Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

НАК “Нафтогаз Украины” — вчера, сегодня, завтра

[08:52 08 октября 2011 года ] [ Газета 2000, №40, 7 - 13 октября 2011 ]

На информационный запрос “2000” о деятельности НАК “Нафтогаз Украины” отвечают специалисты крупнейшей нефтегазовой компании страны.

23. Общество не перестает будоражить тема 11 млрд. куб. м газа RosUkrEnergo AG (RUE), изъятого правительством Юлии Тимошенко для внутренних потребностей. Расскажите подробнее о схеме возврата газа.

— На сегодня во исполнение решения, принятого Арбитражным трибуналом при Арбитражном институте Торговой палаты Стокгольма, НАК “Нафтогаз Украины” вернула RUE 12,1 млрд. куб. м природного газа. Указанные объемы отобраны из подземных хранилищ газа (ПХГ) Украины, транспортированы по ее территории и переданы RUE на выходных газоизмерительных станциях, о чем сторонами и подписаны соответствующие акты.

Комментарий. Поводом для международного скандала стало “Дополнение № 1” к соглашению об объемах и условиях транзита российского газа через территорию нашей страны с 2009-го по 2019 г., подписанное по поручению Юлии Тимошенко бывшим первым зампредседателя “Нафтогаза Украины” Игорем Диденко. Согласно этому документу ОАО “Газпром” перечислило НАК авансовый платеж за услуги по транзиту газа в размере $1,7 млрд., одновременно переуступив ей право взыскать с RUE долг (на такую же сумму) перед российским газовым монополистом.

Однако Тимошенко вместо взыскания долга потребовала растаможить и принять на баланс НАК природный газ RUE в объеме 11 млрд. куб. м, который находился в ПХГ.

В тот период “2000”, анализируя данный вопрос, в статье “Чьи же 11 млрд. куб. м? Идет гражданская война” (№ 11, 2009 г.) сделали вывод, что принадлежащий RUE газ хотя и был закачан в украинские ПХГ, в соответствии с украинским законодательством находился в режиме транзита, будучи предназначенным для поставок в европейские страны. И его нельзя использовать для поставок внутренним потребителям, не переведя в режим импорта, т. е. не растаможив, — а это может сделать только владелец газа (RUE).

И оказались правы.

Международный арбитражный трибунал в Стокгольме 8 июня 2010 г. обязал “Нафтогаз Украины” вернуть RUE 11 млрд. куб. м газа, а также выплатить компании установленный контрактом штраф в товарной форме в размере 1,1 млрд. куб. м газа.

У нас в стране СБУ провела досудебное следствие по уголовному делу по обвинению должностных лиц “Нафтогаза Украины” и Гостаможслужбы в растрате принадлежащего RUE природного газа и его незаконной растаможке в феврале—марте 2009-го. По данным СБУ, в ходе следствия собрано достаточно доказательств, подтверждающих вину ряда сотрудников.

Были арестованы И. Диденко (находился под арестом с 12 июля 2010 г.), экс-председатель Гостаможслужбы Анатолий Макаренко и замначальника Энергетической региональной таможни Тарас Шепитько. Двум последним Апелляционный суд Киева в начале июля 2011-го изменил меру пресечения на подписку о невыезде, однако отказался освободить из-под стражи бывшего первого зампреда правления НАК.

25 июля текущего года Печерский райсуд Киева удовлетворил ходатайство защиты И. Диденко о выделении в отдельное производство дела в отношении их подзащитного.

31 августа Диденко заявил суду, что в 2009 г. подписал договоры о таможенном оформлении природного газа RUE, поскольку был абсолютно уверен, что получил соответствующие директивы Кабмина, а не лично Юлии Тимошенко, которая тогда возглавляла правительство.

5 сентября вышеупомянутым райсудом он приговорен к трем годам лишения свободы условно. Судебный процесс в отношении Макаренко и Шепитько продолжается.

