- Украинцы чаще ездят за границу не с туристической целью, а по бизнес-делам. В какие страны украинцы чаще всего ездят именно отдыхать?
— Сейчас трудно выделить реальную цель путешествий украинцев в ту или иную страну из-за отсутствия надлежащей статистики. Однако мы активно работаем над ее сбором, планируем внедрение системы анкетирования на пунктах пропуска, что позволит отделить деловой туризм от развлекательного. По сегодняшним данным, больше всего украинцы ездят именно отдыхать в Египет и Турцию. Эти две страны входят в топ-5 стран, которые наиболее часто посещали украинские туристы в прошлом году: 965 457 и 729 238 соответственно.
Среди других оказались Польша — 3 962 053, Венгрия — 1 635 810 и Россия — 1 039 949, однако мы понимаем, что большинство граждан ездят в эти три страны преимущественно по делам.
“ДС” На что следует обращать внимание украинцев при выборе страны или места отдыха во времена пандемии COVID-19?
— К сожалению, в украинцев еще не сформирована культура путешествий, и наша общая цель — это исправить. Поэтому в условиях пандемии я рекомендую путешествовать по Украине, открывать ее для себя, показывать детям. У нас замечательная страна с разнообразными локациями на любой вкус. Конечно, над инфраструктурой и сервисом еще нужно работать.
Во время карантина особенно популярны отдаленные места, где мало людей, отдых на природе и тому подобное. Перед планированием путешествия нужно узнать, не входит ли локация в перечень “красных” зон, какие ограничения установлены Кабмином и местной властью, как туда можно добраться.
Если же мы говорим о планировании отдыха за границей, то нужно обязательно сделать такие вещи:
— С какими иностранными партнерами сотрудничает Госагентство и как? Каких договоренностей удалось достичь?
— Для качественного продвижения туристической Украины на мировом рынке чрезвычайно важно вести активную коммуникацию со всеми заинтересованными стейкхолдерами. Мы регулярно проводим рабочие встречи и совещания с представителями иностранных дипломатических учреждений.
Например, в феврале 2021 года Украина и ОАЭ подписали Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству стран, в частности в области развития туризма. А на этой неделе состоялось подписание Совместной декларации о намерениях по сотрудничеству Украины и Турции в области соблюдения прав и безопасности туристов.
На этот год также планируется организация обучения для туристического бизнеса и общин с привлечением международных экспертов. Также планируем способствовать на государственном уровне созданию краткосрочных программ по менеджменту туристическими территориями и создание туристического продукта в ведущих учебных заведениях страны. Активно перенимаем опыт Турции, Грузии и Австрии.
Особый интерес для нас представляют образовательные программы и программы обмена опытом для представителей малого и среднего туристического бизнеса и государственных служащих. Например, сейчас начали сотрудничать с одной из таких программ Федерального министерства экономики и энергетики Германии Fit for Partnership.
— Во время пандемии логично выбирать для отпуска локации, которые являются менее популярными у туристов, чтобы меньше взаимодействовать с толпой. Могли бы вы посоветовать такие места в Украине или за границей?
— Существуют две причины, почему одни локации менее популярны, чем другие. Первая из них — не хватает продвижения, вторая — места действительно не такие интересные, поэтому заставлять туриста ехать туда не совсем корректно. Обе причины требуют комплексного подхода как в развитии инфраструктуры и повышении качества услуг, так и в продвижении на всех уровнях.
Лично я еще до начала карантина не слишком любила разрекламированные места, где много людей, предпочитала бесшумные, удаленные уголки. Именно поэтому часто путешествовала самостоятельно, выбирая для путешествия маленькие областные города и нетронутые пляжи. Например, в прошлом году приезжала в поселок Совиньон под Одессой, также часто отдыхала в Санжейке. Особый шарм эти места имеют в бархатный сезон.
В условиях карантина все более популярным становится “зеленый” туризм — посещение сельских усадеб, ознакомление с местными традициями и гастрономией. В таких местах сама природа сделала дистанцию между посетителями.
— Берет ли Госагентство участие в переговорах по разработке/запуску паспортов вакцинации в Украине? Когда они могут появиться? Будут ли признавать паспорта украинского образца за рубежом?
— Конечно. ГАРТ активно участвует в заседаниях и рабочих встречах по запуску паспортов вакцинации. Например, во время последнего совещания по развитию двустороннего сотрудничества с Турецкой Республикой в области туризма мы обсудили возможность улучшения условий пересечения границы гражданами двух стран, в частности, благодаря взаимному признанию паспортов вакцинации.
