Виновных, как и следовало ожидать, не нашли. Но крайне символично, что за два дня до этого на заседании Кабинета министров прозвучало поистине сенсационное предложение министра энергетики и угольной промышленности Юрия Бойко создать на базе НАК “Нафтогаз Украины” легального безналогового импортера нефти и продавца нефтепродуктов. Неизбежный размер ущерба для госказны настолько велик — около 30 млрд. грн. в год, что данному законопроекту нефтегазового министерства многие… не придали особого значения. Скорее всего, никто не поверил в саму возможность реализации столь вопиющей инициативы в нынешних условиях, когда чернобыльцы и афганцы наступают со всех сторон. Между тем некоторые факты и обстоятельства говорят о том, что намерения легализировать “Ливелу” в лице “Нафтогаза” являются более чем серьезными.
“Бойко начал говорить сразу после того, как из зала вышел Клюев, которому принесли какую-то записку”, — так описывает очевидец эпизод заседания правительства 16 ноября 2011 года. “Вопрос нужно рассмотреть непосредственно сейчас, потому что нам нефть нужно ввозить”, — эти слова традиционно немногословного Юрия Бойко успел зафиксировать корреспондент агентства “Интерфакс-Украина”, также покидая зал заседаний по требованию протокола. Как выяснилось позже, таким образом “энергетический” министр презентовал коллегам законопроект о внесении изменений в Налоговый
кодекс.
Суть предложения до гениальности проста. Пункт 1: разрешить НАК “Нафтогаз Украины” в 2012 году завозить импортную нефть без НДС и в таком же режиме перепродавать ее нефтеперерабатывающим заводам. Пункт 2: первую продажу нефтепродуктов, произведенных из “льготной” нефти, также освободить от обложения НДС. Все законотворчество уместилось на половине страницы.
Давайте сразу определимся, о чем идет речь. Получив весьма ощутимую 20-процентную льготу, “Нафтогаз” превратится в безальтернативного поставщика нефти, который замкнет на себе обеспечение всех действующих нефтеперерабатывающих заводов — “Укртатнафту” (контролируется группой “Приват”), ЛИНИК (ТНК-ВР), Одесского НПЗ (“Лукойл”). Их суммарная мощность составляет около 20 млн. тонн, которые при средней цене 100 долл./барр. (именно такой прогноз сегодня превалирует в оценках инвестбанкиров и экономистов) будут подлежать обложению 23 млрд. грн. НДС. Кроме того, из перерабатываемой нефти отечественные НПЗ получают около 30% мазута, который на внутреннем рынке не востребован и поэтому полностью экспортируется. Не вызывает сомнений, что нефтепереработчики поставят на возмещение экспортный НДС, а это еще около 6 млрд. грн.
Таким образом, цена вопроса — минимум 30 млрд. грн.
Бороться есть за что, и борьба началась. Участники заседания Кабмина 16 ноября достаточно скупо и off records рассказывают о нем. Инициативу сходу раскритиковали, во-первых, за отсутствие предварительного рассмотрения столь серьезных документов, во-вторых, за проделывание очевидной пробоины в бюджете, который, как известно, треснул уже давно. Юрию Бойко оппонировали Сергей Тигипко и Вадим Копылов, высказал замечания Антимонопольный комитет, прозвучало еще несколько критических мнений.
Каково же было удивление, когда из протокола упомянутого заседания, появившегося ближе к концу недели, следовало, что законопроект Бойко был одобрен! Правда, этим протоколом Минэнергоугольпрому поручается доработать законопроект вместе с Минэкономразвития и торговли, ГНА, АМКУ и Минфином и, доведя законопроект до регламентных требований, подать Кабинету министров.
Инсайдер в Минэкономразвития рассказал, что само появление законопроекта Минэнергоугольпрома стало полной неожиданностью. “Официально документы из Минтопа зашли к нам около 11 часов утра 16 ноября, когда заседание Кабмина уже началось”, — говорит представитель ведомства. Но еще большим удивлением, по его словам, стало то, что в пятницу, 18 ноября, поступило протокольное поручение премьера Николая Азарова по итогам так называемого “малого” Кабмина от 14 ноября. Бумага гласит, что там этот законопроект был рассмотрен! Между тем никто из опрошенных участников “малого” Кабмина вспомнить рассмотрение этого вопроса не смог.
