Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

“Мировая футурозона” РЖД. Что на уме у Владимира Якунина?

[13:05 16 июля 2015 года ] [ Slon.ru, 16 июля 2015 ]

Мысли главы монополии заняты более важным делом, чем отмена региональных электричек в России — проектом “Транс-Евразийский пояс RAZVITIE”

В начале недели Владимир Путин росчерком пера решил вопрос с региональными электричками, отмена которых зимой вызвала бурное негодование граждан. Но денег по-прежнему мало, и в следующем году пригородные пассажирские перевозки, возможно, снова столкнутся с недофинансированием. Готов ли президент РЖД Владимир Якунин как-то решать эту проблему, неизвестно.

Но точно известно, что мысли главы монополии заняты более важным делом — проектом “Транс-Евразийский пояс RAZVITIE” (ТЕПР). Последние годы Якунин воодушевленно пропагандирует его на любых уровнях и при всякой возможности. ТЕПР стал темой якунинского выступления на июльском саммите BRICS, в мае — на Шанхайском форуме, а до персональных санкций — в Милане. Анализ статей, интервью и докладов главы РЖД за последние годы не оставляет сомнений: ТЕПР захватил сознание Владимира Якунина, завкафедрой государственной политики МГУ и главы Центра научного обоснования и реализации мегапроекта “Интегральная Евразийская транспортная система”.

ТЕПР является самым масштабным проектом из всех, о которых прежде приходилось слышать от руководителя транспортной компании. О чем идет речь?

Что такое ТЕПР?

Объяснить это непросто. В надежде сделать лелеемый проект более осязаемым Владимир Якунин лишь напускает туману. На саммите БРИКС глава РЖД говорил о “протяженном кластере экономического развития”, а ранее называл проект “мировой футурозоной”.

К счастью, в официальных документах есть раздел “Краткое содержание мегапроекта”. Оттуда можно узнать, что реализуется он “на базе скоростной трансроссийской комплексной магистрали, соединяющей морские и сухопутные терминалы на восточной и западной границах России. Магистраль должна включать в себя скоростной железнодорожный комплекс, скоростную автотрассу, линию оптоволоконной связи”.

В рамках ТЕПР запланировано восстановление Транссиба и БАМа. Стоимость этих работ, объединенных в программу “Восточный полигон”, монополия оценила в 562,4 млрд рублей. Именно вдоль Транссиба и БАМа, пишет Якунин, будут созданы новые “отрасли промышленности (десять-пятнадцать: в частности, “лазерная индустрия, производство наноалмазов, новых электронных приборов и новых умных станков”) и новые научно-технологические инженерные города”. Они же, в свою очередь, станут результатом создания “интегральной инфраструктурной системы, которая объединит транспорт, энергетику, телекоммуникации, транспортировку питьевой воды, нефти и газа”.

Неслучайно, однако, Якунин характеризует проект как “межгосударственный и межцивилизационный”. В Шанхае глава РЖД энергично убеждал китайцев в необходимости интегрировать ТЕПР с программой КНР “Экономический пояс Шелкового пути” — ради “полной унификации форматов и механизмов евразийского сотрудничества и общего накопления ресурсов для достижения глобальных целей”. Но и это неполная картина “мегапроекта”: создаваемый “ареал естественным образом включает в себя Евросоюз, взаимодействующий через Россию, Беларусь и Казахстан с быстро растущими экономиками Тихоокеанского региона и в перспективе Северную и Южную Америку”. “Проект легко тиражируется”, — уверял Якунин участников саммита БРИКС.

Планы Владимира Якунина впечатлили мировые СМИ

Кто будет управлять системой?

Здесь понятнее: в России — компания Якунина. Впрочем, сам он рассуждает об этой роли с известной деликатностью и допущениями. “Если, например, проект начинает РЖД, то она втягивает в свою орбиту практически все основные, образующие основу российской экономики корпорации и [в итоге выступает] проводящей системой для инвестиций в комплексные проекты”.

Какова общая смета проекта?

Во время своего прошлогоднего выступления в РАН Якунин говорил о “триллионах, и не наших рублей”. В статье “Россия готова к мегапроекту, который позволит вырваться в пространство нового качества жизни” глава РЖД предположил уже другой порядок: “объем вложений должен достигать триллионов, а то и десятков триллионов евро”. О вложениях “нескольких триллионов евро со стороны зарубежных инвесторов из Европы и Китая” рассуждал также психолог, директор Института опережающих исследований Юрий Громыко (числится идеологом ТЕПР наряду с советником Якунина Михаилом Байдаковым — президентом тесно связанного с РЖД “Миллениум банка”, главой Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного и Центра национальной славы России).

Что известно о перспективах окупаемости?

Немногое. Возможно, сроки окупаемости проекта не рассчитаны, а может, просто не нужны. Возвратность капитала — антипод “нравственной экономики”, за которую ратует Якунин (“хозяйственная деятельность является не самодостаточной, а подчинена духовным ценностям”). Запад, считает глава РЖД, “навязывают России чуждые ей ценности, в частности развитие экономики ради улучшения количественных показателей”. Якунин не принимает их близко к сердцу, даже говоря о планах строительства высокоскоростных магистралей. “По многим проектам существует риск, что они могут и не окупиться, — писал он. — <…> Именно поэтому во всем мире они являются социально-экономическими проектами и по большей части финансируются государством. Государства не ставят самоцелью окупаемость проекта, она не является критерием для оценки”.

Кто поддерживает Якунина и его идеи?

Проект горячо поддерживает МГУ и РАН: среди его разработчиков, помимо главы РЖД, ректор Московского госуниверситета Виктор Садовничий и академик Геннадий Осипов. Российская академия наук, по словам ее президента Владимира Фортова, с готовностью примет участие в разработке всех этапов эпохального предприятия. Фортов презентовал концепцию главе государства среди трех других “макропроектов”. “Это результат того, что можно было сделать на нашем скромном уровне”, — замечает глава РЖД.

Минувшей весной о намерении Якунина соединить рельсами Евразию и Америку (Лондон с Нью-Йорком) через Берингов пролив, после того как о нем написало издание Siberian Times, сообщали многие западные СМИ — в спектре от Fast Company до CNN. “Кто за это заплатит?” — задается важным вопросом американский канал, но вместо ответа просто информирует зрителей о том, кто такой Владимир Якунин. “О нем говорят как о близком друге Владимира Путина, а некоторые источники даже считают его самым вероятным преемником российского президента”. Такое вот исчерпывающее объяснение.

Евгений КАРАСЮК

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin
[2015-07-16 19:23:47] [ Аноним с адреса 109.188.128.* ]

Когда то такие статьи называли пасквилями. Транзит между Азией и Европой шел через Транссиб еще при СССР с 60-х годов. Уже четверть века как построено первое соединение китайских ЖД и Транссиба. Транзит подбирается к 20 миллионам тонн в год. Обсуждаемый проект - это последствия проектируемой сейчас модернизации Транссиба. Собственно, некоторые конспиролухи прямо увязывают украинские события с расширением сухопутного транспортного коридора Азия-Европа: теряется контроль над евразийскими маршрутами, традиционно проходившими через Сингапур.

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.