Несколько дней назад я лично посетила Анталию с рабочей поездкой. Там, во время заседания украинского-турецкой рабочей подгруппы, договорились рассмотреть возможность введения таких образцов документов.
Сейчас Министерство здравоохранения совместно с Министерством цифровой трансформации активно работает над разработкой паспортов по принципу ЕС.
— В Украине иконами туризма по системе “ол-инклюзив” считаются Турция и Египет. Но в Украине также есть море. Турция и Египет имели много инвестиций, а ищет ли инвесторов Украина? Что нужно, чтобы их заинтересовать?
— Надо признать, что эти страны имеют некоторые преимущества: более продолжительный сезон благодаря географическому расположению, больший опыт создания туристических продуктов, является важной частью эффективного привлечения инвестиций. По моему мнению, одна из самых больших проблем украинских курортов — хаотическая застройка. Накопление бесчисленного количества МАФов, вывесок и указателей моментально портят общее впечатление от местности. Кроме того, есть немало проблем с канализацией, что также в значительной степени влияет на выбор туриста в пользу заграничных курортов.
Но и Украина не стоит на месте. Уже сейчас разработан инвестиционный проект La Perla Azura, который предусматривает создание крупного современного рекреационного комплекса на морском побережье Херсонской области, который может стать достойным конкурентом для заграничных курортов.
На самом деле, все в руках местных общин, ведь люди сами выбирают для себя власть, и только в случае, когда они будут готовы что-то менять — будет результат. Создав соответствующие условия и продемонстрировав готовность к действиям, они смогут привлечь инвестиции для развития собственного региона. Со своей стороны, мы будем всячески поддерживать общины.
Сейчас ГАРТ также активно развивает конференц-туризм, предполагающий организацию и проведение корпоративных мероприятий. Именно этот вид туризма может быть хорошей возможностью привлечения дополнительных средств и расширения сезона на морских курортах.
— В Украине стартовала программа “Большая реставрация”, инициированная президентом. Как она повлияет на туризм? Кто занимается этой реставрацией? Откуда на нее деньги?
— Над реализацией президентской программы “Большая реставрация” работает Министерство культуры и информационной политики Украины. В общем, бюджет программы на 2021 год составляет около 2 млрд грн.
Надеемся, что нынешняя реставрация станет лишь началом действительно масштабного восстановления памятников культуры и архитектуры по всей стране.
Обновление инфраструктуры всегда вызывает большой интерес среди внутренних и въездных туристов, реставрация же памятников архитектуры призвана не только вдохнуть в здания новую жизнь, но и создать им возможности для дальнейшего роста коммерческой привлекательности. Проведение торжеств, конференций и других мероприятий позволит памятникам привлечь дополнительных посетителей и зарабатывать больше для своего дальнейшего развития.
Однако важно помнить, что реконструкция объектов архитектуры обязательно должна сопровождаться созданием туристической инфраструктуры (зоны отдыха, туалеты, парковки, туристско-информационных центров и т. д.). Надеемся, что областные государственные администрации и территориальные общины дообустроят отреставрированные памятники базовой туристической инфраструктурой.
— В Украине есть много старинных замков прошлых веков, которые нуждаются в реставрации. Есть ли смысл, как в Европе, сдавать их в аренду частным лицам, чтобы они отреставрировали за свои деньги и создавали там, например, отель или ресторан?
— Это сложный вопрос. У нас, к сожалению, еще нет массовой практики восстановления исторических памятников и практики их использования, в частности, в коммерческих целях. Часто людям сложно представить, что старинный дворец может быть использован не как музей, а как гостиница. Опыт неконтролируемой приватизации 90-х годов тоже часто не дает доверия к частным инвесторам. В то же время это довольно распространенная мировая практика, когда инвестор вкладывает средства в восстановление памятника культуры и в дальнейшем использует его.
С другой стороны, децентрализация дала общинам новые ресурсы, новые возможности, необычные социальные и культурные активы. Они начали инвентаризировать свои ресурсы и задумываться над их рациональным использованием. Хотя и здесь все непросто. Существуют случаи, когда во дворце функционирует санаторий, который не имеет возможности или не хочет благоустроить территорию окружающего паркового комплекса, а община в этом заинтересована, но не имеет полномочий.