24. ОАО “Укртранснефть” в 2010 г. сократило по сравнению с 2009-м прокачку нефти на 22,7% (на 8 млн. 733,9 тыс. т) — до 29 млн. 801,4 тыс. т. При этом транзит нефти снизился на 30,8% (на 8 млн. 972,1 тыс. т) — до 20 млн. 139,5 тыс. т. Сокращение объемов транзита продолжается и в этом году.

В то же время пропускная способность системы отечественных магистральных нефтепроводов на входе составляет 120 млн. т в год, а на выходе — 67 млн. т и еще в начале 2000-х российское ОАО “АК “Транснефть” транспортировало по украинской территории около 50 млн. т в год.

Почему так резко упали объемы транзита и что предпринимается для их увеличения?

— С 2002 г. — в связи с завершением строительства “Транснефтью” участка нефтепровода в обход территории нашей страны — резко уменьшились объемы транзита нефти в направлении Новороссийска (до 2001-го транспортировалось в среднем около 26 млн. т в год), а с 2008-го поставки вообще прекратились. В 2005 г. российскую нефть перестали поставлять на Херсонский, а в 2007-м — на Кременчугский НПЗ (ежегодные объемы — соответственно 3 млн. т и около 6 млн. т). В 2009 г. прекратилась перевалка казахской нефти через терминал в порту Одесса (ежегодные объемы — до 9 млн. т).

Ввиду этого, а также во исполнение Плана мер по реализации проекта Евроазиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК) и Программы диверсификации источников поставок нефти в Украину на период до 2015 г. ОАО “Укртранснефть” подписало договор на поставки легкой азербайджанской нефти из порта Одесса на Кременчугский НПЗ. За 2010-й по данному маршруту поставлено 1,6 млн. т нефти (благодаря чему поставки импортного сырья на отечественные НПЗ возросли по итогам года более чем на 20%), на текущий запланировано 3 млн. т.

В 2010-м снизились объемы перевалки нефти через морской нефтяной терминал “Южный” до 3 млн. т в год, а также не был подписан договор относительно загруженности нефтепровода Одесса—Броды в реверсном направлении на 2011-й. Исходя из этого ОАО “Укртранснефть” заключило договор с ЗАО “Белорусская нефтяная компания” о предоставлении услуг по транспортировке нефти азербайджанских месторождений по нефтепроводу Одесса—Броды на Мозырский НПЗ в Беларуси (не менее 4 млн. т легкой нефти ежегодно). На сегодня начата транспортировка азербайджанской нефти на западноукраинские заводы ОАО “Нефтехимик Прикарпатья” и ОАО “НПК “Галичина” в соответствии с подписанными договорами (до 2,5 млн. т на каждый из НПЗ).

При этом “Укртранснефть” в полном объеме продолжает выполнять обязательства по обеспечению надежного, бесперебойного транзита нефти российских грузоотправителей в направлении Лисичанского НПЗ, Чехии, Словакии и Венгрии в соответствии с контрактами.

Комментарий. О нашем видении резкого падения объемов транзита нефти по территории Украины см., в частности, “Сухие Броды. Как Ющенко Европу спасает” (“2000”, № 21, 22, 2009 г.) и “Ни года без войны” (“2000”, № 7, 2010 г.).

25. Правительство и некоторые владельцы НПЗ демонстрируют стойкую невосприимчивость к инновациям в нефтеперерабатывающей отрасли, из-за чего не достигнут уровень контрольных цифр “Национальной энергетической программы Украины до 2010 года” по увеличению глубины переработки нефти до 75%. За минувшие годы на заводах с государственными пакетами акций не построен ни один комплекс по глубокой переработке нефти, поэтому ряд НПЗ оказались не готовы к переходу с 1 января 2011 г. на стандарт Евро-4. Какие шаги в связи с этим предпринимаются на входящем в НАК Шебелинском газоперерабатывающем заводе (ГПЗ)?

