Швейцарская компания, владеющая в Украине скандальной сетью автозаправок Glusco, на которой недавно СБУ провела масштабные обыски и которую связывают с нардепом Виктором Медведчуком, прекращает поставки нефтепродуктов в нашу страну. Время для демарша выбрано очень “удачно”, потому что совсем скоро начнется посевная. Заместить поставляемые компанией объемы дизельного топлива и сжиженного автомобильного газа будет непросто, а потому из-за возможного дефицита ресурса есть риск ажиотажного роста цен. Тем не менее, трейдеры в состоянии достаточно быстро переориентироваться на альтернативные маршруты поставок, к тому же “ответка” России и Медведчука может, в конечном итоге, избавить Украину от очередной российской зависимости.
Швейцарская компания Proton Energy Group SA останавливает поставки нефтепродуктов в Украину. Об этом говорится в письме трейдера, которое он разослал своим контрагентам в нашей стране.
“С глубоким сожалением сообщаем Вам, что Proton Energy Group SA приняла решение прекратить поставки нефтепродуктов на украинский рынок с 1 апреля 2021 года…Просим Вас считать это письмо официальным уведомлением о расторжении контракта”, — говорится в письме, текст которого цитирует профильное издание enkorr.
В Proton Energy Group свои действия пояснили тем, что в начале марта 2021 года компания получила информацию о том, что Служба безопасности Украины (СБУ) якобы рекомендовала участникам украинского топливного рынка отказаться от закупок у нее.
“Кроме того, на прошлой неделе мы стали свидетелями событий в отношении сети АЗС Glusco, принадлежащей Glusco Energy SA. В феврале 2021 года технологический объем дизельного топлива в трубопроводе, который принадлежит компании, был незаконно арестован украинскими властями”, — также заявили в Proton Energy.
Медведчук наносит ответный удар
События, которые упоминает компания, связаны с санкциями в отношении “кума Путина” Виктора Медведчука и его окружения.
Напомним, Совет национальной безопасности и обороны (СНБО) 19 февраля решил вернуть в государственную собственность отечественный участок нефтепродуктопровода “Самара-Западное направление”, который долгое время находился в частных руках и по сути контролировался Медведчуком.
Кроме того, в марте СБУ провела обыски на объектах сети АЗС Glusco, которая также связана с кумом российского президента.
Учитывая, что Proton Energy Group SA через свою дочернюю компанию Glusco Energy SA владеет украинской розничной сетью Glusco, можно сделать очевидный вывод, что Виктор Медведчук и его “швейцарские” партнеры решили отомстить Украине.
При этом, если бы речь шла только о сети автозаправочных станций Glusco, прекращение поставок было бы не столь ощутимым, но в число клиентов компании входят крупнейшие игроки рынка нефтепродуктов нашей страны, в частности, Wexler Group, ОККО, WOG, KLO и некоторые другие. С 2016 года Proton Energy Group является единственным поставщиком продукции госкомпании “Роснефть” в Украину.
Как написал в Facebook директор консалтинговой группы “А-95” Сергей Куюн, в 2020 году Proton Energy обеспечила около 22% отечественного рынка дизельного топлива и сжиженного газа.
“Оперативно заместить такой объем можно, но очень сложно (активизация потребления происходит не только в Украине)”, — отметил Куюн.
Рост потребления, в частности, дизельного топлива, обусловлен, в первую очередь, началом посевной кампании.
И это — не единственная проблема, связанная с демаршем Proton Energy.
“Канал, который объявил о прекращении поставок, сделал это подло, потому что 15 марта — последний день подачи документов в Министерство экономического развития (МЭР) России для получения разрешений на поставку топлива в Украину. Эту информацию получили и другие поставщики, которые не связаны с “Роснефтью”, и они теперь не могут увеличить объем (поставок)”, — рассказал в комментарии “Апострофу” аналитик нефтерынка Александр Сиренко.
Есть также риск того, что Россия вообще перекроет поставки горючего в нашу страну, при этом особо чувствительная ситуация с автомобильным газом, поскольку газ из РФ составляет примерно треть всего ресурса в Украине.
