Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Логистика войны. Как изменились грузовые перевозки в Украине

[16:43 08 апреля 2022 года ] [ НВ Бизнес, 7 апреля 2022 ]

Что изменилось в поставках грузов и что учитывать, чтобы организация перевозки не отнимала слишком много драгоценного времени и усилий, остановлюсь на нескольких ключевых моментах.

Война, которую начала Россия, изменила как жизнь каждого украинца, так и жизнь любого бизнеса. Налаженные цепи поставок перестали работать. Закрытые порты, отсутствие авиасообщения, риски, сопровождающие автодоставки — компаниям с отлаженной логистикой пришлось переориентироваться в считанные дни. Волонтерам и всем, кто активно включился в помощь Украине на гуманитарном фронте, вообще нужно налаживать логистические процессы впервые. Тем не менее, логистика, даже в условиях войны, работает и является критически важной.

Приоритет — гуманитарный груз. Что нужно знать

Украинские перевозчики, которые продолжили работу во время войны, быстро переориентировались на доставку самого необходимого — гуманитарных грузов. Например, за месяц войны мы осуществили более 120 гуманитарных рейсов, учитывая внутренние и международные. Возили продовольствие, лекарства, одежду, средства гигиены, амуницию и товары для военных. В основном с запада Украины в Киев, и из Польши и Нидерландов — во Львов. Гуманитарные грузы мы доставляем бесплатно, но просим заправить грузовик горючим или компенсировать его стоимость. Исключение — когда грузовик все равно будет ехать по нужному маршруту — чтобы не двигаться в пустую”, может подхватить гуманитарный груз.

Поэтому советую волонтерам — не думайте, что логистика это всегда сложно и дорого. Есть компании, которые готовы предоставлять свои услуги по логистике бесплатно, — не бойтесь к ним обращаться и узнавать условия сотрудничества.

В чем мы с коллегами видим сложности с гуманитарными грузами, то это в отсутствии единого координационного центра, который направлял бы колоссальную работу волонтеров, фондов, благотворителей, имел информацию о потребностях на уровне страны и мог корректно распределять оказанную помощь. Это помогло бы и в планировании логистики, ведь часто благотворители и волонтеры выполняют огромную работу по сбору помощи, но не имеют информации куда именно ее отправлять, где есть наибольшая потребность. Пока каждый координируется, как может, отсюда — процесс отправления груза затягивается.

 

Чтобы этого избежать, еще несколько моментов, которые следует выяснить перед отправкой гуманитарной помощи:

  • собрать всю партию товара в одном месте;

  • сообщить время, когда товар готов к отправке;

  • знать объем товара и есть ли особые требования (температурный режим в случае с медикаментами и т. п.)

  • знать кто, когда и где будет получать груз;

  • предоставить контакты лица, владеющего всей информацией о грузе и у которого можно уточнить детали в случае необходимости.

И еще одно — начинайте искать транспорт и возможности доставки хотя бы через несколько дней. Вариант сегодня на сегодня” вряд ли сработает, ведь война обнажила” проблемы и в логистике.

Нехватка транспорта и водителей

Что есть сейчас, так это нехватка транспорта и водителей. Потребностей больше, чем ресурса, чтобы их покрыть. С первыми ракетными ударами по нашим городам иностранные логистические компании приостановили работу в Украине. Оказалось что это не их война, да и войной это мало кто называет — в риторике скорее фигурирует конфликт” или кризис”.

Сотрудники компаний, которые продолжили работу, в том числе мои коллеги, взяли оружие и пошли защищать страну. То есть водителей начало не хватать физически. Оставшиеся не всегда поедут в “горячие точки”. Именно поэтому на время войны правительство разрешило садиться за руль грузовика (т.е. транспорта категории С, С1 весом 7,5 тонн) даже водителям с удостоверением категории B. Также разрешили водителям призывного возраста пересекать границу. Для этого следует оформить специальную заявку в системе 18−60” для регистрации. Таким образом власти пытаются преодолеть дефицит водителей фур.

