“Экономическая правда” уже писала о том, что новое правительство решило помочь горно-металлургическому комплексу.
Точнее, дружественным олигархам, которые владеют самыми большими горно-обогатительными и металлургическими комбинатами.
В частности, государство намерено за свой счет помочь этим предприятиям модернизировать их оборудование и предоставить им льготы, например, дав скидки на перевозку продукции железной дорогой.
Занимается этим вопросом вице-премьер Юрий Бойко, усилиями которого льготы по оплате электроэнергии уже получили предприятия Игоря Коломойского. Чиновник, которому все прочили роль “свадебного генерала” в новом правительстве, на практике взялся решать самые щекотливые вопросы.
Бизнесменом, который получит наибольшую выгоду от работы Бойко в этот раз, может стать самый богатый человек Украины.
Такое предположение высказала “Экономическая правда” в одной из недавних публикаций. После этого нам дали понять, что Ринат Ахметов не просил не только льготы, но и вообще никакой помощи от государства. Другой влиятельный олигарх от металлургии намекнул, что все эти вещи лоббировал именно Ахметов.
Однако спустя какое-то время версия ЭП все-таки подтвердилась. Структуры Ахметова не только знали о будущей программе помощи горно-металлургическому комплексу, но и принимали в ее создании активное участие. Хотя это тщательно скрывается.
Например, вместо конкретных олигархов с государством общаются специализированные ассоциации. Так создается эффект, что в Украине не президентско-олигархическая модель экономики, а рыночная. Скажем, англо-саксонского образца, где компании отделены от государства или хотя бы стараются создать такую видимость.
Если льготы получили ферросплавные заводы, кстати, их предоставление “пробил” также Бойко, то почему не помочь всем остальным? Программа активизации экономики, представленная правительством, переполнена предложениями, по которым государство потратит миллиарды на помощь частному бизнесу.
И металлурги — не исключение. Уже в ближайшие дни они могут пить шампанское, отмечая очередной успешный проект.
Профессиональный жалобщик
В распоряжение “Экономической правды” попали документы, которые металлурги направляли в адрес правительства. В них представители горно-металлургического комплекса — ГМК — обосновывают свои претензии на весьма масштабные льготы.
Вопрос уже почти решен, и металлурги таки получат послабления от государства.
Первая рабочая группа по поддержке ГМК под руководством Бойко должна была пройти 18 марта в здании правительства в центре Киева. Список ее участников огромен.
По традиции, правительство вуалирует принятие не вполне прозрачных решений через проведение публичных мероприятий.
Однако для любого подобного процесса нужен тот, кто просит о помощи. Формальным основанием, на основе которого могут быть предоставлены льготы предприятиям ГМК, стало письмо генерального директора Объединения предприятий “Металлургпром” Василия Харахулаха.
Глава ассоциации пишет президенту Виктору Януковичу о том, что украинские металлурги теряют свои позиции на мировых рынках. Происходит это со второй половины 2008 года и продолжается на фоне финансового кризиса. В частности, цены и спрос на металлопродукцию снижаются, а объемы реализации — сокращаются.
По данным “Металлургпрома”, за девять месяцев 2012 года убыток предприятий от реализации составил 10,2 млрд грн, а за 11 месяцев — 11,6 млрд грн.
Себестоимость реализованной продукции, с учетом затрат на сбыт, в 2012 году составила 107,8 коп/1 грн. По сравнению с 2011 годом она повысилась на 4,3%. Это немного, но по оценкам металлургов такая цифра свидетельствует об опережающем росте цен на сырье и энергоресурсы, что ведет к убыткам металлургических заводов.
В подтверждение металлурги заявляют, что рентабельность (прибыльность) реализованной продукции упала на 7,93%.
Как утверждает Харахулах, предприятия ГМК оказались на грани банкротства. “Большинство предприятий являются градообразующими, поэтому их банкротство — это банкротство целых регионов”, — пугает в своем письме лоббист металлургов.