Убеждена, что в условиях ограниченных ресурсов наиболее актуальным будет использование механизма государственно-частного партнерства. Когда государство, общины и частные инвесторы вместе ищут возможности для использования дворцов, особняков, замков или крепостей. Для этого нужно вносить изменения в нормативную базу, готовить инфраструктуру, определять целевую аудиторию и формировать интересные предложения.
Считаю, что памятники национального уровня должны быть в собственности государства. Они имеют всеукраинское значение, являются важной частью национального культурного пространства, национального кода и яркими визитками страны. Существует мнение, что государство не может быть эффективным собственником. Прежде всего это зависит от конкретных исполнителей и тех людей, которые могут стать провайдерами изменений на местах.
— У Украины нет культурной мобильности, около половины молодых украинцев не выезжали за пределы области в течение последних трех лет. Что с этим делать?
— Туристические сертификаты — это своеобразный механизм введения программ по поддержке путешествий и мобильности молодежи в рамках развития туризма. Такая практика широко распространена во многих ведущих странах, в частности Италии, Польше, Японии.
Сейчас проект находится в процессе разработки. Нам необходимо точно определить слои населения, на которых будет направлена программа, сколько людей смогут принять в ней участие и какую сумму мы будем выделять на каждого путешественника. Кроме того, надо понять, как будет осуществляться туристическая поддержка: это будет какая-то денежная выплата, или ваучер на определенные услуги, или универсальная туристическая карта, которой можно будет воспользоваться практически в любой гостинице и заведении. Надеемся, что к концу этого года будем иметь определенные наработки в этом направлении и уже в 2022 году запустим первый пилотный проект.
— Украинские туристы знают, что во Львове можно выпить кофе и поесть пляцков, а в Карпатах — попробовать бограч или попариться в чане. Почему другие города и регионы не строят свои туристические бренды?
— Как раз сегодня можно наблюдать как города и регионы работают над этим и развивают туристические бренды. Это происходит не быстро, но мы уже можем заметить изменения и развитие.
Например, недавно посетила Одесскую область, где нам показали объекты нового екогастротуристичного маршрута “Дорога вина и вкуса Украинской Бессарабии”. Он проложен юго-западными районами Одесской области и позволяет туристу ознакомиться с кулинарными особенностями Бессарабского региона. Особенностью этого региона является крафтовое производство вина, сыра и мясных изделий. Кстати, если говорить о гастротуризме Одессы, то это разные рыбные блюда, а если о регионе — это мясные и сырные блюда бессарабской кухни.
И все знают, что в Одессе есть Бессарабский рынок, где можно насладиться селедкой и другой вкусной рыбой. Если говорить о Одесской области, то это такие локации, как Центр этнографического, зеленого, сельского туризма и семейного отдыха — Фрумушика-Новая, сыроварня “Щедрая окраина”, семейное производство мясных деликатесов “Балканские ястия”, винзавод “Колонист”, пекарня “Хлебным счетом”, винный погреб “Винария” и другие.
Херсон — это херсонские арбузы и томаты. Сейчас даже херсонские фермеры пытаются запатентовать местного арбуза. Кроме того, Херсонщина — это еще и уникальный биосферный заповедник “Аскания-Нова”, старейший степной резерват мира, одно из семи природных чудес Украины, входящий в сотню самых заповедных территорий планеты.
Бренд — это не только гастротуризм. Бренд — это множество стратегических элементов и точек соприкосновения, чтобы создать уникальный опыт, который запомнится у целевой аудитории на глубоком, эмоциональном уровне.
Например, если вы сейчас посетите Харьков, то увидите, что департамент развития туризма развивает город как туристический бренд для семейного отдыха с детьми. Центральный парк культуры и отдыха им. М. Горького сделали современной интересной локацией. Это огромный парк разнообразных аттракционов для взрослых и детей разного возраста, а также разного достатка, есть как платные аттракционы, так и бесплатные.
Если говорить о гастрономическом туризме, то сладкой визитной карточкой Харькова с 1896 года является торт “Харьковский”, рецептура которого сохранилась до наших дней.
В восточной части Украины — это “Артвайнери” — Артемовский завод шампанских вин, где вы сможете не только попробовать игристые вина по классическому методу Шампенуа, но и посетить уникальные подземные галереи и пройтись производственными цехами.
— Как Госагентство развивает внутренний туризм? Какие шаги были предприняты в последнее время, а какие еще планируются?