Такого развития событий полностью исключать нельзя, хотя сами российские поставщики заинтересованы в украинском рынке. “Особенно те, которые не связаны с государственной компанией (”Роснефтью”)”, — отметил в разговоре с изданием руководитель специальных проектов научно-технического центра “Психея” Геннадий Рябцев.
Но, опять-таки, утверждать, что остановки поставок из РФ не будет, нельзя.
Рябцев напомнил, что это — далеко не первый случай, когда россияне прерывают поставки топлива. Так было и в 2019 году, когда Украина ввела пошлины на поставки трубопроводным транспортом, а также, еще раньше, когда Россия ввела новый порядок поставок нефтепродуктов в нашу страну, согласно которому поставщики должны предварительно получать разрешения в МЭР РФ.
В любом случае, реакция Proton Energy была предсказуемой, и сейчас мы, в принципе, имеем дело с “ответкой”, сказал эксперт.
В поисках альтернативы
Понимают это и участники рынка, а потому можно надеяться, что они загодя продумали альтернативные маршруты поставок.
Но, для того, чтобы переориентироваться на другие каналы, нужно время.
Что касается дизельного топлива, то здесь можно ожидать наращивания поставок из Беларуси и по морю.
“Однако со стороны Беларуси есть проблема — Мозырский НПЗ выходит на ремонт, и русские об этом знали, а потому — это вторая подлость с их стороны. Но, слава богу, есть “Нафтан” (второй НПЗ, работающий в Беларуси — “Апостроф”), который, хоть и снижает нефтепереработку, опять-таки, из-за проблем с поставками (нефти) из России, но не думаю, что они не воспользуются шансом занять эту нишу”, - говорит Александр Сиренко.
По его словам, украинские порты готовы принимать танкеры с дизелем: “Думаю, больше 100 тысяч тонн в месяц в совокупности можно принять”.
Также можно рассчитывать на увеличение поставок со стороны Литвы, Польши и Венгрии, добавил он.
Однако проблемы могут возникнуть не с перевалкой, а с доставкой топлива по железной дороге. А она, по словам Сергея Куюна, “лежит на лопатках” и не справляется с обеспечением вывоза ресурса из портов.
Но, наверное, самое главное — это то, что рынок дизтоплива на сегодня, как говорят профильные эксперты, “залит”, то есть его достаточно много.
Со сжиженным газом ситуация сложнее — как было замечено выше, треть всего его баланса на рынке Украины составляет российский ресурс. К тому же, в отличие от дизтоплива, таких значительных запасов автогаза сейчас нет.
Но проблема решаема и с газом. Во-первых, есть белорусское направление. Еще один канал — Казахстан, но только при условии, что Россия не будет блокировать поставки из этой страны, отметил Александр Сиренко.
Также, как и в случае с дизелем, есть возможность нарастить поставки автомобильного газа по морю.
“Ресурс есть — мы не в вакууме. Мы не находимся за “железным занавесом” России. Просто раньше мы не делали этого в таких объемах, вот и проверим, как это работает”, — говорит специалист.
Цены вырастут в любом случае
От наличия или отсутствия ресурса на рынке зависит вопрос цены для конечного потребителя.
“Если будет нехватка хотя бы 1% в балансе, это способно неконтролируемо взвинтить цены. Начинает работать цепная реакция: на какой-то АЗС пропадает топливо, потребители в панике набрасываются на другие станции, заправляя полные баки, и так далее. В конечном итоге АЗС, скорее всего, будут ограничивать свободную продажу, так как повышать цены для охлаждения спроса может оказаться чревато. Ну и, конечно же, по полной достанется “конечникам” (промпотребителям) — оптовые цены будут на всю катушку”, — моделирует ситуацию Сергей Куюн.
Но дефицита, по крайней мере, дизтоплива, вполне возможно избежать.
“Ажиотажного роста цен может не быть, потому что в новый сезон мы вступили с большими остатками — по дизелю это примерно 150-200 тысяч тонн”, — отметил Александр Сиренко.