— Переработкой нефти и газового конденсата и производством нефтепродуктов в стране занимаются шесть нефтеперерабатывающих предприятий (НПП): ЗАО “Укртатнефть” (Кременчуг) и “ЛИНИК” (Лисичанск), ОАО “Херсоннефтепереробка” (Херсон), “ЛУКойл — Одесский НПЗ” (Одесса), “НПК “Галичина” (Дрогобыч) и “Нефтехимик Прикарпатья” (Надворная), а также на Шебелинском ГПЗ, входящем в структуру ДК “Укргазвыдобування”. Общая мощность названных шести НПП по первичной переработке нефти сейчас составляет свыше 51 млн. т нефти в год.

За последние годы объемы переработки углеводородного сырья в стране значительно сократились, в том числе из-за того, что отечественные нефтеперерабатывающие мощности не модернизируются и не реконструируются. Для обеспечения потребностей отечественной экономики в нефтепродуктах высокого качества необходима системная модернизация нашей нефтеперерабатывающей промышленности, направленная на углубление переработки нефти и получение из нее высококачественных продуктов при существенном снижении энергозатрат на переработку. Это требует больших инвестиций.

Шебелинское отделение по переработке газового конденсата и нефти (ОПГКН), входящее в состав ДК “Укргазвыдобування”, выпускает, в частности, автомобильные бензины согласно Госстандарту (ГСТУ) 4063-2001 и дизельное топливо в соответствии с ГСТУ 3868-99. Мощности завода позволяют перерабатывать до 1 млн. т газового конденсата и нефти в год.

Существующие здесь технология и технологическое оборудование не обеспечивают производства бензинов и дизельного топлива повышенного качества по ГСТУ 4839:2007 и ГСТУ 4840:2007 (Евро-4). Для существенного улучшения качества нефтепродуктов на ОПГКН предусмотрено построить установку изомеризации легких бензинов и установку гидроочистки дизельного топлива. Реализация этих проектов требует значительных капитальных вложений; проектирование и строительство займут не менее двух лет. Провести тендер на выполнение проектных работ и поставку основного технологического оборудования установки изомеризации планируется в текущем году. Выполнено технико-экономическое обоснование и ведется подготовка к проведению тендера на проектирование и строительство установки гидроочистки.

При нынешнем состоянии отрасли, работающей на минимальном уровне технологической возможности (загруженность составляет 22—25% проектной мощности), восстановить ее возможно при условии повышения инвестиционной активности со стороны владельцев НПП.

Чтобы ускорить модернизацию отечественных НПЗ, нужно в первую очередь принять в кратчайшие сроки ряд соответствующих законодательных и нормативно-правовых актов, которые будут способствовать активизации этой работы, а именно два следующих закона:

— Относительно внесения изменений к тарифному регулированию (повышение пошлины) на импортированные светлые нефтепродукты, проект которого разработан Минэнергоугля. Благодаря ему повысятся экономическая целесообразность переработки нефтяного сырья, уровень загруженности отечественных НПЗ, инвестиционная активность в нефтеперерабатывающей отрасли.

— О внесении изменений в некоторые законы относительно стимулирования реконструкции и модернизации действующих и строительства новых объектов нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслей.

НАК “Нафтогаз Украины” убеждена, что эти мероприятия на первом этапе позволят активизировать работу по восстановлению нефтеперерабатывающей отрасли.

26. За 2000—2004 гг. первичная переработка нефти на отечественных НПЗ увеличилась с 9,0 млн. т до более чем 21 млн. т; при этом объемы собственного бензина и дизельного топлива возросли почти втрое. Однако с 2005 г. показатели неуклонно снижаются; в 2009-м они вернулись на уровень середины 90-х годов прошлого столетия — порядка 10 млн. т.

В результате место отечественных переработчиков на внутреннем рынке занял импорт. В 2008-м его доля впервые превысила 55%, а в прошлом году (ввиду кризисного падения спроса) составила около 40%. Примечательно, что среди основных поставщиков бензина и дизтоплива на наш рынок нефтепродуктов значатся страны, не относящиеся к числу нефтедобывающих, такие как Беларусь и Литва.

В то же время еще осенью 2003 г. НАК “Нафтогаз Украины” и нефтяная компания “Экойл” (Киев) начали реализацию совместного проекта по созданию государственной сети АЗС “Нафтогаз-Экойл”, однако он не получил развития. Намерена ли НАК разрабатывать проект формирования подобной сети?

