Помимо обязательств по фискальной, монетарной, банковской, антикоррупционной политике, в меморандуме традиционно есть пункты, касающиеся реформы государственного управления госкомпаниями.
Они вынесены как один из 19 структурных маяков, и от их выполнения будет зависеть объем финансовой поддержки Украины Фондом.
Обязательства в сфере корпуправления госкомпаниями, которые взяла на себя Украина
Украина должна провести реформу корпоративного управления в ООО “Оператор газотранспортной системы Украины” (ОГТС): передать акции компании от АО “Магистральные газопроводы Украины” (МГУ) Министерству энергетики и принять новый устав (структурный маяк, который необходимо выполнить до конца июля текущего года). А также избрать и назначить наблюдательный совет ОГТС до конца октября 2023 года.
До октября текущего года следует принять законопроект №5593-д по корпоративному управлению госпредприятиями. Верховная Рада приняла его в первом чтении еще в июле 2021 года, но он нуждался в доработке, поскольку не отвечал Руководящим принципам OECD по корпоративному управлению госкомпаниями.
Усилить подотчетность и расширить полномочия наблюдательных советов с предоставлением им окончательных полномочий назначать и увольнять руководителей.
Также МВФ запросил возобновить регулярную отчетность госпредприятий. Кроме тех, которые находятся на временно оккупированных территориях или в зонах боевых действий.
Почему к корпоративному управлению госкомпаниями приковано такое внимание
В государственной собственности в Украине находится значительное количество активов: из почти 3500 объектов разной организационно-правовой формы 40% работают только на бумаге, а каждое третье предприятие убыточно и выступает потенциальным источником фискальных рисков.
В Украине фрагментировано и запутано законодательство в сфере управления госактивами, что создает многочисленные коллизии, а затем возможности для злоупотребления.
В одних областях приватизация все еще не состоялась в полном масштабе. В других, таких как банковский сектор, государство было вынуждено осуществить национализацию частных банков и нарастить свою долю на соответствующем рынке до 60%.
Проблема в том, что государство далеко не всегда является эффективным собственником. Особенно это касается Украины.
Государственные предприятия продолжают оставаться лакомым куском для отдельных групп интересов, сосредоточенных на рентоориентированном поведении. В результате — госкомпании являются едва ли не самым большим коррупционным источником.
Сохранение политического влияния на работу госкомпаний часто ведет к их банальному хищению, в результате чего страдают налогоплательщики.
Недавняя история с бывшим главой ФГИУ, которого подали в розыск за организацию масштабной коррупционной схемы и завладение средствами госпредприятий на сумму более полумиллиарда гривен, — тому пример.
Приватизация или корпоративное управление
Ситуацию может поменять приватизация и реформа корпоративного управления госкомпаниями. Логика примерно такова: большинство активов приватизируем (или ликвидируем, если они действительно ничего не стоят), а на тех, кто имеет стратегическое значение для государства, внедряем высокие стандарты корпоративного управления. Таким образом, превращаем госпредприятия в эффективные, конкурентоспособные и инвестиционно привлекательные компании.
С приватизацией как-то не складывается — государство из года в год проваливало приватизационные планы. Ситуация сдвинулась в прошлом году, когда в условиях полномасштабной войны удалось возобновить крупную приватизацию, в том числе благодаря упрощению приватизационных процедур.
С реформой корпоративного управления тоже не все гладко.
Рамочные условия создали давно.
В 2016-м приняли закон, обязывающий госкомпании сформировать наблюдательные советы, где вместе с представителями государства должны быть и независимые директора. В 2018 году такие же требования были распространены на банки.
Независимые наблюдательные советы создали не во всех крупных госкомпаниях, а работа самих наблюдательных советов становилась причиной горячих дискуссий: уровень зарплат членов наблюдательных советов, их профессионализм или наличие четких КРІ.
Реформа корпоративного управления госкомпаниями вызывает значительное сопротивление со стороны заинтересованных групп. Пример — урегулирование работы независимых наблюдательных советов, которые должны обезопасить работу госкомпаний от политического влияния и использования в частных интересах.
Были попытки в 2020 году запретить иностранцам входить в наблюдательные советы украинских госпредприятий, с началом полномасштабной войны депутаты обязали членов наблюдательных советов возвращаться на место работы в течение 48 часов в течение действия военного положения.
Фактор войны оказывает существенное влияние на специфику работы госпредприятий, перспективы их приватизации и возможность реформы корпоративного управления.
Однако некоторые решения органов государственной власти достаточно сомнительны.
В ноябре 2022 года государство “национализировало” ряд предприятий: “Запорожтрансформатор”, “АвтоКрАЗ”, “Мотор Сич”, “Укрнафта”, “Укртатнафта”.
Формально национализации не произошло, изъятые активы приобрели статус военного имущества, а управление ими передали Минобороны. Фактически произошла частичная деолигархизация, поскольку Игорь Коломойский, Геннадий Боголюбов, Константин Жеваго, Константин Григоришин и Вячеслав Богуслаев потеряли контролируемые ценные активы.
В случае “Мотор Сичи” и “Укрнафты” решение распространилось и на миноритарные пакеты. 50% “Укрнафты” принадлежало государству в лице НАК “Нафтогаз”, 42% контролировали Коломойский с Боголюбовым, а остальные — многочисленные миноритарные владельцы.
Свежий кейс с “Укрнафтой” демонстрирует, как после “национализации” качество корпоративного управления ухудшилось. Нынешний состав наблюдательного совета не соответствует действующему законодательству и установкам OECD, требующим наличие независимых членов в наблюдательных советах. В частности, они должны возглавлять комитет по назначению и вознаграждению и аудиторскому комитету. В настоящее время эти важные функции контроля не работают.
Такая ситуация создает немало потенциальных рисков:
-
Есть угроза судебных исков от бывших владельцев компаний, учитывая, что изъятия являются временными. Правительство должно вернуть акции бывшим владельцам или компенсировать их стоимость после завершения военного положения в Украине.
-
Сомнительные решения в сфере корпоративного управления создают предпосылки для злоупотреблений на предприятиях.
-
Изъятие акций у миноритарных акционеров, в частности принадлежавших инвестиционным компаниям и частным пенсионным фондам, подрывает доверие к государству как партнеру.
Украина уже получила $2,7 млрд от МВФ в рамках новой программы финансирования на $15,6 млрд. Это часть общего пакета помощи Украине на $115 млрд в следующие четыре года. Завершить реформу корпоративного управления госкомпаниями — крайне необходимый шаг для их получения.
Ко всему она поможет превратить украинские госкомпании из источника коррупции в эффективные предприятия, которые смогут привлекать инвестиции и генерировать прибыль.
Василий ПОВОРОЗНИК