Детективная история с одобрением законопроекта Бойко и мнения очевидцев заседания 16 ноября позволяют с большой долей уверенности полагать, что данная инициатива была достаточно благосклонно воспринята Николаем Азаровым. У кабминовских наблюдателей это вызывает недоумение, так как в последнее время все отмечают особое внимание премьера к вопросам бюджета. Поэтому спокойное отношение к перспективе потери колоссальной суммы в 30 млрд. грн. многих, мягко говоря, удивило.
Неявное и нетайное
Не исключено, что премьер проникся аргументацией отраслевого министра, который в этом году не на шутку озаботился проблемами нефтегазодобывающей и нефтеперерабатывающей отраслей. Оставив в стороне перспективы освоения Черноморского шельфа (о них и так много пишут последние несколько месяцев, и уже не только в Украине), остановимся на нефтепереработке. Рассмотрим внимательно пояснительную записку к законопроекту о наделении “Нафтогаза” поистине царскими льготами.
Начнем с очевидного: “Реализация проекта не требует дополнительных расходов госбюджета”. Это правда, потому что бюджет ждут не расходы, а потери в размере около 30 млрд. грн.
Откровенной ложью является следующее пояснение: предложенные изменения не отменяют уплату НДС на импортное сырье, а только предоставляют отсрочку его уплаты на время, необходимое для доставки нефти до НПЗ и производства готовых нефтепродуктов. Если вы реально хотите дать отсрочку по уплате НДС и помочь заводам с оборотными средствами, то дайте им право выдавать вексель на сумму НДС! А пока из текста законопроекта следует, что ничто не мешает нефтеперерабатывающей компании, получившей согласно закону от “Нафтогаза” нефть без НДС, продавать в дальнейшем полученное из нее топливо на своих АЗС опять же без НДС. Ведь это же и будет первой продажей нефтепродуктов, которую также предлагается освободить от НДС!
Или другой вариант: “Нафтогаз” арендует или начнет скупать АЗС и опять-таки получает на НПЗ из безналоговой нефти безналоговые нефтепродукты, и осуществляет их первую продажу на АЗС конечному потребителю. И уж совсем не вызывает сомнений то, что, продавая таким образом топливо на своих станциях, нефтеперерабатывающие компании будут эту “первую продажу” сторонним компаниям-конкурентам осуществлять по тем же ценам — без НДС. Соответственно, тем придется начислять 20-процентный налог, т.е. конкурировать с НПЗ и НАКом никто не сможет. Как писали незабвенные Ильф и Петров, оставалось одно — погибать.
К слову, о конкуренции. В этой же пояснительной записке говорится, что целью закона, среди прочего, является “создание условий для функционирования стабильного, прогнозированного и конкурентного внутреннего рынка нефти и нефтепродуктов и его развития... и усиления энергетической безопасности страны”. Что будет с конкуренцией в рознице, мы уже выяснили. В опте будет не хуже (или не лучше).
