Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

“Мина” замедленного действия

[16:42 24 мая 2012 года ] [ День, № 87, 24 мая 2012 ]

Юристы: Подписанный Президентом закон “О земельном кадастре” с 1 января 2013 года вызовет новые споры.

Земельная реформа, финиш которой жителям украинских сел обещают к концу 2012 года, в нынешнем виде рискует прибавить агросектору серьезных неприятностей. По мнению юристов, “мина” замедленного действия — усиление земельного рейдерства — находится в утвержденном депутатами и подписанном главой государства законе “О земельном кадастре”, который вступит в полную силу с 1 января 2013 года.

Число случаев земельного рейдерства в 2011 и 2012 годах существенно увеличилось, констатирует адвокат-практик, советник юридической фирмы “Василь Кисиль и Партнеры” Наталия Доценко-Белоус. Обидно, но факт, что многие земельные аферы, говорит она, совершаются в законном русле, как говорят, не отходя от буквы закона. Практика не судебного принудительного лишения права собственности на земельный участок процветает. Уже в самом законе заложено несколько схем, рассказывает Доценко-Белоус.

Самая распространенная из них — отмена кадастрового номера земельного участка. “Наличие такого номера означает, что земельный участок выделен в натуре и признается в качестве объекта собственности”, — объясняет адвокат. Поэтому фактически кадастровый номер — это ни что иное как паспорт конкретного участка, где отмечено, кто его владелец. Именно из таких кадастровых номеров формируется единственный земельный кадастр Украины, точнее, должен был бы сформироваться. Но вот уже 20 лет в Украине ни одно из правительств так и не довело эту великую миссию до логического завершения, хотя на старте своего карьерного взлета каждый из председателей Кабмина чистосердечно клянется сделать все быстро. Впрочем, кадастровый “воз и ныне там, потому что невзирая на финансирование Всемирным банком программы создания общегосударственного “земельного паспорта”, он так и не появился. Чаще всего кадастровая схема применяется к землям, которые когда-то находились в государственной коммунальной собственности, потом приватизировались и обрели нового владельца, рассказывает адвокат. Механизм схемы следующий: органы прокуратуры находит нарушение в процедуре или технической документации при выделении такой земли, опротестовывают решение или распоряжение органов местного самоуправления или госадминистраций о выделении этих земель, потом местные органы принимают и выполняют этот протест, далее запись о присвоении кадастрового номера такому участку аннулируется, земля переходит в земли запаса территориальной общины населенного пункта и потом выделяется на приватизацию другим лицам. “При этом полномочия органов прокуратуры не ограничиваются сроками в части внесения протестов на решение, которые принимались 1—3 или более лет назад”, — говорит она.

Зачастую такая схема, говорит адвокат, встречается в Киевской области. Впрочем, она имеет место и в других регионах. Ее уникальность заключается в том, что даже если бывший владелец докажет неправомерность действий прокуратуры и фактически подтвердит свое право собственности, вернуть утраченный участок почти невозможно, объясняет адвокат, потому что у него за время судебных тяжб появляется новый добросовестный владелец.

По словам Наталии Доценко-Белоус, число случаев, связанных с лишением права собственности на земельный участок вследствие отмены кадастрового номера, возрастет после вступления с 1 января 2013 года в полную силу закона “О земельном кадастре”. В нем, по ее словам, “созданы вполне конкретные законодательные основания для отмены кадастровых номеров”.

Есть и другие распространенные рейдерские схемы “в законе”. Например, если третье лицо покупает бесхозное имущество, находящееся на земельном участке, который уже имеет владельца. В таком случае, говорит она, срабатывает принцип, что право приоритетна на землю имеет тот, кто владеет недвижимостью.

Закрыть эти схемы, говорит адвокат, возможно, было бы желание. Но голоса общественности, который хочет выразить свое мнение по этому поводу, разработчики данных законов почему-то не слышат. Начинать нужно с Конституции, говорит она, которая допускает принудительное лишение права собственности с помощью закона. А дальше позаботиться, чтобы любое лишение права собственности на земельный участок совершалось только по решению суда.

А пока нельзя на 100% защититься от законного земельного произвола, считает она. Впрочем, сыграть на опережение от рейдерских неприятностей все же возможно. Доценко-Белоус советует в случае приватизации государственной коммунальной земли (особенно если это “лакомые” для рейдеров кусочки земли) после присвоения кадастрового номера участку поменять его на другой. В частности, говорит она, нужно разделить участок на несколько частей и присвоить каждой новый кадастровый номер. Если же речь идет о “мараторных” участках, то нужно провести отчуждение, желательно в ходе публичных торгов (на товарной бирже), чтобы сформировать добросовестного покупателя, заключает она. Можно также построить и зарегистрировать на земельном участке объект недвижимости, который также усложнит рейдерам захват.

Земельное рейдерство — это лишь один аспект масштабной общегосударственной проблемы. Бывший первый вице-премьер-министр, министр экономического развития и торговли, председатель комиссии по противодействию рейдерству Андрей Клюев назвал ее “раковой опухолью украинской экономики” и пообещал рейдерам до 1 апреля 2012 года разработать закон по противодействию рейдерству. Однако после кадровых ротаций и переназначения Клюева на новую должность эта инициатива так и осталась на словах. По крайней мере, от нового первого вице-премьер-министра, который, можно предположить, перенял эту задачу от своего предшественника, об антрирейдерском законопроекте общественность еще ничего не слышала.

Комментарий

Андрей СЕНЧЕНКО, народный депутат, экс-вице-премьер правительства АРК:

— В цивилизованных странах земельный кадастр — это эффективный механизм управления. Государство с его помощью получает полную систему информации о владельцах земли, а владельцы — гарантию своего права на землю... В законе “О земельном кадастре” закладываются возможности, которые позволяют лишить человека права на собственность. Результатом внедрения этого документа не может быть наведение порядка в земельной сфере... Сегодня практически в каждом регионе расставлены “надзиратели” в земельные органы, которые определяют, как и за какие деньги решаются земельные вопросы. И в любой момент человек, который законно получил землю ранее, может ее потерять.

Наталия БИЛОУСОВА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.