 

Новые маршруты

В Украине теперь, в буквальном смысле, приходится двигаться по неизведанным тропам и открывать для себя новые дороги. Теперь в приоритете безопасность, главное — доехать. Поэтому логисты ежечасно мониторят ситуацию, тесно сотрудничают с государственными органами, ищут дороги в объезд опасных участков и обрушенных мостов. Словом, маршруты стали длинными и непредсказуемыми. То же касается и международных перевозок. Если раньше из точки А в точку Б везли по морю и/или самолетом, а затем машиной, то теперь закрыты и порты, и аэродромы. Остаются только дороги.

Пример практики — Украине из Казахстана передают гуманитарную помощь. Раньше сообщение с Казахстаном было через море, или авто — транзитом через россию. Сейчас оба варианта не работают. Новый путь такой — машиной в аэропорт в Казахстане, оттуда самолетом в Варшаву, и уже из Варшавы наземным транспортом гуманитарный груз перевозят в Украину.

Коммерческие отправления — что и как возит бизнес

Перевозка коммерческих продуктов с началом войны фактически остановилась. В международных перевозках сейчас есть только 15% коммерческих заказов от постоянных клиентов.

После первого месяца войны экспорт постепенно начинает оживать. Например, один из клиентов экспортирует сейчас стеклотару в Польшу, Германию, Македонию, Грецию. Другой — экспортирует в Польшу вентиляционное оборудование.

Коммерческого импорта очень не достаточно. Это, в основном, сельскохозяйственное оборудование под посевную. Завозим его из Германии и Нидерландов на запад Украины.

 

Что касается перевозок грузов по Украине, то здесь коммерческие отправления тоже постепенно восстанавливаются. Сейчас речь идет об эвакуации клиентов из Киевского региона.

5. Как адаптироваться к изменениям?

Кроме перестройки привычных цепей поставки, нужно быть готовым, что стоимость доставки будет значительно больше, чем в довоенные времена. Например, если раньше стоимость отправки по маршруту Киев-Львов равнялась 10 тыс. грн, то теперь это уже 50 тыс. грн (речь идет о 20-тонной фуре). Влияющие на стоимость факторы — срочность перевозки (в случае эвакуации бизнеса, например), дефицит транспорта, опасность маршрутов, лимиты на топливо. Что касается международной доставки, то, например, из Казахстана доставить такой груз раньше стоило $2 500 (когда был транзит через россию). Теперь примерно $8 000, когда такого транзита нет.

Следует также понимать, что у нас и до войны наблюдался дефицит складских помещений для хранения товаров. Сейчас в западных регионах свободных складских площадей катастрофически не хватает.

Тем не менее, несмотря на коренные изменения и сложности, логистика работает и не может остановиться. Я убежден, как только прекратятся боевые действия, работа логистической отрасли возобновится с молниеносной скоростью. Достаточно будет 2-х дней — водители вернутся с фронта, передохнут и сядут за руль. Это насчет наземных перевозок. С авиа- или морскими прогнозы делать сложнее. Все зависит от глобальной политической картины.

 

Виктор ШЕВЧЕНКО, совладелец группы логистических компаний ZAMMLER

 

 

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ

SpaceX запустила частную миссию к Луне. Как развивается космическая гонка миллиардеров Маска и Безоса?

[07:00 16 января]

[BBC News Русская служба, 15 января 2025]

Основатель Amazon Джефф Безос и его компания Blue Origin вот-вот запустят ракету New Glenn. Запуск должен был состояться еще в понедельник, но был отложен по техническим причинам — и, скорее всего, произойдет в ближайшие дни. Все это происходит на фоне успехов SpaceX Илона Маска: компания в прошлом году совершила прорыв, посадив часть гигантского корабля Starship прямо на стартовую площадку. А сегодня ракета Falcon 9 компании SpaceX отправилась к Луне вместе с двумя посадочными модулями, созданными частными компаниями из США и Японии. Они будут исследовать лунный грунт и изучать магнитное поле земли. Компании обоих миллиардеров были основаны более 20 лет назад. SpaceX значительно опередила конкурента за последние годы, но успешный запуск New Glenn может сократить отставание.

НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.