По его оценкам, финансово-экономическое состояние метпредприятий в 2012 году приближается к уровню 1998 года. Тогда в отрасли отмечался дефицит средств и полная бартеризация внутреннего рынка — 83% всех расчетов.
К слову, за первые девять месяцев 2012 года дебиторская и кредиторская задолженность достигла 60,3 млрд грн и 70 млрд грн соответственно. То есть в 2012 году хуже платили как металлургам, так и металлурги.
Производственные мощности метпредприятий в 2012 году использовались на 40-50%, все заводы были убыточными, росла задолженность по платежам в бюджет, в Пенсионный фонд и по выплате заработной платы.
А значит, делает вывод Харахулах, пришло время решительных действий.
“Принятие Верховной радой постановления от 6 октября 1998 года №166 (как раз после дефолта Украины. - ЭП) и последующего закона об экономическом эксперименте в ГМК является наиболее значимой поддержкой металлургической отрасли”, — пишет лоббист.
В условиях экономического эксперимента конца 1990-х годов предприятия-участники получили льготы на сумму 2,7 млрд грн, по докризисному курсу — почти 2 млрд долл. А в бюджеты всех уровней и в Пенсионный фонд перечислили 6,9 млрд грн или 6 млрд долл.
Наиболее весомые льготы получили метпредприятия (1,8 млрд грн), которые обеспечили основной объем поступлений в бюджеты (4,3 млрд грн).
Все это верно. И все же роль протекционизма того периода сильно преувеличена.
Приватизация тогда подходила к логическому завершению. У заводов появились легальные собственники, которым уже были невыгодны схемы, в результате которых предприятия искусственно отягощались долгами. Ситуация на внешних рынках сбыта продукции требовала хорошего маркетинга и в целом качественного менеджмента.
Льготы 1998 года лишь ускорили естественные бизнес-процессы. Зато они создали Украине проблему массовых антидемпинговых расследований.
Сейчас металлургам нужен экономический эксперимент №2. Он предполагает предоставление новых льгот по налогам, активный госзаказ, сдерживание роста цен и тарифов на продукцию и услуги монополий.
Но должно ли правительство идти на поводу у металлургов? Действительно ли Украине все это нужно делать? Анализ показывает, что нет, хотя есть ряд бесспорных моментов.
Возмещение НДС — лучше льготы
Первой в списке проблем, требующих решения с помощью государства, металлурги называют бюджетную задолженность по налогу на добавленную стоимость.
Как известно, правительство и налоговая неоднократно рекламировали так называемое автоматическое возмещение. По идее, крупные и уважаемые экспортеры, вывозя товар за границу, должны получать из бюджета сумму налога, которую они уплатили до этого.
На самом деле, “автомат” работает далеко не для всех — по принципу политической целесообразности. Возмещать НДС приходится из бюджета, а там и без того не хватает денег. Значит, кому-то нужно отказывать.
Не говоря уже о том, что возмещение НДС с момента своего введения зависело от правильных отношений с налоговой. В 2012 году Европейская бизнес-ассоциация неоднократно заявляла, что получить возмещение сумм НДС предприятия-экспортеры могли только при условии авансовой уплаты налога на прибыль.
Уже во времена президентства Виктора Януковича посредством невозмещения налога наказывали неугодных власти предпринимателей. Например, Константина Жеваго. “Арселор Миттал” (бывшая “Криворожсталь”) также стабильно недополучает из бюджета миллиарды, потому что не оказывает явную политическую поддержку Партии регионов.
На 1 января 2013 года сумма заявленного к возмещению метпредприятиями НДС достигла 5 млрд грн.
“Собственные оборотные средства на 1 октября 2012 года составляли всего 4,3 млрд грн, однако обеспечивались они за счет долгосрочных кредитов. Без учета привлеченных средств оборотные средства предприятий ГМК составляли бы “минус” 15,4 млрд грн”, — отмечает Харахулах в письме на имя президента.
Он просит главу государства помочь получить то, что и так предусмотрено украинским законодательством, — своевременное возмещение НДС из бюджета.