Сегодня Украина получает нефтепродукты из полутора десятков внутренних и внешних источников, в том числе из Литвы, Польши, Румынии, Беларуси, Венгрии, Болгарии и даже Туркменистана! Максимум в течение полугода со дня принятия закона останутся три поставщика нефтепродуктов — “Приват”, ТНК-ВР и “Лукойл”. При этом две последние, как известно, являются российскими компаниями. Что вы там говорили об энергетической безопасности? Или кому-то мало газовых переговоров с россиянами? При желании в нынешних условиях названные выше компании могут занять до 40% украинского рынка нефтепродуктов. Зачем же отдавать 70%? Тем более, как показывает опыт последнего года, украинский рынок может обходиться без топлива ТНК-ВР (с мая Лисичанский НПЗ отправляет 80% бензина и ДТ в Россию, где сохраняется дефицит) и “Лукойла” (Одесский НПЗ уже год простаивает из-за фактической блокады “Приватом” трубопроводных поставок нефти). Если же останутся три производителя, даже без одного из них может стать очень тяжело. А бывает всякое… Вот в 2006 году прохудилась российская труба, ведущая на литовский НПЗ в Мажейкяе, так и не может российская “Транснефть” починить ее до сих пор… Благо, литовцы успели соорудить морской терминал, через него ту же российскую нефть и завозят уже пять лет…
Наверное, не нуждается в комментариях и такой пункт в записке: “Законопроект не требует проведения консультаций с общественностью”. В нашем случае видим, что не только с общественностью, но и с коллегами по правительству Бойко не сильно хочет консультироваться. Вместе с тем знающие люди говорят, что, учитывая размер видимого бонуса, с правительством действительно нечего обсуждать, здесь надо брать повыше.
Трудно сдержать улыбку и при прочтении следующих строк пояснительной записки: “Законопроект не содержит правил и процедур, которые могут содержать риски коррупционных правонарушений, и не требует проведения гражданской антикоррупционной экспертизы”. Действительно, какая тут коррупция, при ручном-то распределении всей нефти и нефтепродуктов? Подумаешь, разок в апреле этого года “Нафтогаз” прогнал российскую нефть в Лисичанск через две “прокладки” — фирму “Интергал” и панамскую Solid Corporation S.A. Ну, подумаешь, топливо из этой нефти НАК не может продать до сих пор — себестоимость после таких заокеанских проводок разбухла, в рынок уже полгода как не помещается… О вышках, опять же, говорить не будем.
Кстати, ООО “Фирма Интергал” входит в пул печально известных компаний фирмы “Тайстра”, откуда родом и нашумевшая “Ливела”. По решению судов, фирмуля из трех человек обставила бюджет Украины за три месяца на три “ярда” (мистика какая-то!). Сегодня эти “неудобства” предлагается ликвидировать и по сути сам “Нафтогаз” сделать “Ливелой” — безналоговым импортером. Только не по решению районных судов, а красиво — руками парламента с подачи правительства.
Приходится слышать мнения, что с помощью предлагаемой льготы “Нафтогаз” будет спасен от банкротства, цены на бензин перед выборами снизят, и прочую блажь. Опыт “Ливелы” показывает, что намного большие льготы (та, помимо НДС, еще и акциз не платила) не подарили украинцам дармовой бензин (при “оптимизации” около 30% стоимости потребитель получил “скидку” 10—20 коп./л). Или свежий пример — контрабандный “феодосийский” бензин и дизтопливо, завозимые сегодня этими отчаянными парнями по 5,5 и 6,6 грн./л, соответственно. Кто-то видел такие цены на заправках или хотя бы всего на пару гривен выше? Нет, потому что неуплаченные налоги — это взятки чиновникам и заработок поставщика. Поэтому должен разочаровать некоторых парламентских и правительственных романтиков: объем налогов, от которых откажется государство — 30 млрд. грн., — в случае принятия безналоговой идеи Минэнергоугольпрома превратится в прибыль владельцев НПЗ и чиновников, причастных к распределению льготной нефти и нефтепродуктов. В дальнейшем эта прибыль будет направлена на скупку независимых конкурирующих сетей АЗС от мала до велика владельцами нефтеперерабатывающих заводов и будущими владельцами готовящегося к приватизации “Нафтогаза”…
Заканчиваем читать пояснительную записку: “Принятие указанного законопроекта не вызовет негативных социально-экономических и других последствий”… Занавес.
Сергей КУЮН
Что скажете, Аноним?
[18:18 26 ноября]
[13:40 26 ноября]
[11:40 26 ноября]
19:30 26 ноября
19:15 26 ноября
18:00 26 ноября
17:50 26 ноября
17:40 26 ноября
17:30 26 ноября
17:15 26 ноября
17:00 26 ноября
16:45 26 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.