Кроме того, не стоит забывать о внутреннем производителе: “Например, Кременчуг (Кременчугский НПЗ, “Укртатнафта” группы “Приват” Игоря Коломойского — “Апостроф”) может увеличить переработку”.
Сергей Куюн согласен: “Они так хотели пошлин и ограничений на российский продукт, вот — получите, ваш выход!”
Что касается цен на газ, то, по мнению Куюна, подорожание может составить до 1 гривны на литре. “И это — только за счет более затратной логистики альтернативных поставок. Независимо от этой ситуации мы ожидаем повышения закупочных цен из-за продолжающейся нехватки на внешнем рынке. Так что гривной на литре дело очевидно не ограничится”, — добавил он.
Действительно, розничные цены на нефтепродукты в Украине, как ожидается, будут расти, вне зависимости от ситуации, которая сложится в результате прекращения поставок из России. Основная причина — увеличение нефтяных котировок. В марте они уже преодолевали отметку в 70 долларов/баррель, однако в последние дни несколько снизились до 68 долларов.
Кроме того, на отечественном рынке наблюдается так называемое “отложенное подорожание” — цены на АЗС еще не синхронизировались с оптовыми. “Как минимум, 1 гривна (на литре) зависла, — говорит Геннадий Рябцев. — Но когда оно начнется, — непонятно”.
Напомним, ценовой скачок — в среднем на 2 гривны на литре — произошел в конце января, второй — примерно на 1 гривну на литре — в конце февраля. С того времени розничные цены выросли очень незначительно. По состоянию на 16 марта, средняя розничная цена бензина А-95 составляла 28,36 гривны/литр, дизтоплива — 27,77 гривны/литр, автогаза — 15,39 гривны/литр. Таким образом, при благоприятном сценарии цена литра бензина увеличится до 29,3 гривны/литр, дизеля — до 28,7 гривны/литр, газа — до 16,4 гривны/литр. Неблагоприятный сценарий эксперты спрогнозировать затрудняются.
Еще одна разорванная связь
Таким образом, у нашей страны есть возможность более-менее благополучно пережить очередное “кидалово” со стороны России и ее “представителей” в Украине.
Результатом же этой встряски станет дальнейшее сокращение энергозависимости от РФ.
Украина уже давно не покупает у России нефть и газ, доля российского ядерного топлива все время сокращается. На отечественном рынке практически нет российского бензина, и, возможно, та же участь в скором времени ждет дизельное топливо и сжиженный газ из РФ.
По словам Сергея Куюна, в ближайшие месяцы нам будет достаточно некомфортно, “но к лету все войдет в свою колею, и ждать новостей из России больше не будет потребности”.
“У нас есть шанс не заметить ресурс из России”, — соглашается Александр Сиренко. По словам эксперта, об этом в среде трейдеров говорят с конца февраля, то есть с того времени, когда были введены первые санкции против “условного Медведчука”. Поэтому, похоже, рынок к такой ситуации, по крайней мере, морально, уже готов.
Виктор АВДЕЕНКО
Вы его обосрали. он делает что хочет. Все справедливо. А урожаи это дело власти как их обеспечить, а Медведчук не власть. Он, конечно, может и не совсем хороший чувак, но если вызволял из плена наших граждан, даже путем договоренности с Путой, то это что то значит, особенно для их близких. Все бл-ь надо превратить в политику. И меряться кто больший освободитель: власть или медведчуки, а на народ насрать и тем и другим, главное набрать очки.
Как раз, перед посевной кампанией, чтобы урожаи осенью были хорошие? ДБЛ, БЛД!
"Канал, который объявил о прекращении поставок, сделал это подло, потому что 15 марта — последний день подачи документов в Министерство экономического развития (МЭР) России для получения разрешений на поставку топлива в Украину". Введите санкции против всех падлюк, подающих документы в МЭР России. Нехер унижаться и стоя на колянях клянчить у агрессора.
Что скажете, Аноним?
[07:10 27 ноября]
[18:18 26 ноября]
[13:40 26 ноября]
10:30 27 ноября
10:20 27 ноября
10:00 27 ноября
09:20 27 ноября
09:10 27 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.