Во-первых, это вызвано растущим дефицитом топлива в самой России после остановки на ремонт ряда нефтеперерабатывающих предприятий. Кроме того, таким образом российская сторона, видимо, рассчитывает проучить предприимчивых белорусских партнеров, нагревших руки на поставках в Европу нефтепродуктов под видом разбавителей/растворителей.
О сомнительном нефтяном бизнесе, благодаря которому Беларусь существенно пополнила свой бюджет, в последние месяцы говорится много.
Напомним суть вопроса. С начала 2012 года в рамках таможенных договоренностей с Россией и Казахстаном Беларусь получает российские нефть и нефтепродукты беспошлинно. Взамен Минск должен перечислять в бюджет РФ 100% экспортных пошлин на нефтепродукты, произведенные из российского сырья и поставляемые за пределы Таможенного союза (ТС).
В перечень нефтепродуктов, при экспорте которых должна уплачиваться пошлина, не включены разбавители, растворители и смазочные материалы.
В июне внимание Москвы привлек резкий рост импорта российских нефтепродуктов Беларусью — с начала 2012 года закупки увеличились в четыре раза. Российская сторона заподозрила, что под видом растворителей и разбавителей Беларусь экспортирует в Европу бензин, и оценила свои потери в два миллиарда долларов.
В июле в Минск из Москвы приезжала межведомственная группа под эгидой Федеральной таможенной службы РФ, проверяла легальность производства и экспорта растворителей и разбавителей с территории Беларуси.
Результаты работы группы обнародованы не были, но поставки в Беларусь нафты — сырья для производства растворителей-разбавителей — прекратились.
Желая застраховать себя от подобных махинаций со стороны ближайших союзников, российская сторона внесла в совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) пакет документов, регулирующих отношения в сфере производства растворителей на единой таможенной территории.
Россия, в частности, предлагает, классифицировать как нефтепродукты различные смеси нефтепродуктов со спиртом, из которых получались растворители и разбавители, смазочные материалы, чтобы иметь возможность облагать их вывозной пошлиной.
Белорусская сторона на последнем заседании совета ЕЭК эти предложения заблокировала, неофициально сообщил журналистам один из российских переговорщиков.
Представитель Беларуси в ЕЭК Сергей Румас на прошлой неделе подтвердил, что россияне внесли такие предложения, но опроверг информацию о том, что Беларусь их блокировала.
Если верить Румасу, белорусская сторона “принципиально не возражает” против урегулирования данной проблемы. Совет ЕЭК, согласно процедуре, направил предложения России на рассмотрение коллегии для их детального изучения, обсуждение темы продолжается, подчеркнул Румас.
Тем временем Россия решила в четвертом квартале этого года снизить поставки нефти в Беларусь на 26%. Согласно графику, в октябре-декабре на белорусские НПЗ планируется поставить на 1,3-1,4 млн. тонн нефти меньше, чем в каждый из предыдущих кварталов года.
Формальная причина сокращения поставок — растущий дефицит топлива внутри самой России, который связан с остановкой на ремонт сразу нескольких НПЗ.
Неделю назад Минэнерго РФ рекомендовало нефтяным компаниям до конца 2012 года увеличить объем товарных запасов и поставок автобензина на внутренний рынок за счет ограничения экспорта топлива, включая поставку на собственные сети АЗС за рубежом.
Кроме того, Минэнерго РФ рассматривает возможность отмены возмещения акциза и НДС для экспортеров в случае экспорта нефтепродуктов в страны Таможенного союза.
Возможен также вариант использования так называемой толлинговой схемы, когда нефть для российского рынка перерабатывается на иностранных НПЗ, в данном случае — белорусских.
Многие аналитики небезосновательно полагают, что сокращение нефтяных поставок в Беларусь в четвертом квартале — это еще и “воспитательная” мера “старшего восточного брата”.
