Білоруські нафтопереробники більше року перебувають у статусі головних ворогів українських НПЗ.
Принаймні такими їх зображають самі нафтопереробники, які ініціювали спеціальне розслідування з ціллю введення мит на імпортні нафтопродукти. Однак довести вину сусідів переробники не можуть, розслідування Міжвідомчої комісії з міжнародної торгівлі — МКМТ — триває майже дев’ять місяців.
Спочатку нафтопереробники намагалися пролобіювати введення загороджувальних мит на нафтопродукти в усіх напрямках, включаючи країни ЄС та Митного союзу.
Згодом виявилося, що вимагати захисту вітчизняного ринку від литовського пального, виготовленого за стандартами “Євро-5”, нема підстав. Як відомо, українські НПЗ поки що не можуть виготовляти пальне за такими стандартами.
Оскільки багато українських нафтопереробників мають російське походження, критикувати поставки з Російської Федерації вони не наважуються, хоча російське дизпальне стандарту “Євро-2” займає чверть українського ринку.
У таких умовах найбільш слабкою виглядає Білорусь, яка останніми роками нарощує поставки свого пального в Україну.
Втім, ця слабкість обманлива. По-перше, Білорусь — це вже Митний союз, тобто Росія, по-друге, пальне нижче за стандарт “Євро-4” в республіці не виробляють.
Про умови роботи на українському ринку та про позицію Митного союзу на слуханнях у МКМТ “Економічній правді” розповів Микола Василевич — генеральний директор компанії “БНК-Україна”, дочірньої структури “Білоруської нафтової компанії”, яка є найбільшим експортером білоруських нафтопродуктів.
— Украинский рынок всегда был привлекателен для поставок белорусского топлива. Белоруссии, как говорится, сам бог велел работать в Украине. Мозырский НПЗ, откуда идут наши основные поставки, находится в 50 км от украинской границы, но, несмотря на это, рынок был открыт не всегда.
До 2005 года украинские НПЗ полностью покрывали потребность страны в топливе, действовавшие в стране стандарты качества это позволяли.
В это время тот же “Мозырь” активно модернизировался и начал выпускать топливо улучшенного качества, которое не могло конкурировать по цене с украинским, поэтому нам было выгоднее отправлять его в Европу и США.
Потом одни украинские заводы остановились, другие начали снижать производство. Отсутствие инвестиций в модернизацию привело к неэффективности переработки, а качество бензина перестало устраивать владельцев современных автомобилей.
Такое качество перестало устраивать и государство, которое провело несколько этапов ужесточения стандартов. Вот тогда мы и стали востребованы украинским рынком. Нас часто обвиняют в росте поставок из Беларуси. С моей точки зрения, это абсолютно естественно. Откуда еще везти бензин в страну? Из Японии?
В Мозырский НПЗ за десять лет инвестировано больше, чем во все украинские заводы за этот же период. Наш нынешний успех в Украине — это закономерный результат политики Беларуси по модернизации собственных производств.
- Сохраняется ли сейчас премия на российскую нефть в размере 50 долларов за тонну при поставках в Беларусь?
— Да, она будет действовать весь 2011 год. Каким будет ценообразование в 2012 году, говорить пока рано. Формула достаточно сложная и в 2011 году уже несколько раз менялась, но Общеизвестно, что мы не покупаем нефть по внутренним российским ценам.
Тезис о льготных ценах на нефть для Беларуси — миф, рассчитанный на обывателя.
Но самое главное, о чем умалчивают наши оппоненты, это уплата экспортных пошлин с нефтепродуктов, которые в полном объеме перечисляются белорусскими экспортерами в российский бюджет. Белорусскому бюджету от этой пошлины ни холодно, ни жарко, поэтому нелюбовь украинских нефтеперерабатывающих заводов к нам необъективна.
Также отмечу, что часть нефти мы закупаем в Азербайджане по ценам, таким же, как и Кременчугский НПЗ.
К слову, Украина зарабатывает неплохие деньги на транзите наших ресурсов по трубе “Одесса-Броды” и далее — в Мозырь. Все это выравнивает себестоимость закупки нефти для нас, украинских и отчасти европейских НПЗ — это мировые цены.
- 6 сентября прошли слушания Межведомственной комиссии по международной торговле в рамках спецрасследования по импорту нефтепродуктов. Поделитесь своими впечатлениями.
— Все признают, что пошлины или квоты являются цивилизованным механизмом защиты внутреннего производителя, но необходимость их введения надо обосновать. Нельзя вводить пошлины на основе устных заявлений или эмоций.
Есть необходимые условия, которые должны быть выполнены как с точки зрения международной практики, так и здравого смысла. Речь идет о серьезных последствиях для экономики и потребителей.
Предлагаемые переработчиками пошлины добавят к розничной цене литра бензина более 1,3 гривны, дизтоплива — 80 копеек. Решение должно приниматься на основе документов, фактов, расчетов, на то оно и расследование.
На заседании мы опять услышали от переработчиков старые заявления о недобросовестной конкуренции, но доказательств как не было, так и нет. На самом деле, введение любых ограничений будет означать сбор дополнительных средств у потребителя топлива в пользу владельцев НПЗ.
- Какова позиция российского торгового представительства? Удалось ли вам почувствовать локоть партнера — члена Таможенного союза?
— Логика Таможенного союза аналогична той, которая есть в ЕС, где один за всех и все за одного. В этом плане нет просто Беларуси, есть Таможенный союз. Российские коллеги из торгового представительства РФ в Украине на слушаниях предельно четко обозначили свою позицию. Мне показалось, что всем все понятно.