Сейчас серьезно рассматривается только один вариант решения проблемы НДС — выпуск ценных бумаг. Это могут быть облигации или финансовые векселя.
Проработать этот вопрос вице-премьер Юрий Бойко поручил еще 22 февраля 2013 года во время совещания, посвященного господдержке предприятий ГМК. Это следует из протокола совещания, опубликованного выше.
Так что экспортеры, возможно, вскоре получат облигации и частично пополнят оборотные средства за счет их продажи на вторичном рынке.
К металлургам вернутся далеко не все деньги.
В 2010 году прошел выпуск НДС-облигаций на 16,4 млрд грн. По ним государство должно было погашать свой долг равными долями на протяжении нескольких лет.
Были и такие, кто решил ждать все это время. Большая же часть предприятий, чтобы получить деньги “сейчас”, продавали ценные бумаги с существенным дисконтом, который составлял 20-40%. Сумма скидки зависела от объема реализации ценных бумаг. Чем он больше, тем меньшим был дисконт.
Вероятно, то же самое произойдет в 2013 году. Хотя возможен и худший вариант, когда скупать бумаги будут только уполномоченные банки, приближенные к чиновникам.
Или же выпускаться будут не НДС-ОВГЗ, а, скажем, векселя — менее ликвидный инструмент, их труднее превратить в деньги. При таком развитии событий сумма дисконта окажется выше 20-40%.
Металлурги просят “зеленый коридор”
Требование упорядочить расчеты по НДС выглядит вполне разумным, но металлурги хотят получить и другие налоговые поблажки.
Стоит ли их предоставлять? В отличие от возмещения НДС — вряд ли.
Так, в письме Харахулаха Януковичу идет речь о том, чтобы “временно с 1 января 2013 до 31 декабря 2016 года освободить от НДС и пошлины операции по ввозу на таможенную территорию Украины оборудования, комплектующих и запчастей, которые используются для производственных потребностей предприятий, если идентичные товары с аналогичными качественными показателями не производятся в Украине”.
Это классическая “песня”, которую исполняют все крупные экспортеры, когда хотят за счет бюджета улучшить свое положение. Называется она “поддержка национального производителя”.
Причем такую дерзость позволяют себе частные компании, например, ферросплавные заводы Коломойского, которые таки получили льготы от государства по цене на электроэнергию.
Никто не спорит, что модернизация необходима. Украинские металлургические заводы отстали от мировых лидеров на несколько эпох. Даже Виктор Пинчук закупил для своей “Днепростали” далеко не самое передовое оборудование.
Несколько лет назад при составлении планов модернизации украинских меткомбинатов ставка делалась на машины и агрегаты иностранного производства — Siemens, Danieli.
Это было оправданно. В Украине отсутствуют машиностроительные заводы, способные производить установки непрерывной разливки стали или оборудование для кислородно-конвертерного цеха.
По словам Харахулаха, сейчас у предприятий возникают проблемы при импортном оформлении товаров под программы модернизации. Заводы якобы не могут задекларировать товары, которые поступают не единовременно, а этапами.
Также у них есть сложности с определением таможенной стоимости товаров по контрактной стоимости — традиционная проблема последнего года. Завышая оценочную стоимость, таможенники насчитывают больше пошлин и НДС с ввозимых товаров.
Как пишется в письме, это затрудняет применение льготы по освобождению от НДС и пошлин. Поэтому металлурги просят внедрить более простую и однозначную льготную процедуру. Иными словами, сделать им “зеленый коридор” на таможне.
Ввиду ухудшения финпоказателей инвестиционные программы на метпредприятиях в 2012 году были серьезно урезаны и приостановлены до лучших времен. Так присходило и во все предыдущие годы после кризиса 2008 года.
Деньги выделялись преимущественно на текущие ремонты, которые к модернизации отношения не имели. О грядущих планах компании общественность не информировали.
