Об этом свидетельствуют самые разные факты, которые сложены воедино рисуют такую мрачную картину.
Ныне интересы сразу нескольких достаточно влиятельных государств сплелись в Сирии. Тут и нефть, и попытки России играть роль сверхдержавы (что получается откровенно плохо), и все возрастающая мощь Турции, которая стремится выйти из орбиты США, став региональным лидером. И как ни странно — есть тут место и Украине.
Ныне “война” Анкары и Вашингтона разворачивается на экономическом поле. Буквально на днях президент Трамп заявил, что США отказываются поставлять Анкаре истребители-бомбардировщики F-35 Lightning II из-за того, что та решила приобрести у России зенитные ракетные комплексы С-400.
История с этими комплексами для Турции носит чисто прикладной характер — все таки вряд ли турецкие политики рассматривают Россию как надежного партнера или союзника — особенно если вспомнить сбитый пару лет назад российский бомбардировщик Су-24. Дело в том, что в оборонной сфере турки ведут политику максимального получения технологий откуда только можно. Стоит напомнить, что именно так сотрудничают с турецкой военной промышленностью и наши предприятия. Например, в сфере модернизации бронетанковой техники.
И когда настал черед модернизировать систему ПВО правительство обратилось к США как основному союзнику в НАТО. Причем турки просили не просто продать комплексы “Пэтриот”, но и передать часть технологий турецкому военпрому. Американцы, естественно, отказались. Впрочем, как и европейцы.
Зато готовы были делиться китайцы и россияне. Однако после того, как были озвучены требования, Пекин решил, что “игра не стоит свеч”. Зато российскому президенту “как воздух” нужен был прорыв на политическом фронте, кроме того “поджимал” и газопровод “Турецкий поток”. Поэтому в сентябре 2017 г. Москва согласилась поставить четыре дивизиона новейших ЗРК С-400 “Триумф” с передачей части технологий турецкой стороне.
И когда на этой неделе начались поставки комплексов, ответ американцев был вполне адекватным — ведь истребители F-35 хотя и являются экспортноориентированной машиной, однако поставляются только “проверенным” странам, откуда не будет утечки в Россию или Китай. А тут российские военные практически напрямую получают доступ к американским секретам.
Ныне на разной стадии сборки в США находятся около 30 истребителей — причем четыре даже формально переданы Анкаре, однако физически находятся в США и использовались для подготовки летно-технического состава ВВС Турции.
Интересно, что практически сразу в американских СМИ развернулась оживленная дискуссия о судьбе “турецких” F-35. Причем, что интересно всем очевидно, что самолеты будут направлены на усиление восточноевропейского фланга НАТО, направленного против России.
А тут вариантов не так уж и много. “В очереди” на получение подобных машин прежде всего стоит Польша. Буквально в начале июня министр национальной обороны Польши Мариуш Блащак заявлял о том, что страна в рамках программы Harpia по замене устаревших советских МиГ-29 и Су-22 хочет закупить в США 32 истребителя F-35.
В числе других претендентов называется также Эстония и Литва. Однако тут американские аналитики явно поспешили — эти прибалтийские страны особенно после вступления в НАТО в плане развития своих скромных военно-воздушных сил рассчитывают прежде всего на “воздушный зонтик” своих соседей. И никаких планов развития — а тем более таких глобальных — официальными лицами никогда не озвучивалось.
Интересно, что в публикациях фигурирует и еще одна страна, которой чисто теоретически могут продать вдруг оказавшиеся “лишними” F-35. И, как ни странно, будет звучать — это Украина.
С одной стороны стоит отметить, что наши Воздушные силы находятся в откровенно крайне жалком состоянии. Основу составляют Су-27 и МиГ-29 еще советского производства, которые, несмотря на попытки модернизации, уже буквально рассыпаются в воздухе. С другой стороны, у нас нет никакой инфраструктуры для базирования западной техники, нет стандартов НАТО для их обслуживания.
Даже поляки и румыны, которые уже давно в НАТО и имели лучшие стартовые позиции, тем не менее пошли по пути переходной машины, которой стал F-16. А в случае с украинскими летчиками предлагается пересадить сразу на технику на два поколения выше той, на которой они летают сейчас. Так не бывает.
Есть и еще пара моментов. В первую очередь финансовый — так, Бельгия за 34 истребителя F-35 вместе с пакетом обучения пилотов, заплатила 4 миллиарда евро. В военном бюджете у нас таких денег даже с учетом 5-10 лет выплат просто нет. Да и приоритеты у новой власти совсем другие — такие деньги быстрее пустят на проведения Олимпиады или какого-нить подобного проекта, где они могут спокойно осесть в карманах “заинтересованных лиц”.
И еще по одной причине поставок такой сверхсекретной техники нам просто не будет: у США в глобальном смысле нет никаких оснований доверять нам. Увы, даже на шестой год войны с Россией наши вооруженные силы буквально пронизаны российской агентурой. И Воздушные силы не исключение. Причем тут можно говорить как о “советском наследии” — достаточно вспомнить попытку угона Су-24 в сентябре 2014 г. одним из летчиков 7-й бригады тактической авиации, так и недостаточной проевропейской направленностью молодых офицеров.
Так, буквально на днях в украинских СМИ появилась подтвержденная информация, что один из выпускников этого года одного из военных ВУЗов поехал отмечать свой выпуск в ...оккупированный Крым. Понятно, что в таких условиях утечка данных и технологий почти неизбежна.
Таким образом, как бы не звучало привлекательными сообщения о возможном получении на вооружение Воздушных Сил современной авиационной техники западного производства, стоит признать, что это все на грани утопии.
И нам придется пройти непростой путь модернизации с закупкой “бэушных” истребителей (с большой долей вероятности это будут F-16), отправкой в запас большей части летчиков и техников “советской закалки” (ведь ввиду возраста переучивать их просто нет смысла), вкладыванием сотен миллионов долларов в модернизацию аэродромной сети и закупку боеприпасов западного образца.
Но опять-таки это все станет возможно только если в ближайших планах военно-политического руководства есть намерение вступить в НАТО или хотя бы начать активное движение в этом направлении. Но, увы, есть вероятность, что маятник украинской политики качнется в другую сторону и все эти размышления могут оказаться никому не нужными.
Михаил ЖИРОХОВ
Что скажете, Аноним?
[10:13 29 ноября]
[07:00 29 ноября]
[23:14 28 ноября]
14:30 29 ноября
13:30 29 ноября
13:00 29 ноября
12:30 29 ноября
12:00 29 ноября
11:30 29 ноября
10:30 29 ноября
10:00 29 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.