— Учитывая частые необоснованные колебания цен на моторные топлива (что негативно влияет на социально-экономическую ситуацию в стране), Минэнергоугля разработало усовершенствование организационной структуры, обеспечивающей потребительский рынок нефтепродуктами, путем развития сети автозаправочных комплексов (АЗК), которая должна быть подчинена государственному оператору. Такие АЗК производят заправку моторными топливами и реализацию сопутствующих товаров. Главная цель — удовлетворить потребности рынка в качественных нефтепродуктах по экономически прогнозируемой стоимости.

“Нафтогазом Украины” разработана Концепция развития госсети АЗК, определяющая этапы ее построения. Предусмотрено до 2015 г. создать сеть АЗК из 500 единиц и сеть из 20 нефтебаз, которые будут расположены в большинстве регионов страны. В рамках реализации Концепции планируется, помимо строительства собственной сети АЗК, привлекать такие комплексы по франчайзинговой программе.

На сегодня под брендом ДК “Укргазвыдобування” в Харьковской обл. работают 11 АЗК, на которых реализуются нефтепродукты производства Шебелинского ГПЗ.

ДК “Укргазвыдобування” получила разрешение Антимонопольного комитета страны на приобретение дополнительных 84 АЗК в большинстве регионов Украины, что позволит довести количество собственных АЗК до 95 единиц.

Создание “Нафтогазом Украины” сети АЗК создаст предпосылки для контроля около 10% розничного рынка нефтепродуктов, что значительно усилит государственную координацию в сфере энергообеспечения страны.

Комментарий. По вопросам 25 и 26 см. также “Нечистая нефть. Кто убил наше производство топлива” (“2000”, № 25, 26, 2009 г.) и “Отечественная нефтепереработка — назад в 90-е годы” (“2000”, № 6, 2010 г.).

27. Было издано несколько указов о создании на базе НАК национальной вертикально интегрированной нефтяной компании (ВИНК), которая должна была стать сильным игроком на украинском рынке нефтепродуктов и влиять на его ценовую политику. Последним из этих актов Виктор Ющенко в мае 2005-го поручил премьер-министру Юлии Тимошенко создать ВИНК до 10 июня 2005 г. И хотя Тимошенко, как обычно, бодро отрапортовала, что выполнит указ президента в течение двух недель, этого так и не произошло.

Какова позиция НАК по этому вопросу: нужна ли ВИНК — или данная идея потеряла актуальность?

— Мировой опыт и общеэкономическая ситуация в стране говорят о необходимости создания мощной национальной компании, которая бы объединяла сферы собственной добычи, переработки нефти и реализации нефтепродуктов, а в период кризиса в экономике — приобретала необходимую жесткость и централизацию, становясь инструментом государственной политики на рынке нефти и нефтепродуктов.

Такая интеграция позволит повысить эффективность использования госимущества и создать в данной сфере целостный комплекс для обеспечения экономической и энергетической безопасности государства, стабильного функционирования рынка нефтепродуктов. Благодаря указанному объединению удастся согласовать долгосрочные экономические интересы государства с возможностью гибкой и быстрой трансформации при изменении условий, в которых будет действовать компания.

Практика подтверждает целесообразность вертикальной интеграции при развитии нефтяного бизнеса. Так, в нефтеперерабатывающей промышленности РФ действуют свыше 20 НПП, которые входят в состав 13 нефтяных компаний. Наиболее известные из них — “ЛУКойл”, “ТНК-ВР”, “Роснефть”, “Сургутнефтегаз”, “Сибнефть” — созданы по образцу ведущих западных нефтяных компаний и успешно развивают свой бизнес, выдерживают конкурентную борьбу как на российском рынке, так и на рынках ближнего и дальнего зарубежья.

Однако отечественные нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие предприятия организационно разделены между собой. И потому значительная часть прибыли оседает у посредников, которые действуют на нефтяном рынке нашей страны, получая сверхдоходы от переработки так называемой давальческой нефти на здешних НПЗ.