Зачем же нужно предоставлять “нулевую ставку” по НДС при импорте оборудования, если работы не ведутся? Зачем, если сроки следующих мероприятий по обновлению постоянно переносятся и неизвестно когда возобновятся?
Можно предположить, конечно, что металлурги решили модернизироваться именно в 2013 году, а правительство решило пойти им навстречу, предоставив многочисленные льготы и госгарантии.
Однако почему этому нужно верить? Где возьмет деньги Ахметов, который собирается докупать на приватизационных аукционах новые объекты? Где возьмет деньги Тарута, который уже много лет не может вылезти из долгов?
Скорее всего, речь идет о сделке. За счет государства отдельные олигархи получат послабления на три ближайшие года.
Что власть попросит взамен? Если мыслить политическими категориями, денег на выборы 2015 года. Тогда можно объяснить и примирение “младореформаторов” с олигархами, и появление Госпрограммы активизации экономики.
А вот и обоснование такого шага. В своем письме Харахулах называет модернизацию острой и неотложной проблемой отрасли.
“С 2002 года объем инвестиций метпредприятий в модернизацию постоянно рос и достиг максимума в 2007 году (10,4 млрд грн или 2 млрд долл по курсу тех дней. - ЭП).
С 2008 года из-за негативного влияния кризиса происходило ежегодное уменьшение сумм инвестиций. В 2010 году объем инвестиций был минимальным — около 4,5 млрд грн. В 2011 году он увеличился до 6,4 млрд грн. В 2012 году объем инвестиций составил 5,9 млрд грн”, — пишет глава ассоциации металлургов.
Однако здесь стоит посмотреть шире. Модернизация, вернее, правильность выбранного направления сегодня поставлена под сомнение.
Что сейчас происходит в мире?
По оценке Ernst & Young, в 2011 году мировая металлургия имела 493 млн тонн избыточных мощностей, которые влияли на прибыль компаний.
В 2012 году владелец крупнейшей металлургической корпорации мира ArcelorMittal Лакшми Миттал заявил, что в Европе четверть стальных мощностей — лишние, и они подлежат закрытию. Только после такого шага можно рассчитывать на повышение спроса и цен на металлопродукцию в Евросоюзе.
Собственники украинских заводов в 2001 году инвестировали всего 9,23 долл на тонну производимой стали. От них требовалось увеличить этот показатель в 2-2,5 раза, чтобы догнать россиян, которые начали внедрять новые технологии.
В 2007 году уровень инвестиций в украинскую металлургию вырос до 47,88 долл на тонну стали. Однако последовал кризис, который изменил конфигурации целых экономик. Оказалось, что с модернизацией украинские собственники метзаводов сильно опоздали.
Получается, сейчас в Украине кране медленно происходит дорогостоящая модернизация гигантских меткомбинатов. Причем по технологиям, которые были актуальны 20 лет назад. А теперь, как выясняется, для этого требуется еще и поддержка государства.
При этом на выходе отреставрированного завода будет производиться всего лишь полуфабрикат или прокат с рядовыми характеристиками. Это дешевая неуникальная продукция, аналоги которой выпускают китайские, российские и турецкие металлурги.
В этой нише становится тесно. Ценовая конкуренция выигрывается Украиной за счет дешевой рабочей силы, отсутствия экологических штрафов и удачного географического положения.
Сохранять многотысячные трудовые коллективы становится все тяжелее. По данным профсоюзов, исходя из цифр современного объема производства и с учетом модернизации отрасли, ГМК Украины мог бы распрощаться с 70 тыс сотрудников.
Однако тогда под угрозой окажется социально-экономическое положение ряда промышленных регионов страны, где метпредприятия имеют ранг градообразующих, то есть влияющих на социальное благополучие города.
Государство не заинтересовано получить взрывоопасную социальную обстановку, особенно накануне выборов 2015 года. Олигархи, владеющие предприятиями, тоже не хотят, чтобы за стенами их комбинатов находились сотни тысяч озлобленных безработных и их семей.
