“Семейные” крохи
По подсчетам Минюста, во время правления Виктора Януковича из-за тендерных злоупотреблений бюджет ежегодно терял порядка 150 млрд грн. “За последние четыре года это явление приобрело массовый характер, когда средства, которые выделялись из госбюджета, просто разворовывались. По данным СБУ, около 75% государственных ассигнований, которые выделялись на государственные закупки, использовались с нарушениями”, — сообщил министр юстиции Павел Петренко. В числе фаворитов подобных тендеров была семья Януковича и его ближайшее окружение.
Так, “Форбс-Украина” в своем рейтинге тендерных чемпионов оценил подряды фирм Александра Януковича только за 2012 г. более чем в 15 млрд грн. “Зеркало недели” говорит о 8-9 млрд грн., ушедших фирмам, связанным со старшим сыном экс-президента. В 2013 г. результат был еще более внушительным, правда, оценить его тяжелее. С начала прошлого года, после внесения правок в закон о госзакупках, предприятиям с госдолей позволили скрывать от общественности информацию о своих тендерах, чем многие из них успешно воспользовались.
С весны этого года фирмы “семьи” были отодвинуты от большей части государственных “корыт”. Структуры Саши Стоматолога зарабатывали в основном на посредничестве в углепроме и энергетике — там тратилась почти треть всех средств, вращающихся в сфере госзакупок. Уже полгода как по приказу Минэнергоугля рынок очищен от посредников: все закупки угля государственными генерирующими энергокомпаниями идут через ГП “Уголь Украины”. Показательный пример — “Центрэнерго”, крупнейшая генерирующая энергокомпания, оставшаяся под контролем государства. Она с апреля потратила на закупку угля почти 5 млрд грн. Но 95% из этой суммы пришлось на ГП “Уголь Украины”, тогда как ранее уголь компании поставляли в основном структуры Януковича-младшего.
Единственный крупный тендер, который можно с большой долей вероятности включить в “личный актив” Януковича за последние месяцы, был проведен в июле этого года. На нем донецкое ООО “Донбасстеплоэлектромонтаж” (оформлено на жителя Донецка Николая Кочергина, ранее работавшего в структурах, входящих в сферу влияния Александра Януковича) обязалось реконструировать одну из турбин “Донбассэнерго” на 480 млн грн. Однако “Донбассэнерго” хоть и продолжает на 25% принадлежать государству в лице Фонда госимущества, но де-факто является частной компанией с конца 2013 г. Тогда 60,77% его акций у государства купил “Энергоинвест Холдинг” экс-депутата Верховной Рады Игоря Гуменюка, считавшегося близким к “семье”. Так что пример с “Донбассэнерго” скорее исключение из правил.
Ахметов и его монополии
В условиях отстранения “семьи” от самых денежных государственных тендеров крупнейшим подрядчиком госкомпаний начиная с марта стал Ринат Ахметов. Структуры пока еще самого богатого бизнесмена Украины, по подсчетам “ДС”, получили от госучреждений и компаний с государственным капиталом (шахт, “Укрзалiзницi” и подконтрольной Ахметову компании “Донбассэнерго”) подрядов почти на 900 млн грн. Впрочем, по сравнению с годами правления Виктора Януковича этот показатель можно считать провальным. В одном только 2012 г., по подсчетам “ДС”, компании президента ФК “Шахтер” выиграли государственные тендеры на сумму более 35 млрд грн. Этому было два вполне логичных объяснения. Во-первых, масштабы бизнеса Ахметова несравнимы ни с кем другим в Украине и без услуг и товаров его компаний (зачастую являющихся монополистами) тяжело обойтись многим государственным заказчикам. Так, его группа “Метинвест” поставляет железным дорогам металл, ДТЭК — уголь генерирующим компаниям, “Горные машины” — оборудование угольным холдингам. Во-вторых, Ахметов был безусловным фаворитом режима Януковича, при котором он, как и старший сын ростовского люстрата, пользовался режимом наибольшего благоприятствования.
На втором месте после Ахметова в списке фаворитов государственных тендеров новой власти оказались структуры губернатора Днепропетровской области Игоря Коломойского. Входящая в его орбиту “Укртатнафта” (Кременчугский НПЗ) смогла заработать больше других на поставках топлива Минобороны в этом году, выиграв с марта пять тендеров на общую сумму более 760 млн грн. На порядок меньше заработали Игорь Еремеев и Степан Ивахив. Их группа “Континиум”, владеющая сетью АЗС WOG, выиграла всего четыре крупных тендера общей стоимостью 350 млн грн., обеспечив им третье место.
Достаточно неожиданным стало попадание на четвертое место в списке тендерных фаворитов владельца телекоммуникационного оператора “Датагруп” Александра Кардакова. Его компании в апреле “Украэрорух” заказал строительство оптоволоконных сетей и систем передачи данных на 344 млн грн. В компании Кардакова поспешили сообщить, что эта победа стала “логическим продолжением сотрудничества с “Украэрорухом”, которое началось еще в 2009 г.”. Наконец, пятое место застолбила за собой компания “Радий” — один из старожилов рынка оборудования для атомных электростанций и давний поставщик “Энергоатома”. В июне эта компания, основным акционером которой является бизнесмен Евгений Бахмач, выиграла тендер на поставку сенсоров, датчиков и другой аппаратуры для “Энергоатома” на общую сумму 257 млн грн.
Знакомые лица
Больше всего нареканий остается к закупкам железнодорожного монополиста “Укрзалiзниця”, который по-прежнему отдает победу на тендерах сомнительным структурам. Например, в августе “Укрзалiзничпостач”, снабжающий железную дорогу топливом, выбрал поставщиком дизеля на 300 млн грн. фирмы “Элемент ойл” и “Левада ойл”. Первая зарегистрирована в конце 2013 г. на малоизвестного киевлянина Игоря Везикова, а вторая создана в апреле текущего года и оформлена на Андрея Гаевого и Юрия Кияшко. Последний в 2011 г. работал в ревизионной комиссии Керченского меткомбината, которым владели структуры экс-”регионала” Антона Пригодского — старого друга Виктора Януковича. Самое интересное, что фирма-победитель была учреждена Кияшко в Донецке за несколько недель до объявления тендера. Подобный опыт с малоизвестными “прокладками” “Укрзалiзничпостач” активно практиковал при старой власти.
И. о. главы “Укрзалiзницi” Максим Бланк сетует, что был бы рад, если бы у железнодорожного монополиста было больше поставщиков, но желающих мало. А с коррупцией там борются как могут. Недавно, по словам Бланка, был остановлен тендер по дезинфекции, после того, как в СМИ раскрыли, что к фирмам-победителям причастны менеджеры некоторых железных дорог. А 18 сентября прошел показательный открытый конкурс по закупке дизеля для поездов, на который пригласили журналистов. На участие в тендере на поставку железным дорогам дизельного топлива было подано три конкурсных предложения на два лота, каждый на поставку 30 тыс. т топлива. Наименьшая стоимость предложения (639 млн грн.) оказалась от все той же столичной компании “Элемент ойл”, сумевшей обойти структуры Игоря Еремеева и Степана Ивахива.
Что скажете, Аноним?
[23:14 28 ноября]
[22:04 28 ноября]
[07:00 28 ноября]
20:10 28 ноября
20:00 28 ноября
19:50 28 ноября
19:40 28 ноября
16:40 28 ноября
16:00 28 ноября
15:30 28 ноября
15:00 28 ноября
14:40 28 ноября
14:20 28 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.