Так, на сегодняшний день на “Кузне на Рыбальском” ударными темпами достраивается еще один малый бронированный артиллерийский катер типа “Гюрза-М”, подписан контракт на постройку еще одного в следующем году. Всего киевляне на сегодняшний день сдали шесть таких катеров. Однако пока стоит говорить только о четырех в боевом составе, так как даже если россияне и вернут два захваченных, то, скорей всего, выведут все системы из строя. Так они уже делали в мае-июне 2014 г., когда передавали нашей стране захваченные корабли, самолеты и боевую технику береговых частей. Так, ракетный катер “Прилуки” был передан без противокорабельных ракет “Термит”, а на танки и БМП, что называется, без слез нельзя было смотреть — настолько они варварски были приведены в небоевое состояние.
При этом военные делают ставку на еще один тип боевых катеров, который, по их мнению, является более перспективным, — речь идет о десантно-штурмовых катерах типа “Кентавр”. Два таких катера 19 ноября 2018 г. прибыли в Одессу, где сейчас проходят государственные испытания. Есть информация, что заказаны еще два таких катера, которые должны быть сданы в следующем году.
Быстроходные и малозаметные десантно-штурмовые катера типа “Кентавр”, как свидетельствует мировой опыт, могут успешно применяться для решения широкого круга задач, которые возлагаются на военный флот в военное время. Причем наши катера имеют гораздо более мощное вооружение, чем ближайшие российские или западные аналоги, а также противосколочное бронирование.
Основное вооружение — это два боевых модуля с крупнокалиберными (12,7 мм) и 40-мм гранатометами УАГ-40, а также два 20-зарядных блока для запуска 80-мм неуправляемых ракет. Причем это не просто авиационная система вооружения, поставленная в силу необходимости, а серьезно “оморяченная” система с современной системой стабилизации. И самое главное — с современными боеприпасами отечественного производства РС-80, которые позволяют эффективно работать не только по наземным и надводным целям на дальности до 7 км, но и по воздушным типа БПЛА или вертолет на высотах до 4 км.
Поражение воздушных целей достигается за счет применения осколочной боевой части с программируемым взрывателем, который позволяет осуществлять подрыв ракеты в воздухе в нескольких метрах от цели. Для поражение же наземных целей есть “старые, добрые” кумулятивы.
Стоит заметить, что благодаря высокой степени автоматизации, экипаж может управлять всем вооружением дистанционно — непосредственно из бронированной рубки.
Конструктивно корпус и рубка катеров этого типа выполнены с применением элементов технологии обеспечения малой заметности, отработанных еще на проекте “Гюрза-М”. Кстати, на фоне в общем неудачной для нас операции в Керченском проливе почти ушел тот факт, что наши два катера достаточно долго оставались не обнаруженными российской погранохраной и фактически неожиданно для них оказались уже почти возле моста. Что может свидетельствовать об эффективности применяемой “стелс”-технологии проектирования.
Известно также, что на “Кентавр” устанавливается радиолокационная навигационная станция Furuno DRS4D-NXT и самые современные средства связи — в частности, спутниковый терминал Iridium Pilot.
Интересно, что, судя по наличию на “Кентаврах” блоков для отстрела дымовых гранат, нашим конструкторам удалось поставить систему постановки завесы, задачей которой является обнаружение атакующих ракет, а также лазерного облучения со стороны вражеской системы наведения. После определения направления угрозы автоматически производится отстрел дымовых гранат, а образуемое при этом облако дыма препятствует оптическому, лазерному прохождению сразу нескольких типов и инфракрасному наведению ракет разных типов на катер.
Большую часть корпуса занимает десантный отсек, из которого есть проход в носовую часть — к выдвижной аппарели, что позволяет безопасно высадить десант из 30 бойцов непосредственно на необорудованный берег или мелководье.
Как утверждает производитель, в создании “Кентавра” используется отечественное оборудование. Исключение составляют только дизельные двигатели производства американской Caterpillar, водометов (Новая Зеландия) и редукторов (GTP). Кстати, именно иностранные поставки несколько тормозят общий темп поставок.
Как утверждают на “Кузне на Рыбальском”, при надлежащем финансировании возможно разворачивание серийного производства в виде одного катера каждый месяц или два. Однако необходим некий “зазор” в виде трех-девяти месяцев — ровно столько нужно для поставок двигателей из-за границы.
Если “Кузня на Рыбальском” сможет освоить серийное производство и будут выделены необходимые бюджетные средства, то более мощные и универсальные “Кентавры” могут стать основой азовской группировки ВМСУ. Что, в свою очередь, позволит более оперативно реагировать на агрессивные действия российских пограничников.
Также стоит отметить, что пока нет никакой достоверной информации о ракетных катерах типа “Лань”. Закладка первого планировалась уже в 2018 г., однако, по всей видимости, эти не планы не выполнены. И связано это прежде всего с недоведенностью основного оружия “Лани” — отечественной противокорабельной ракеты “Нептун”. Кстати, именно из-за этого ракетный катер “Прилуки” был спущен после капитального ремонта без модернизации — а на нем также планировалось поставить пусковые установки для ПКР “Нептун”.