Кто такой Алексей Оржель
Будущий министр энергетики и защиты окружающей среды родился 26 января 1984 г. Закончил Институт энергосбережения и энергоменеджмента Национального технического университета “Киевский политехнический институт”, получил степень магистра по специальности “Энергетический менеджмент”.
В 2004 г. работал в ООО “Харьковэнергоремонт-2004”, а с 2006 по 2014 гг. — в Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ).
С октября 2014 г. был председателем Украинской ассоциации возобновляемой энергетики, которая занималась популяризацией “зеленой” энергетики и участвовала в разработке профильных законопроектов. В открытых источниках также указано, что он также был руководителем ООО “Озон Биогаз Инвестмент”, основная деятельность которого — строительство сооружений электроснабжения и телекоммуникаций.
Связи и полномочия
В политику Алексей Оржель пришел вместе со своим шефом, нынешим премьер-министром Алексеем Гончаруком: Гончарук до начала этого года возглавлял Офис эффективного регулирования (BRDO), которое занималось разработкой предложений по упрощению ведения бизнеса, а Оржель руководил в этом Офисе сектором “Энергетика”.
Если Оржель будет назначен министром энергетики, то в его руках будет рычаги влияния на два почти равновеликих рынка — газа и электроэнергии, каждый из которых в годовом денежном эквиваленте оценивается в 200 млрд грн.
К этим рынкам можно будет добавить еще один, ведь Оржель будет курировать не только чисто энергетические рынки, но и вопросы защиты окружающей среды. Ранее этим занималось Министерство экологии и природных ресурсов, но его в новом списке министерств уже нет. Вместе с природоохранными вопросами Оржель получит влияние также на Государственную службу геологии и недр Украины (Госгеонадра), котрая ведает вопросами недр, в том числе — выдачей прав на их разработку.
О чем говорил Оржель
5 февраля 2019 г., Экономическая правда
О необходимости повышения тарифов
Чтобы не столкнуться с кризисом неплатежей и быть готовыми к открытию рынка электроэнергии, до старта изменений нужно отменить перекрестное субсидирование и выровнять тарифы для промышленности и бытовых потребителей, подняв цену для последних на 20-30%...
Сможет ли власть в год выборов сказать электорату, что у него вырастут тарифы не только на газ, но и на электричество? Сомнительно. Быстрее всего, тарифы для бытовых потребителей в 2019 г. останутся без изменений...
Это означает, что, не смотря на всю “реформу”, в ближайшее время рынок электроэнергии для малого бизнеса и населения так и не откроется. Однако при нынешних условиях это может быть даже плюсом, а не минусом.
25 апреля 2018 г., Экономическая правда
О проблеме концентрации в энергетике:
Наибольший недостаток рынка энергетики — чрезвычайно высокая концентрация, когда 92% объема электроэнергии генерируют пять крупнейших производителей. Фактически это монополия государства — “Укргидроэнерго”, “Энергоатома”, “Центрэнерго” — и ДТЭК, который контролирует около 80% тепловой генерации...
Какой выход? Реформировать рынок генерации, просто наложив европейскую кальку, нельзя. Отечественный рынок имеет особенности, которые нужно учитывать.
Главными условиями для успешной реформы в наших реалиях является усиление антимонопольных требований для участников рынка генерации, создание возможностей для открытия импорта, строительства новой генерации и систем аккумулирования.
Конкуренция на рынке электроэнергии появится только при условии изменения структуры собственности. В Европе были прецеденты, когда по антимонопольному законодательству разделялись вертикально интегрированные компании. На отечественном рынке отдельными игроками могли бы стать каждая АЭС, ТЭС, ГЭС и ГАЭС. Иначе в условиях ограниченного государственного вмешательства чувствительность рынка к ценовым колебаниям, сговорам и злоупотреблениям значительно усилится, что отразится на конечном потребителе и будет дискредитировать процесс европейской интеграции.
25 апреля 2018 г., Экономическая правда
О том, какой должна быть энергетика
Философия энергопотребления меняется быстрее, чем на это реагируют государство и крупный бизнес. С каждым скачком цен украинский потребитель будет приближаться к альтернативной генерации, энергоэффективности и “нулевому” потреблению.
Будущее рынка — за стимулированием энергетической самодостаточности для населения и бизнеса. Государство уже сейчас поощряет установку солнечных панелей в частных домах. Они имеют фиксированный “зеленый” тариф и гарантированного покупателя — облэнерго, которое покупает излишки электроэнергии.
Такой подход должен применяться и к юридическим лицам, которые устанавливают генерирующую установку до 500 кВт. Все излишки электроэнергии — производство минус потребление — должны выкупаться по “зеленому” тарифу без дополнительного регуляторного отягощения — лицензий и индивидуальных тарифов.
3 июля, Facebook
О необходимости сократить потребление пластика
Отказ от пластиковых пакетов — это минимум, который мы можем сделать для себя и своих детей. Такие страны, как Эфиопия, Молдова, Грузия, Бангладеш, Пакистан, смогли отказаться от такого экологически вредного пластика, а мы до сих пор думаем, что этот вопрос не актуален?
В общем запрет или частичное ограничение использование пластиковых пакетов приняло около 90 стран.
В новом парламенте решение вопроса обращения с отходами должно стать одним из приоритетных. Не может цивилизованная страна жить в мусоре и оставить свалки будущим поколениям! Крайне важно работать над созданием норм и правил, которые бы не только решали вопрос уже существующих отходов, но и содействовали их меньшему образованию.
19 октября 2018 г., Громадське Радио
О законопроекте “Об упаковке и отходах упаковки”
Будет запрещено бесплатное распространение пластиковых пакетов. Маленькие пакеты, которые вы в супермаркетах берете возле полок с овощами, будут не бесплатными, будет какая-то минимальная цена, но эта цена будет достаточной, чтобы человек задумался: брать или не брать этот пакет?
Если говорить о больших пакетах, то Кабмином будет установлена предельная цена, ниже которой их продавать будет нельзя. Одновременно законопроект предусматривает обязательность альтернативы: если нет пластикового пакет, то должен быть или бумажный, или другие варианты. Но эти предельные цены будут тем инструментом, чтобы сделать пластиковые пакеты, которые являются экологически вредными, менее привлекательными для потребителя. Стимул должен быть именно для многоразового пакета, чем для одноразового в любом его виде.