Посол РФ в Беларуси Александр Суриков 2 октября заявил журналистам в Минске: возобновление поставок нефти в Беларусь в прежних объемах под большим вопросом, но не исключено.
“Я оцениваю как нормальную ситуацию с поставками углеводородов в Беларусь — есть баланс распределения нефти и нефтепродуктов. Поставка в Беларусь нефти в четвертом квартале на уровне четырех миллионов тонн связана с перепоставкой углеводородного сырья в предыдущие периоды”, — заявил Суриков.
Комментируя желание белорусской стороны вернуть поставки нефти на прежний уровень, Суриков философски заметил: “Хотеть не вредно никому, в том числе белорусской стороне и российской стороне. Но есть обязательства России по поставке нефти в другие страны”.
Он добавил: если в России будет “перевыполнение добычи, тогда возможно перевыполнение баланса поставок углеводородов в Беларусь”.
Как прогнозирует экономический обозреватель Татьяна Манёнок, сторонам предстоят очень непростые переговоры.
“Белорусская сторона понимает, что надо договариваться с россиянами для того, чтобы скорректировать объемы поставки нефти до ожидаемых, ведь на них завязаны важные экономические показатели”, — сказала эксперт в комментарии для БелаПАН.
“Это особенно актуально сейчас, когда возникли сложности с выполнением ряда показателей. Например, мы уже видим, как сальдо внешней торговли товарами ушло в минус”, — констатировала Манёнок.
“С другой стороны, — говорит она, — понятно и желание России поставить крест на любом сомнительном бизнесе в рамках Таможенного союза, который базируется на спекуляциях с ее нефтью. Именно на это направлен пакет системных мер, представленных российской стороной на рассмотрение совета ЕЭК”.
Однако, отметила собеседница, эти предложения затрагивают интересы белорусских предприятий.
“Речь идет о нефтепродуктах, которые затребованы белоруской нефтехимией, — пояснила Татьяна Манёнок. — Например, Мозырский НПЗ с запуском новой производственной установки, который планируется ближе к концу года, собирается полностью отказаться от производства нафты, занимаясь переработкой более качественных светлых нефтепродуктов. Между тем нафта в качестве сырья востребована заводом “Полимир”.
В то же время эксперт не ожидает эскалации нефтяного конфликта, считая, что почвы для этого нет.
“Не думаю, что конфликт будет нагнетаться. Обе стороны заинтересованы разрешить его как можно быстрее. У белорусских чиновников, думаю, все-таки есть понимание того, что бизнес с разбавителями был сомнительным и его нужно возвращать в цивилизованное русло. Свой интерес есть и у российских компаний, работающих с Беларусью по давальческим схемам”, — говорит Манёнок.
Однако юридическое решение этого вопроса, по ее прогнозам, может затянуться. “Предложения, внесенные российской стороной в ЕЭК, требуют изменений в основополагающие документы, действующие в рамках Единого экономического пространства, в том числе в Таможенный кодекс. Так что процедура достаточно длительная”, — предполагает аналитик.
Татьяна Манёнок также прокомментировала появившуюся на днях информацию Рейтер, согласно которой Беларусь продолжает беспошлинный реэкспорт российских нефтепродуктов под видом растворителей и разбавителей, несмотря на заявления официального Минска о его прекращении.
“Дело в том, что этим бизнесом занимались исключительно частные компании, и ситуацию с поставками отследить сложно. Думаю, потихонечку этот бизнес будет сжиматься и в конце концов будет свернут. Даже если остались какие-то незначительные поставки, это уже, конечно, не тот объем, который так улучшил белорусские внешнеторговые показатели”, — подчеркнула экономический обозреватель.
Ирина ЛЕВШИНА
Что скажете, Аноним?
[13:40 26 ноября]
[11:40 26 ноября]
16:00 26 ноября
15:40 26 ноября
14:45 26 ноября
14:30 26 ноября
14:10 26 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.