Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

НКРЭ и пазлы украинской экономики

[07:14 24 мая 2012 года ] [ Комментарии, 24 мая 2012 ]

Регулятор разработал проект постановления, согласно которому ряд промпредприятий будут переведены с 1-ого класса потребителей электроэнергии во 2-ой.

Представьте себе огромный пазл под названием “Экономика Украины”, над составлением которого трудится немалое количество чиновников из различных министерств и ведомств. Каждая группа занимается своим фрагментом, при этом создается впечатление, что некоторых из них не слишком заботит, как обстоят дела у коллег, какая получится в итоге общая картинка, да и сложится ли она вообще. Оттого в нашей стране нет единой государственной экономической политики. Некоторые чиновники самозабвенно складывают свои пазлы, из которых невозможно сложить целостное изображение. Ловишь себя на мысли, что действуют они по принципу “Процесс важнее результата”.

В апреле стало известно об инициативе НКРЭ (Нацкомиссия, осуществляющая регулирование в сфере энергетики) — перевести свыше сотни крупных промышленных предприятий с 1-го на 2-й класс потребления электроэнергии. Для этого планируется принять постановление под названием “Об утверждении “Критериев определения классов потребителей электроэнергии, дифференцированных по степеням напряжения”. Как сказано в пояснительной записке к проекту документа: “По результатам анализа последствий введения в действие положений постановления не ожидается наступление каких-либо отрицательных последствий”. Но возникает вопрос — верить предположению Нацкомиссии или имеющемуся примеру негативных последствий от аналогичного по сути решения?

Речь идет о ЗЗФ (Запорожский завод ферросплавов), 60% производственных мощностей которого с 1 января 2011 года НКРЭ перевела с 1-го на 2-й класс энергопотребления. В результате, тариф на электроэнергию для предприятия сразу же вырос на 35% и ежемесячные затраты на ее покупку увеличились почти на 20 млн. грн., достигнув в себестоимости продукции 54%. Кроме того, за минувший год стоимость электроэнергии поднималась 9 раз (общий рост составил 30,64%). А ведь речь идет о ферросплавном производстве — одном из наиболее энергоемких.

В сложившейся ситуации ничего не оставалось, как остановить большую часть производственных мощностей (их загруженность упала с 70% до 40%), полностью закрыть один из цехов (цех №4, крупнейший на предприятии), загасить 15 из 31-ой ферросплавной печи, вынужденно уволить 1400 работников (почти 40% от общего числа), перевести большинство подразделений на 4-дневную рабочую неделю, отдельных — на 3-дневную (соответственно, зарплата оставшихся сотрудников сократилась на 23%). По итогам 2011 года производство на ЗЗФ снизилось на 29,2% (к 2010 году), если позапрошлый год предприятие закончило с чистой прибылью в 105,41 млн. грн., то прошлый — с чистым убытком в размере 758,92 млн. грн.

Все из-за стремления НКРЭ увеличить поступления платежей за электроэнергию от ЗЗФ. Если ЗЗФ перевести с 1-го на 2-й класс энергопотребления и тем самым повысить тариф на электроэнергию, посчитали в Нацкомиссии, завод будет покупать то же самое количество электроэнергии, однако, платить за него значительно больше. Согласно расчетам, дополнительные поступления завода в казну государства должны были составить в 2011 году 277,75 млн. грн. Но поскольку объемы закупаемой ферросплавщиками Запорожья электроэнергии существенно уменьшились, энергетики недополучили 908,27 млн. грн. Налицо серьезный просчет регуляторного госоргана.

К сожалению, уроков из просчетов не извлекают. Иначе не объяснишь желание регулятора изменить критерии отнесения промышленных предприятий к классам потребителей электроэнергии. Опять пресловутая борьба за увеличение объемов платежей за электроэнергию, без взвешенного учета ожидаемых негативных последствий.

В случае принятия упоминавшегося постановления, например, СЗФ (Стахановский ферросплавный завод) попадет в катастрофическое положение. Крупнейший производитель ферросилиция в Украине, бюджетообразующее предприятие города Стаханов, стабильно обеспечивающее работой более 1600 его жителей, направляющее значительные финансовые ресурсы в государственную и местную казну (в 2011 году завод перечислил в бюджеты всех уровней почти 48 млн. грн.). Переведет НКРЭ его на 2-й класс энергопотребления — и СЗФ будет вынужден полностью остановиться, так как цена на электроэнергию вырастет для него на 27,3%, а дополнительные затраты на ее покупку превысят 260 млн. грн. При существующем удельном весе расходов на электроэнергию в себестоимости продукции 51-60%, завод станет убыточным. И остановится.

СЗФ и при нынешней стоимости электроэнергии с трудом несет бремя постоянно растущих цен на электроэнергию для украинской промышленности (за 5 месяцев текущего года стоимость 1 кВт*ч повышали 3 раза). Из-за специфики нормативной базы предприятие вынуждено оплачивать услуги, которые ему фактически не оказываются — платит за транспортировку электроэнергии локальными сетями и за потери при ее транспортировке, хотя не имеет подключения к локальным сетям, а подключено непосредственно к магистральным сетям.

Ферросплавным предприятиям страны приходится уменьшать выпуск товарной продукции в т.ч. и потому, что на внутреннем рынке Украины засилье импорта. При непротивлении этому со стороны государства. Перевод на 2-й класс энергопотребления остановит СЗФ, и тогда отечественные металлургические предприятия будут полностью зависеть от иностранных поставщиков такого важного вида ферросплавов, как ферросилиций.

В одном ряду с СЗФ могут оказаться Донецкий электрометаллургический завод, Шосткинский завод химических реактивов, другие предприятия, причем, подавляющее их число входит в горно-металлургический комплекс, ситуация в котором не вызывает оптимизма. В I квартале 2012 года, по сравнению с тем же периодом минувшего года, доналоговый убыток отрасли вырос в 3,6 раза — до 5,3 млрд. грн., рентабельность реализованной продукции снизилась с “минус 2,5%” — до “минус 11%”. Выплавка стали уменьшилось на 5,5%, производство готового проката снизилось на 4,9%, кокса — на 1,5%, ферросплавов — на 26,7%. Одновременно с этим, импорт металлопродукции в Украину вырос в на 62,7%, железорудного сырья — на 61,8% (за квартал в годовом исчислении).

Горно-металлургический комплекс — это около 25% ВВП Украины, свыше 30% в товарной структуре экспорта, более 40% поступлений валюты в страну, 500 тыс. рабочих мест. Подобное отношение к стратегически важной отрасли экономики неизбежно приведет к дальнейшему ухудшению положения в ГМК. По итогам I-ого квартала 2012 года наша страна переместилась с 9-ого места в рейтинге крупнейших производителей стали на 11-ое. Но дело не столько в престиже, сколько в утрате внешнего и внутреннего рынков, падению отчислений в госбюджет Украины, уменьшении притока валюты в страну в условиях напряженной ситуации с внешнеторговым балансом. И в росте социальной напряженности — следствием уменьшения объемов производства является рост безработицы.

Но чиновники, отвечающие за регулирование в электроэнергетике, похоже, продолжают настойчиво собирать свою часть пазла, не видя общей картины в экономике, не замечая, что их фрагмент в нее не вписывается. Вероятно, требуется влияние тех руководителей государства, которые способны видеть целостную картину развития страны.

 

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.