Между тем пунктом 4 статьи 2 указа президента от 18.05.05 № 823/2005 “О мерах по стабилизации ситуации на рынке нефти и нефтепродуктов” Кабмину было поручено решить вопрос о создании вертикально интегрированной схемы управления корпоративными правами, которые принадлежат государству в уставных фондах нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компаний.

При этом в соответствии со ст. 1 закона от 23.12.04 № 2294-IV “О приостановке приватизации предприятий нефтеперерабатывающей промышленности Украины” временно — до принятия Государственной программы приватизации на 2004—2006 годы и закона об особенностях приватизации предприятий нефтеперерабатывающей промышленности — приостановлены приватизация и внесение государством в уставные фонды хозяйственных обществ всех форм собственности пакетов акций предприятий нефтеперерабатывающей промышленности Украины, которые находятся в государственной собственности.

В связи с этим для создания вертикально интегрированной схемы управления корпоративными правами, которые принадлежат государству в уставных фондах нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компаний, и для обеспечения эффективного управления ими прежде всего необходимо, чтобы Верховная Рада приняла законодательный акт, направленный на урегулирование этого вопроса.

Учитывая указанные особенности действующего законодательства и то обстоятельство, что 100% акций НАК “Нафтогаз Украины” находятся в собственности государства, для обеспечения сохранения за государством существенных рычагов влияния в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отраслях экономики необходимо создавать отечественную вертикально интегрированную нефтяную компанию именно на базе “Нафтогаза Украины”.

28. Не так давно принят давно ожидаемый закон “О принципах функционирования рынка природного газа”, которым, в частности, предусмотрено обособление функций производства, распределения и поставок природного газа.

Первый замглавы администрации президента Ирина Акимова заявила, что реструктуризация НАК “Нафтогаз Украины” должна завершиться в 2011 г. Расскажите подробнее о предусмотренных вышеупомянутым законом принципах реструктуризации.

— Тематическая рабочая группа “Реформа нефтегазовой промышленности” под председательством министра энергетики и угольной промышленности Юрия Бойко, созданная во исполнение указа президента от 21.12.10 № 1154/2010 “О мерах по обеспечению эффективности реализации Программы экономических реформ на 2010—2014 годы “Зажиточное общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство”, сейчас прорабатывает предложения относительно реформы нефтегазовой промышленности.

Эта реформа должна решить следующие основные задачи:

— привлечение средств на внешних и внутренних рынках для обеспечения финансовой стабилизации компании и реализации ее инвестиционных проектов;

— создание на базе НАК “Нафтогаз Украины” прозрачной и эффективной вертикально интегрированной компании;

— увеличение добычи нефти и газа, улучшение экономических показателей работы компании.

Основной приоритет реформ в 2011 г. — совершенствование норм действующего законодательства.

Кроме того, приказом Минэнергоугля от 24.03.11 № 26 создана рабочая группа по вопросам реструктуризации “Нафтогаза Украины”, которая сегодня занимается подготовкой тендера для привлечения советников (консультантов) к проведению реструктуризации компании и подготовительных работ перед выходом на иностранную фондовую биржу.

Комментарий. “2000” на протяжении многих лет отстаивали идею реструктуризации “Нафтогаза Украины”. Для нас было очевидно: плачевное состояние НАК во многом обусловлено структурой отечественного нефтегазового монополиста. Ведь концепция этой структуры была задумана как концентратор финансовых потоков отрасли для их непрозрачного перераспределения в интересах правящей кланово-политической группировки. Менялись президенты, премьеры, министры, но паразитические схемы лишь модифицировались... их основы при этом не затрагивались.

В частности, газодобывающие предприятия реализуют добытый газ “Нафтогазу Украины” (фактически аппарату чиновников, не имеющих никакого отношения к процессу добычи газа), затем газ передается ДК “Газ Украины”, от нее — ОАО по газоснабжению и газификации (облгазам), которые транспортируют и поставляют углеводородное сырье конечному потребителю. Именно в этой цепочке у посредника (“Нафтогаза Украины”) оседает достигающая миллиардных сумм разница между экономически обоснованным уровнем цены и обоснованным чиновниками уровнем тарифов. Отсюда — экономический парадокс: дочерние компании НАК были прибыльными, а “материнская” балансировала на грани банкротства.