Поэтому между государством и владельцами уже давно сложилось молчаливое статус-кво. Олигархи не увольняют работников, а государство помогает, чем может. Однако бесконечно это не может длиться, потому что законы конкуренции безжалостны.
Украинские метпредприятия постепенно сокращают штаты. Бывшая “Криворожсталь” по программе добровольного увольнения — выплата компенсаций за то, чтобы работники писали заявления по собственному желанию — за несколько лет снизила число рабочих с 56 тыс до 30 тыс и собирается сократить еще 17 тыс рабочих до 2017 года.
Другие украинские метзаводы также сокращают штаты, однако медленнее и без выплат компенсаций.
Об экологических уступках
В письме президенту “Металлургпром” просит предоставить и другую льготу — уменьшить расходы на поддержание окружающей среды.
Они просят с 1 января 2013 года до 31 декабря 2016 года в законодательном порядке изменить распределение экологического налога. Сегодня 50% средств экологического налога перечисляется в государственный и местный бюджеты, а 50% остаются на предприятии для исполнения природоохранных мероприятий.
“В период действия экономического эксперимента возможность оставлять в распоряжении предприятий 70% средств от сбора за загрязнение окружающей среды, при росте производства с 1998 года по 2001 год на 36,9%, позволила уменьшить вредные выбросы в атмосферу на 31,3%”, — аргументирует эту просьбу Харахулах.
Рискнем предположить, что поступившие в казну средства не тратятся на улучшение экологической обстановки в регионах. Попросту на эту сумму уменьшаются расходы предприятий, а соответственно, увеличивается их прибыль.
Оставлять эти средства у метпредприятий — плохая идея. Дело в том, что за годы технического перевооружения собственники метактивов так и не инвестировали в самые “грязные” участки — аглофабрики. С этими объектами периодически возникали проблемы.
Так, осенью 2012 года Мариуполь был месяцами окутан вредным для здоровья смогом, поднявшимся с предприятий Ахметова. Белье, которое сушилось на улице, приобретало характерный грязный оттенок.
Куда же вкладывались “экологические” средства, в том числе во время экономического эксперимента? В расширение производственных мощностей и их энергоэффективность. Во все то, что позволяет уменьшить себестоимость производства и повысить прибыль. Какие шансы, что в 2013 году все будет иначе?
Эффект сокращения выбросов действительно возникал, но не за счет инвестиций в экологию, а за счет реконструкции доменных печей и закрытия мартенов. А после кризиса — благодаря вынужденному снижению объемов производства: с 2007 года объемы выпуска металла в Украине упали на 10 млн тонн.
Этот эффект был всего лишь “дополнительным бонусом” к сокращению производственных издержек металлургов.
Между тем, ситуация, сложившаяся осенью 2012 года в Мариуполе, может повториться в любом другом городе, где работает меткомбинат полного цикла. Государству впору призадуматься не над льготами, а над штрафными санкциями для загрязнителей. Они, возможно, помогли бы ускорить процесс экологической модернизации метпредприятий.
Надежда на внутренний рынок
Однако и на этом аппетиты металлургов не заканчиваются.
“Экономическая правда” уже писала, что правительство собирается предоставить металлургам государственные гарантии по кредитам на сумму до 10 млрд грн. Поговаривают, что основную часть этих гарантий “пробивал” под себя управляющий ИСД Сергей Тарута, однако кто их получит на самом деле, пока неясно.
Большие надежды возлагает “Металлургпром” на украинских потребителей. Он хочет компенсировать падение внешних продаж за счет увеличения внутреннего спроса.
Харахулах пишет, что необходимо срочно принять программу развития внутреннего рынка металлопродукции.
“Метпредприятия в 2012 году экспортировали более 70% своей продукции. Мировой кризис особенно остро влияет именно на эту отрасль. В целом в 2008-2012 годах внутренний рынок потреблял 23-30% металлопродукции, а в 1990 году — 83%”, — сообщается в письме на имя президента.
Металлург делает вывод: если бы внутренний рынок был способен потреблять больше продукции комбинатов, они бы меньше зависили от внешних рынков.
