Ирландский лоукост-перевозчик Ryanair хочет настолько эксклюзивных условий обслуживания в аэропорту “Борисполь”, что аэропорт просто не может их предоставить, не нарушив украинское законодательство, и не понеся миллиардные убытки.
Сегодня генеральный директор “Борисполя” Павел Рябикин озвучил основные моменты, которые мешают завершить переговоры с Ryanair подписанием соглашение о сотрудничестве.
Для более полного понимания нынешней ситуации он описал концепцию, по которой “Борисполь” развивается сегодня. Это — концепция аэропорта-хаба, который служит мощным пересадочным узлом для транзитных пассажиров. И в этом году доля трансфертных пассажиров приближается к 30%. Для аэропорта транзитные пассажиры очень выгодны — их дешево обслуживать, а при этом они приносят существенную экономическую выгоду.
Рябикин упомянул и недавнее совещание в Кабинете министров, посвященное дальнейшему развитию украинских аэропортов. На нем говорилось о том, что хаб-концепция сохраняется, и аэропорту нужно вкладывать большие средства в свое развитие именно в этом направлении. По словам Рябикина, у “Борисполя” уже есть пятилетний план развития, который предусматривает несколько основных блоков.
Первый — строительство дополнительных выходов на посадку, чтобы разгрузить ныне действующие в расчете на рост пассажиропотока в будущем.
Второе — расширение действующего терминала “D”. Он проектировался на пропускную способность 15 млн пассажиров в год, что составляет около 40 тыс. в день, а, по словам Рябикина, в отдельные дни он уже обслуживал 39,8 тыс. пассажиров. Это означает, что предел пропускной способности вот-вот будет достигнут. “Чтобы обеспечить нарастающий пассажирский поток, нам нужно, чтобы инфраструктура развивалась опережающими темпами”, — сказал он.
В планах “Борисполя” — довести в ближайшие 5 лет пропускную способность терминала до 20 млн пассажиров в год, при том, что в этом году “Борисполь” планирует обслужить около 10 млн пассажиров.
Еще одним немаловажным пунктом развития “Борисполя” является реконструкция второй взлетно-посадочной полосы, потому что без этого обеспечить рост пассажиропотока уже после достижения отметки в 20 млн просто невозможно.
Также “Борисполь” поставил себе задачу создать новую систему авиационной безопасности по принципу “требования ИКАО+”. Другими словами, в воюющей стране, где аэропорты являются объектом внимания со стороны недругов, безопасность должна быть на более высоком уровне, чем в мирных странах.
И конечно же, реализация подобных планов потребует очень немалых денег — “Борисполю” на реализацию пятилетней программы потребуется около 10 млрд гривен.
Однако все эти планы по развитию “Борисполя” можно будет задвинуть в ящик стола и забыть, если принять условия лоукостера Ryanair. Во-первых, некоторые требования ирландского лоукостера просто невыполнимы с точки зрения украинского законодательства. В частности, Ryanair хочет получить бесплатно целый набор услуг: аэронавигацию, стойки регистрации, стоянки для такси, площади для рекламы и площади в терминале, систему приема багажа, площади для продажи билетов и даже землю для строительства гостиницы.
Кроме того, Ryanair хочет, чтобы “Борисполь” выплачивал авиакомпании 35% доходов магазинов duty-free. Кроме того, авиакомпания хочет, чтобы аэропорт кредитовал ее в течение 60 дней (что не соответствует требованиям финансовой дисциплины), а также обеспечил бронирование мест для стоянки самолетов (что технологически невозможно).
Однако этим аппетит Ryanair не ограничился. Авиакомпания хочет, чтобы для нее установили ставку пассажирского сбора в размере 7,5 доллара сразу на четыре года, а она при этом обязуется обеспечить “Борисполю” 150 тыс. пассажиров в год. Рябикин же говорит, что “Борисполь” хочет от Ryanair ежегодного увеличения пассажиропотока на 150 тыс. человек, и только тогда действие ставки в 7,5 доллара может быть пролонгировано на следующий год.
Кроме того, стороны не могут сойтись еще в одном моменте — в каком случае авиакомпания будет иметь право на скидки. По мнению Ryanair, скидку она должна получить, если она открывает новый рейс в “новый аэропорт”. А “Борисполь” готов предоставлять скидку, только если авиакомпания открывает новый рейс на “новое направление”. Между этими двумя формулировками — огромнейшая разница. “Борисполь” считает, что “новое направление” — это аэропорт не менее чем в 100 км от уже “открытого”. Рябикин пояснил, чем принятие позиции Ryanair в этом вопросе может обернуться для “Борисполя”. Сегодня British Airways, везя из Киева пассажиров в аэропорт “Хитроу” (24 км от центра Лондона), платит “Борисполю” 26 долларов пассажирского сбора, МАУ , отправляя пассажиров в “Гатвик” (46 км от Лондона), платит 16 долларов пассажирского сбора, а Ryanair хочет возить пассажиров в аэропорт “Станстед” (48 км от Лондона) и платить 7,5 доллара с каждого пассажира.
Рябикин сегодня озвучил то, что прогнозировали ранее эксперты авиаотрасли: если согласиться на условия Ryanair, то это может закончится тем, что и British Airways, и МАУ через Антимонопольный комитет добьются снижения своих ставок также до 7,5 доллара с пассажира. А вслед за British Airways и МАУ к руководству “Борисполя” придут другие авиакомпании, которые возят пассажиров через другие европейские аэропорты, являющиеся конкурентами лондонских на трансатлантическом направлении, и также потребуют скидок. В итоге для “Борисполя” это обернется потерей 25 млн долларов в год.
Кроме того, вслед за этим МАУ может потребовать скидок для других маршрутов, что в конечном итоге грозит для украинского аэропорта потерей 2 млрд гривен в год. “Я считаю такой риск недопустимым”, — заявил Рябикин. Он считает, что потенциал “Борисполя” по предоставлению скидок для Ryanair уже исчерпан, тем более, что стоимость скидок, предложенных “Борисполем”, намного превышают стоимость того, что “Борисполь” хочет от Ryanair. “Мы сделали шаг навстречу стоимостью 360 млн гривен. Теперь мы ждем ответного шага в 13 млн гривен”, — подвел Рябикин итог многомесячных переговоров между аэропортом и лоукостером.
И судя по настроению Рябикина, соглашение с Ryanair может быть и не подписано. Во всяком случае, он четко дал понять, что не подпишет документ, который противоречит тем задачам, которые ставились перед ним лично при назначении на должность руководителя “Борисполя”.
Почему Рябикин сегодня выступил с заявлением? Вполне возможно, что ему просто надоели эти многомесячные переговоры, которые никак не дают результата. “Мы подошли к моменту, когда нужно финализировать процесс”, — сказал он.
Вторая возможная причина — снять с себя всякую ответственность за отсутствие результата. В действительности, руководство “Борисполя” принудительно посадили на шпагат — с одной стороны, он должен выполнить обещание министра инфраструктуры Владимира Омеляна принять в “Борисполе” компанию-лоукостера с ее дешевыми билетами для украинцев, с другой стороны — у него контракт, в котором он обязался обеспечить прибыльную работу этого же аэропорта.
Поэтому подготовку к торжественной церемонии прихода Ryanair в Киев пока придется приостановить — дешевый лоукостер на поверку оказался не таким уже дешевым. По крайней мере, для “Борисполя”.
Александр СУКОВ