— В 2020 году мы определили развитие внутреннего туризма нашим приоритетным направлением работы, и он оказался спасительным кругом для туристической отрасли Украины в условиях пандемии. В частности, мы начали масштабную промокампанию # МандруйУкраиною, к которой присоединились сотни блогеров, звезд украинской эстрады, выдающихся украинцев. И нам действительно удалось сделать эту тему вирусной. Меньше чем за один год количество постов по этому хештегу увеличилось как минимум на 100 тыс. и продолжает расти. Совместно с Офисом президента и облгосадминистрациями организовали в рамках этой кампании семь рекламных туров для ведущих медиа Украины, которые освещали интересные туристические места.
Мы также создали пять социальных видеороликов, которые транслировались на главных телеканалах Украины и в поездах “Укрзалізниці”. Так нам удалось заинтересовать украинцев и стимулировать их путешествовать собственной страной.
В этом году планируем и дальше двигаться в этом направлении. В ближайшее время планируем организовать еще несколько промоакций для представителей медиа, туристического бизнеса и лидеров мнений. В планах ГАРТ, в частности, разработка единого туристического портала, создание областных туристско-информационных центров, разработка социальной рекламы и сувенирной продукции, проведение фестивалей для разных сегментов населения. В этом году также будем делать акцент на деловом туризме и развитии концепции сити-брейков.
Будем работать над созданием качественного туристического продукта в комплексе, который по уровню предоставления туристических услуг не будет уступать зарубежным аналогам.
— В прошлом году руководитель ОП Андрей Ермак предлагал власти на местах изучить потенциал своих областей и подготовить концепцию развития туризма, в частности, разработать многодневные туры, предложить пять—десять интересных событий культурной жизни региона, определить “туристические магниты”. Как с этим дела? Поступали ли такие предложения от областей?
— Регионы очень ответственно подошли к этому предложению, из каждой области поступило от двух до десяти предложений. На самом деле, изучение туристического потенциала областей требовало более комплексного анализа. На совещании у руководителя ОП было сформировано девять вопросов, по которым регионы должны были предоставить соответствующие данные. На сегодня мы получили много интересной и полезной информации, которая позволит эффективно проанализировать туристический потенциал регионов. Кроме того, это будет способствовать раскрытию разных уголков Украины, которые в свое время были или недооценены, или не имели эффективного маркетинга. Регионы также предоставили предложения по развитию своих туристических дестинаций, что позволило ГАРТ определиться с приоритетными направлениями работы.
По методике, разработанной ГАРТ, было оценено около 70 объектов и определен их туристический потенциал.
— В Украине много красивых мест, однако не везде можно добраться даже на собственном транспорте из-за плохих дорог или их полного отсутствия. Ведутся ли переговоры с властями по этому поводу?
— Вы правы, без восстановления дорожной и транспортной инфраструктуры невозможны удобные и безопасные путешествия. Сейчас мы активно сотрудничаем с Министерством инфраструктуры, “Укрзалізницею” и “Укравтодором” для определения приоритетных направлений и конкретных шагов модернизации путей и оптимизации маршрутов в туристические регионы и дестинаций. В частности, с “Укравтодором” и украинскими компаниями подписан меморандум и достигнуты договоренности о возобновлении дорожной инфраструктуры в Карпатском регионе. В этом направлении ГАРТ будет проводить консультации с участниками туристического рынка и местными общинами. По их результатам агентство будет давать”Укравтодору” конкретные предложения по улучшению состояния и инфраструктуры дорог с учетом привлекательности и приоритетности туристических “магнитов”.
— Как вы оцениваете уровень сервиса, который предоставляют украинские курорты? Он на достаточном уровне или над ним еще предстоит работать? Приведите примеры.
— На сегодня я не могу назвать конкретный украинский курорт, который бы стал хорошим примером для других. Тем не менее нам нужно еще много перенимать у наших европейских коллег для повышения качества услуг и развития культуры гостеприимства. Однако есть немало курортов, в частности Коблево, Кирилловка и Железный Порт, которые имеют достаточно хороший уровень. Такие комплексы нужно поддерживать и обучать, чтобы потом они смогли передать свой опыт другим.
Мы в этом году тоже планируем с украинскими вузами и Министерством образования разработать краткосрочные программы повышения квалификации участников туристической отрасли.
Виктория ХОЖАИНОВА
Что скажете, Аноним?
[16:52 23 ноября]
[14:19 23 ноября]
[07:00 23 ноября]
13:00 23 ноября
12:30 23 ноября
11:00 23 ноября
10:30 23 ноября
10:00 23 ноября
09:00 23 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.