Мы были убеждены: целью реформирования “Нафтогаза Украины” должно быть создание эффективно действующей системы добычи газа и нефти, их транспортировки и поставок. И вот, похоже, экономическая целесообразность восторжествовала.

Верховная Рада приняла закон “О принципах функционирования рынка природного газа”, предусматривающий, в частности, обособление функций производства, распределения и поставок этого полезного ископаемого.

Президент 2 сентября поручил правительству до 1 октября подать на рассмотрение управляющего совета комитета экономических реформ программу реформирования НАК “Нафтогаз Украины”. Такая программа, согласно документу, необходима в связи с присоединением Украины к договору об учреждении Энергетического сообщества и с адаптацией законодательства страны к законодательству ЕС в сфере энергетики, а также для реформирования нефтегазовой отрасли. В соответствии с поручением президента в ней должны, в частности, содержаться данные об инвентаризации активов НАК, ее дочерних компаний и о распределении активов на профильные и непрофильные с предложениями о дальнейшем использовании последних. А также излагаться предложения о модели реализации государственными предприятиями функций в нефтегазовой сфере.

Кроме того, правительству надлежит до 1 октября подготовить и внести в ВР законопроекты в связи с реформированием “Нафтогаза Украины”.

Министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко, еще несколько лет назад ярый противник реструктуризации отечественного нефтегазового монополиста, заявил 16 сентября в эфире телеканала “Интер”, что реформирование НАК — это выполнение обязательств перед ЕС:

“С февраля 2011 года наша страна является полноправным членом Европейского энергетического сообщества. Фактически мы вступили в Евросоюз в сфере энергетики. А правила Евросоюза, так называемый “третий пакет”, предопределяют разделение транзита, продажи и добычи. Это правило уже адаптировано во всех странах Евросоюза”.

Глава Минэнергоугля добавил, что до 1 января 2012 г. разделение функций “Нафтогаза Украины” будет завершено. По его словам, после реформирования НАК компании будут либо выведены на IPO*, либо выставлены на продажу, что позволит Украине привлечь от $10 млрд. до $12 млрд., которые будут направлены на внедрение систем энергоэффективности и увеличение объемов добычи газа.

_____________________________

* IPO (от англ. Initial Public Offering) — первоначальное публичное предложение акций компании на продажу широкому кругу лиц.

Министр подчеркнул, что при реформировании все взятые обязательства будут выполнены, а часть привлеченных средств пойдет на погашение кредитов, после чего, по его оценкам, свободными останутся около $7 млрд. Он также отметил, что в процессе реформирования “Нафтогаза” будет определен правопреемник НАК по исполнению газовых контрактов 2009 года с “Газпромом”.

В заключение приведем слова второго президента Леонида Кучмы, сказанные в эксклюзивном интервью агентству “Интерфакс-Украина” 13 сентября (interfax.com.ua, 15.09.11): “За независимость всегда нужно быть готовыми платить. Когда нужно — кровью. В более спокойное время — можно деньгами, если не хватило политической мудрости и экономического расчета. При этом не нужно путать плату за независимость с платой за глупость. Новогодние “газовые войны” 2006-го и 2009-го, провальные итоги которых неизменно объявлялись победами, начались еще в 2005-м, когда цена в $50 (за 1 тыс. куб. м природного газа. — ИФ) на 10 лет или создание газотранспортного консорциума с участием России и Германии кому-то показались “предательством национальных интересов”.

Экс-президент пожелал твердости президенту Виктору Януковичу, мужества — переговорщикам “и всем, кто этой осенью держит нашу газовую оборону”. “Потому что после катастрофических “побед” отступать нам нельзя. Да и некуда”, — подчеркнул он.

Леонид ГУСАК

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.