Проблемой, по мнению “Металлургпрома”, является отсутствие механизмов привлечения инвестиций в развитие внутреннего рынка. Это не позволяет обновлять сети коммунального хозяйства и газотранспортной системы, строить дороги и мосты, обновлять подвижной состав “Укрзалізниці”.
Исправить этот недостаток Харахулах хочет за счет госзакупок. Он предлагает внедрить балансы производственных отраслей, которые потребляют металлопродукцию. Нечто подобное делал Госплан СССР, а сегодня используют, как ни странно, США.
Это своеобразные многомерные таблицы, которые отображают процесс перетока денег, товаров и услуг между отраслями.
Также Харахулах просит разработать программы развития отраслей с использованием металлопродукции. Он предлагает давать преференции в случае потребления именно украинской продукции и даже проводить льготное кредитование таких отраслей.
“Металлурги могут обеспечить всех участников внутреннего рынка. Но чтобы выдержать конкуренцию на внешних рынках, необходимо создать условия взаимовыгодного сотрудничества капитала и интересов всех отраслей экономики”, — пишет металлург.
По большому счету, в этих мерах нет ничего плохого. Власти разных стран делают нечто подобное, и это правильно.
Однако вряд ли емкость внутреннего рынка металла может увеличиться настолько, чтобы гасить колебания конъюнктуры на внешних рынках сбыта. Украинская экономика, как показали итоги 2012 года, находится в глубокой депрессии.
И уж, конечно, не может быть речи о достижении показателя потребления уровня 1990 года, который по-прежнему считается эталонным. Тогда объем украинского рынка превышал 80%, а экономика бывшей УССР находилась на пике развития.
Нужно помнить, что успехи советских лет были итогом производственной кооперации нескольких республик. А высокий уровень металлопотребления обеспечивали щедро финансируемый военно-промышленный комплекс и тяжелое машиностроение.
Сегодня совокупные годовые мощности по производству проката в Украине составляют 45-48 млн тонн. Из них в 2012 году внутри Украины потреблялось лишь 8 млн тонн.
Насколько можно нарастить внутренний спрос? Премьер Николай Азаров в тексте выступления, опубликованном на сайте Кабмина 27 февраля 2013 года, пообещал обеспечить прирост внутреннего потребления металлопродукции всего на 1,64 млн тонн.
Даже если правительству удастся превзойти себя, маловероятно, что в 2013 году внутренний рынок “переварит” объемы, превышающие 10 млн тонн. Потребители металла также испытывают сложности на своих рынках сбыта.
Строительная отрасль демонстрирует весьма низкие производственные показатели из-за отсутствия действенных схем банковского кредитования и низкого уровня доходов населения. Другие отрасли — не в лучшем положении.
По данным ассоциации “Укрсудпром”, загрузка судостроительных предприятий не превышает 10%. Вагоностроители в 2012 году снизили выпуск грузовых вагонов на 5,2% по сравнению с 2011 годом, когда было выпущено 52,3 тыс вагонов. Специалисты прогнозируют дальнейшее сокращение производства в связи с частичным закрытием российского рынка.
Что же касается автомобилестроения, то за все годы существования украинской металлургии так и не было налажено производство автомобильного стального листа приемлемого качества. Причина — металлурги не хотели вкладывать деньги в системы контроля качества, предпочитая зарабатывать на массовых продажах полуфабрикатов.
В следующие годы, по оценкам украинских аналитиков, внутренний рынок не сможет принять более 13-15 млн тонн металла. Значит, экспорт, в основном полуфабрикатов, и впредь останется для украинского ГМК магистральным направлением.
Только вот стоит ли поддерживать его таким количеством льгот?
Что скажете, Аноним?
[07:00 25 ноября]
[15:06 24 ноября]
[11:45 24 ноября]
08:10 25 ноября
08:00 25 ноября
07:40 25 ноября
07:30 25 ноября
15:45 24 ноября
12:30 24 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.