Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

“Меня поражают масштабы вреда, который нанес “Аэрофлот”

[16:48 20 января 2011 года ] [ Slon.ru, 19 января 2011 ]

Юрист Сергей Литвинцев рассказал Slon.ru об организации коллективного иска против национальной авиакомпании.

Пытаясь компенсировать пассажирам неудобства, связанные с задержками рейсов в конце прошлого года, “Аэрофлот” начал “Акцию репутационной поддержки” — каждому пострадавшему по билету. Но среди пассажиров, проведших многие часы в аэропорту в ожидании вылета, были юристы. Они сочли, что “Акция репутационной поддержки” не просто не компенсирует моральный вред, причиненный “Аэрофлотом” своим клиентам, но и оскорбляет пассажиров. Кристина Каменева и Сергей Литвинцев решили подать против авиакомпании коллективный иск, привлекая коллег по несчастью через страницы в соцсетях “Фейсбук” и “Живой журнал”. Подробнее об этом Сергей Литвинцев рассказал в интервью Slon.ru.

— Оценивали ли вы, сколько пассажиров пострадало в те дни?

— Точных подсчетов нет. Если оценивать количество людей зрительно, то можно говорить, скорее всего, о нескольких тысячах человек.

— Ищете ли вы пострадавших сами или просто ждете, что они придут через “Фейсбук” или ЖЖ?

— Мы ищем пострадавших через социальные сети и ЖЖ. Многие пытаются помочь нам, в том числе люди, работающие в ЖЖ, СМИ.

— Сколько пассажиров “Аэрофлота” сейчас участвуют в иске?

— Вчера мы только открыли группу в “Фейсбуке”, то есть вчера не было ни одного человека в списке. Сейчас в списке 54 человека. Вместе со мной и моей коллегой — 56. Наша цель — до конца этой недели набрать 1000 желающих принять участие в коллективном иске.

— То есть, вы были в аэропорту в те дни и сами — пострадавшие?

— Да, я летел рейсом SU-361 из “Шереметьево-2” в Египет. В аэропорту провел более 33 часов: с 26 по 27 декабря. Этим же рейсом летела Кристина Каменева (тоже юрист) — именно она начала собирать подписи для подачи иска среди пассажиров нашего рейса.

— Расскажите, что происходило в аэропорту: как с вами обращались, что вы видели, как пассажиры реагировали?

— Обстановка в аэропорту накалялась каждую минуту с момента моего приезда в “Шереметьево” в 7 утра 26 декабря. Проблем было много. Было негде сесть, периодически возникали проблемы с питанием: заканчивалась еда в местных кафе, и многие не могли получить ваучеры на бесплатное питание, которое авиакомпания обязана предоставить при задержках рейсов (это не “мелочь”, т.к. цены на еду в аэропорту мы все знаем), родителям было нечем кормить грудных детей, а размещение в гостинице не было предоставлено практически никому вне зависимости от количества часов, проведенных в терминале.

Самая главная проблема заключалась в том, что люди не могли покинуть здание аэропорта и были вынуждены находиться в “заложниках”, потому что понять, когда же все-таки вылетит самолет, было просто невозможно. “Аэрофлот” не предоставлял никакой информации о происходящем, не делал обоснованных прогнозов вылетов задержанных рейсов, даже тех, которые ожидали вылета третьи сутки, а сами рейсы переносили каждые несколько часов на очередные 1—2—3 часа — так, что у пассажира складывалось впечатление, что самолет может вылететь в ближайшее время, что ситуация вот-вот разрешится, а значит, нет смысла покидать “Шереметьево”. Именно отсутствие информации о происходящем и прогнозов развития ситуации от “Аэрофлота” накалило обстановку до предела и вызвало волну местных “протестов”.

Трудно подобрать слова. Представьте атмосферу большого скопления людей, которые не по своей воле десятки часов проводят в “подвешенном” состоянии в некомфортных условиях в одном удаленном от города здании, которое невозможно покинуть. При этом пассажиры не знают точной причины происходящего, часто не получают прогнозов и не имеют какой-либо связи с представителями авиакомпании, от которой, по сути, зависит ближайшее будущее людей. Добавьте к этому все прочие проблемы — еда, гигиена, ложные сообщения “Аэрофлота” в прессу о том, что “ситуация под контролем”.

— Какие конкретные положения действующего законодательства, включая Федеральные авиационные правила (ФАП), по вашему мнению, “Аэрофлот” нарушил?

— Позиция сейчас прорабатывается. Полная картина требований и примерный текст будущего иска будут выложены позже на наших страницах в “Фейсбуке” и “Живом Журнале”.

На данный момент очевидно, что предлагаемая “Аэрофлотом” текущая компенсация недостаточна как минимум потому, что не учитывает следующие моменты. Во-первых, ряд действий авиакомпании значительно ухудшили положение людей в терминале. Даже одно простое сообщение пассажирам о том, что большинство рейсов не вылетят в ближайшие 8 часов, решило бы много проблем: многие смогли бы съездить домой, принять душ, отдохнуть, привести нервы в порядок, нормально поесть и накормить грудных детей. Во-вторых, компенсация не учитывает нанесенный моральный вред. В-третьих, компенсация не отражает потерянные драгоценные дни отпуска за рубежом, которые были заранее оплачены.

Нам кажется, что даже само название акции, в рамках которой “Аэрофлот” сейчас предоставляет компенсацию, — “Акция репутационной поддержки” — некорректно и задевает чувства пострадавших.

— Так все-таки о каких суммах желаемой компенсации идет речь? Назовите хотя бы минимум.

— Пока это невозможно — не хочу обманывать ожидания людей. Минимум, можно рассчитывать на компенсацию в денежной форме (сейчас “Аэрофлот” предлагает билет), которая будет в несколько раз больше текущей.

— Возможно ли мировое соглашение и на каких условиях?

— Думаю, это возможно, если оценка компенсации “Аэрофлотом” будет удовлетворять не только авиакомпанию, но и пострадавших пассажиров, а также если авиакомпания будет готова принести публичные извинения пострадавшим.

— Какова практика подачи коллективных исков в России, насколько она успешна?

— В России практики подачи коллективных гражданских исков почти не существует, но статья процессуального законодательства, предусматривающая возможность подачи коллективного иска, с недавнего времени есть. Нужно заставить эту статью “работать” на граждан: мы хотим создать прецедент коллективной защиты гражданами своих прав и интересов в суде.

В этом смысле практика коллективных исков США может служить вдохновением. В Соединенных Штатах каждый год тысячи граждан подают такие иски и успешно защищают свои права. Если бы в Америке произошло что-то подобное тому, что случилось в “Шереметьево”, против “Аэрофлота” уже были бы поданы сотни коллективных исков.

— “Аэрофлот” как-то реагирует на ваши действия? Выходили ли на вас представители авиакомпании?

— Нет. Есть, правда, забавная тенденция: в ЖЖ стали появляться дневники (только что открытые) с сообщениями, оправдывающими “Аэрофлот”. Есть ощущение, что за этим стоит авиакомпания.

— Действительно ли вы действуете от себя? Вас никто, что называется, “не заряжал” против “Аэрофлота”?

— Да, от себя. Меня поражают масштабы вреда, который нанес “Аэрофлот”, и мне очень хочется создать российский прецедент, показывающий, что граждане способны защитить себя от действий компаний с помощью цивилизованных юридических средств.

Ирина МОКРОУСОВА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.