Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

“Мы наш, мы... русский мир построим”?

[11:27 11 апреля 2011 года ] [ Зеркало недели, № 13, 8 апреля 2011 ]

Россия заканчивается там, где заканчивается русский язык.

Эти слова супруги одного из экс-президентов России наглядно иллюстрируют, насколько принципиально для россиян продвижение “великого и могучего” в общественную жизнь и образовательное пространство других стран. В интервью, размещенном на портале фонда “Русский мир”, академик В.Костомаров рассуждает о судьбе русского языка: “Влияние русской, российской культуры на постсоветском пространстве сопоставимо с влиянием британской культуры в Индии. Ну а наша задача, пожалуй, в том, чтобы помочь тем, кто хочет сохранить эти связи...

Не все, но большинство элит стран Содружества терпимо относится к доминированию русского языка, поскольку они понимают, что титульные языки развиваются медленно и пока не справляются с рядом своих функций...” Итак, по мнению уважаемого ученого, власти России должны принять меры для обеспечения достойного статуса русского языка во всех постсоветских странах, ведь иначе можно упустить “время и целые поколения, которые скоро не будут говорить по-русски”.

Ну, а наши дети благодаря такой политике, естественно, скоро разучатся говорить по-украински. И помощников в этом деле у российских властей среди наших политиков более чем достаточно. Не будем говорить об осужденном Венецианской комиссией проекте закона о языках, о введении тестов ВНО на русском... Обратите внимание на менее резонансные, но не менее значимые шаги по “ползучей русификации” нашего образования.

В конце марта в Киеве состоялся завершающий этап Всеукраинской олимпиады по русскому языку. Ну и что? — скажет кто-то, — ученические олимпиады проводятся по многим предметам, которые изучаются в школе. Так-то оно так, но не совсем.

Эта олимпиада, в отличие от других аналогичных мероприятий, происходила не только при содействии нашего Министерства образования, но и при поддержке (в том числе финансовой) Посольства России в Украине и фонда “Русский мир”. Патронат Минобразования тем и интересен, что недавно главное образовательное ведомство вышло из числа организаторов конкурса знатоков украинского языка им. Петра Яцика.

Победители получили ценные подарки и грамоты, а одиннадцатиклассники — сертификаты на бесплатное обучение в вузах России.

Кстати, одной из победительниц олимпиады стала ученица 191-й киевской гимназии с углубленным изучением иностранных языков Валерия Сулима, дочь первого заместителя министра образования Е.Сулимы. “Я планировала идти на международные отношения или международное право. …Даже не знаю касательно обучения в Российской Федерации. Еще нужно посоветоваться с родителями. Но все-таки мне хотелось бы попробовать”, — цитирует школьницу одно из интернет-изданий.

Бальзама на душу российским коллегам добавила на днях руководитель городского управления образования и науки Вера Горюнова, которая уверила участников и гостей олимпиады, что во всех районах Киева будут открыты русские классы, а школа “Интеллект” полностью перейдет на русский язык обучения. По поводу русских классов — возражать трудно, надо открывать и русские, и венгерские, и румынские классы, если у родителей есть такое желание. А вот по поводу школы “Интеллект” — не все так просто. Это одна из лучших школ Украины, 57 ее выпускников стали победителями международных конкурсов. Понятно, что такое учебное заведение — очень привлекательный кусок интеллектуального пирога для соседнего государства.

Когда мы позвонили в школу, там объяснили, что вопрос перехода на русский язык обучения находится на рассмотрении, с такой инициативой в столичное управление образования обратился сам директор школы С.Романовский. И теперь ждет ответа “сверху”. “Даже если школа не станет русской, у нас будет вестись обучение на трех языках — русском, украинском и английском”, — “успокоили” нас, восприняв за обеспокоенных родителей учеников. Но, насколько нам известно, есть только два варианта учебных планов для школ — обучение на родном языке и обучение на языке национальных меньшинств. Никакая смесь из трех языков приказами Минобразования не предусмотрена. Кроме того, для изменения языка обучения необходимо согласие всех родителей. Хотя, с другой стороны, мы понимаем, что при большом желании директору ничего не стоит его получить.

Ну, а для тех, кто все-таки сомневается в имперских амбициях России и верит в сказочки о “братстве всех народов” в “русском мире”, хотим привести следующие факты.

Защитники русского языка в Украине потребовали введения тестов ВНО на языках национальных меньшинств, в частности на русском. Но они, очевидно, не знают, что в самой России с 1 декабря 2007 года вступил в силу федеральный закон №309 “О внесении изменений в некоторые акты Российской Федерации (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта)”, который запрещает сдавать ЕГЭ и итоговую аттестацию на языках других народов, проживающих в России. Любопытно, что чиновники соседней страны используют при этом те же аргументы, что и украинские защитники родного языка. “Министр не согласился с предложениями представителей регионов предоставить выпускникам школ право сдавать обязательные предметы в форме ЕГЭ на родном языке. Такой подход нарушил бы права детей, которые, например, окончив школу на Камчатке, хотят получить высшее образование в вузах Татарстана. Ведь ЕГЭ — это не только выпускной экзамен за курс средней школы, но и экзамен для вступления в вузы по всей стране”, — объясняет авторитетный российский журнал “Вестник образования”.

Табачник и иже с ним много говорили о необходимости изучения русского языка всеми школьниками Украины. А в России, в соответствии с тем же законом №309, из государственного стандарта образования изъят национальный компонент. Такой подход лишил законодательной защиты сохранение и развитие национальных языков и культур в сфере школьного образования. И все это называется “созданием единого образовательного пространства России”.

Какое место приготовлено нам в этом пространстве?..

Lenta.ru цитирует составленный ООН Атлас исчезающих языков: в России 20 языков признаны мертвыми и 136 находятся в опасности. Очень не хочется, чтобы наш украинский язык пополнил этот печальный список. И бессмысленно надеяться на какие-либо братские преференции для нас со стороны старшего брата. Это очевидно уже сегодня. Несмотря на многочисленные просьбы диаспоры, украинских школ и классов до сих пор нет. Не может нормально функционировать Библиотека украинской литературы в Москве. Ликвидирована Федеральная национально-культурная автономия украинцев (ФНКАУ). Что дальше?

По непостижимой логике защитников русского языка, тот, кто защищает родной язык, — тот против России. Мы — не против. Мы — за право каждого избирать язык обучения или общения. Но кроме этого, есть еще право государства. Право и обязанность защищать и поддерживать государственный язык. Ведь иначе — какое же это государство?

“Наша борьба за наше будущее, которую мы сейчас ведем, будет выиграна или проиграна в школьных классах”, — пишет в своей статье, размещенной на сайте школы “Интеллект”, С.Романовский. Понятно, уважаемый директор и известный ученый имеет в виду основательную подготовку учеников. Впрочем, в свете последних инициатив это высказывание приобретает несколько иное значение.

Оксана ОНИЩЕНКО

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.