать будут за счет сокращения расходов, а не прироста доходов. По данным Счетной палаты, по итогам первого полугодия, невыполнение плана поступлений по доходам госбюджета составило 74 млрд грн. И судя по всему, с того времени ситуация не улучшилась, так как нынешний выпуск евробондов прежде всего нужен был для закрытия 70-миллиардной бюджетной дыры.
В результате мы вышли на рынки в худшее время, и нас буквально растерзали спекулянты. Из развивающихся стран дороже, чем мы, в этом году никто средства не привлекал, и, наверное, не будет таких дураков. Инвесторы понимают, что впереди у Украины годы пиковых выплат по внешним и внутренним долгам, что в следующем году у нас президентские и парламентские выборы, что мы остро нуждаемся в деньгах. Позиция инвесторов ясна, они циничны и зарабатывают деньги, а не благотворительностью занимаются. Не ясна позиция украинского правительства и президента, которые сознательно полтора года портят взаимоотношения с МВФ, который кредитует под 2—3% на 15 лет, а потом бегут на рынок занимать на десять лет под 10%. Мы будем считать это глупостью или преступлением?
Могли бы мы не привлекать эти средства? Вполне. Если бы еще в апреле Гройсман начал думать о том, как сократить расходы бюджета, который выполнить без потерь не получается. Лишь треть этих средств пойдет на погашение нашего долга, остальные средства необходимы для того, чтобы прикрыть просчеты правительства при бюджетном планировании текущего года. То есть мы продолжаем наращивать наш внешний долг даже тогда, когда могли бы этого не делать.
Могли бы мы привлечь средства на более выгодных условиях? Запросто. В феврале-марте стоимость привлечения средств на внешних рынках была намного ниже. Аргентина столетние бонды под 7,1% размещала, Египет — десятилетние по 6,5%, Гана — одиннадцатилетние по 7,6%. Все, что нам было нужно, чтобы встать с ними в ряд, — позитивный сигнал от миссии МВФ, которая как раз в феврале была в Украине.
Мы его не получили. Для президента важнее было не терять темпы наращивания прибыли в преддверии выборов, чем выполнять требования МВФ. Даже тень Антикоррупционного суда тревожила гаранта и его троих друзей. И теперь украинцы будут оплачивать дополнительные проценты по кредитам, которых вообще могло не быть, — налог на президентскую жадность. Потому что в итоге Украина не смогла выйти на внешние рынки в самое благоприятное для этого время. Конечно, можно было бы попытаться привлечь средства без МВФ. Но нашелся бы покупатель, готовый инвестировать средства в страну, которая упорно отказывается выполнять условия другого кредитора? Окно для внешних займов на частных рынках для нас открывает МВФ, это не секрет и не новость для первых лиц страны. В результате “грамотной” политики которых наш неподъемный внешний долг вырастет еще больше.
Решая проблемы с пиковыми выплатами в ближайшие годы, Минфин создает проблемы пиковых выплат в будущих периодах. Если посмотреть на график наших выплат по внешним и внутренним долгам (см. табл. 2), очевидно, что до 2025 года ситуация простой не будет. И если правительство не изменит свои подходы к управлению государственным долгом, то и после 2025-го она не улучшится. Беря новые кредиты для выплаты старых, не развивая при этом экономику и не сокращая бюджетный дефицит, Украина лишь откладывает дефолт во времени, но не отменяет его.
Юлия САМАЕВА
Что скажете, Аноним?
[07:10 27 ноября]
[18:18 26 ноября]
[13:40 26 ноября]
10:00 27 ноября
09:20 27 ноября
09:10 27 ноября
08:50 27 ноября
08:30 27 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.