- Насколько жестко регулируется украинский рынок?
— Учитывая, что государство должно проводить последовательную политику в области прозрачности таможенного оформления и правил игры, то работы в направлении совершенствования украинского законодательства еще много.
Особенность украинского рынка нефтепродуктов в том, что это настоящий рынок. Наверное, такой конкуренции нет ни в одной другой стране СНГ. Правда, есть проблема фальсификата и контрабанды, здесь я пониманию украинских коллег.
Нас такая среда заставляет работать локтями активнее, чем где бы то ни было. Однако при этом рынок Украины для нас является премиальным, здесь готовы платить за качество, а мы являемся самым близким его источником.
Украинский рынок либерален. Сертифицирование нефтепродуктов и их таможенное оформление прописаны расплывчато. На таможне есть несколько легитимных методик расчета стоимости товара, и при пересечении им границы можно использовать любую. За два года мы так и не поняли, когда какая применяется.
Есть вопросы в сфере сертификации. Все это приводит к увеличению издержек, простоям вагонов, штрафам со стороны “Укрзализныци” и владельцев цистерн.
В конечном итоге, эти проблемы ложатся на плечи потребителей. Это притом, что топливный рынок имеет несколько открытых котировок, с помощью которых можно легко оценивать адекватность заявляемых грузовладельцами цен.
- К чему приведут предложения Министерства инфраструктуры по унификации ставки акцизного сбора на дизтопливо разного качества? Получат ли ценовое преимущество менее качественные продукты?
— Если при этом запретят использование старых стандартов, что уже неоднократно переносилось, то позитив будет. В Украине до сих пор существует стандарт “Евро-2”, который в ЕС прекратил действие в 1999 году.
Если же использование старых стандартов не запретят, то стимула для завоза и производства топлива современных европейских стандартов не будет.
В Украину хлынет сернистый дизель из стран СНГ, с которым евромаркам будет сложно конкурировать. Евродизель останется, на него есть спрос со стороны владельцев современной аграрной техники и частного транспорта.
- Как будет развиваться конкуренция с российским дизтопливом, которое поступает по трубопроводному транспорту?
— Дело не в конкуренции, а в выборе потребителя. В любом случае круг потребителей ДТ с содержанием серы 10 ppm (допустимое содержание серы в дизельном топливе по стандарту “Евро-5” не более 0,001%. — ЭП) останется.
- То есть российский продукт будет более популярен из-за более низкой цены?
— Да. Не исключено, что поставки белорусского дизтоплива, изготовленного по стандартам “Евро-5”, будут переориентированы на европейский рынок.
- Зимой вы рассказывали о намерениях ввозить в Украину сжиженный газ. Накануне введения процедуры обязательного отбора проб вы сообщили, что готовитесь подписать контракты со своими партнерами в Украине.
— Мы подписали долгосрочный контракт на поставки одного из разновидностей газового топлива — СПБТ с “Белорусской нефтяной компанией”. В течение двух-трех дней будет подписан контракт с конечным потребителем.
Здесь также существует ряд проблем. Первая — качество. Наши предприятия преимущественно производят автогаз евростандарта, тогда как в Украине превалирует потребление СПБТ — сжиженного газа для бытового или технического потребления, по сути, непригодного для использования в автомобилях.
В этой связи нам сложно “проходить” по цене, мы уходим в Польшу, тут полная аналогия с вопросом нашего присутствия на рынке нефтепродуктов до 2005 года. Тем не менее, мы понемногу развиваем это направление. Недавно был подписан первый долгосрочный контракт на поставку СПБТ.
Другая проблема — таможенное оформление: чьи-то вагоны стоят на границе по 30 дней, а кто-то завозит вообще без проблем. У нас пока так не получается.
- Экономика Беларуси переживает не лучшие времена. Как это сказывается на вашей компании?
— Нефтепереработка и нефтяная торговля формирует до 30% бюджета РБ. Разумеется, в этот сложный период возложены большие надежды и ответственность.
Задача и простая, и сложная: получить максимум от продаж. В этой связи мне смешно слышать, что мы демпингуем. Борьба идет за каждый доллар!
У нас большие планы. Планируется перевод поставок нефтепродуктов из Беларуси через единого оператора — “БНК-Украина”. Раньше украинские компании покупали белорусские нефтепродукты на открытых электронных торгах и импортировали их сами. Сейчас мы начали переход к одноканальной схеме продаж, когда все будет идти через “БНК-Украина”.
Мы надеемся заработать добавочную маржу на оптовых продажах на внутреннем рынке. От этого выиграют и наши клиенты, ведь мы берем на себя многие риски.
С июля на новую схему реализации переведено дизтопливо, теперь мы эксклюзивный продавец в Украине. Взвешиваются все за и против относительно аналогичных продаж бензина, но по этому вопросу пока ничего определенного сказать не могу.
Другой наш приоритет, также направленный на получение дополнительной прибыли, — торговля с нефтебаз. В 2011 году мы арендовали первый терминал у “Лукойла” в Киевской области. Близки к такому же шагу в Черниговской и Житомирской областях.
Это позволит наладить поставки небольшим сетям АЗС и промышленным потребителям. До конца 2011 года будем иметь не менее трех нефтебаз.
— А заправочная инфраструктура вас интересует?
— А вот об этом говорить точно преждевременно.
Данило НЄСТЄРОВ
Что скажете, Аноним?
[20:31 29 ноября]
[19:12 29 ноября]
[10:13 29 ноября]
19:00 29 ноября
18:50 29 ноября
18:40 29 ноября
18:10 29 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.