Прачечная мечты
Вначале 2010 г. РЖД отдала в аренду две последние прачечные — в Саратове и Тамбове. По условиям тендера победители обязаны их модернизировать, перевести к себе на работу всех сотрудников, выкупить старое и приобрести новое белье и в ближайшие 15 лет обеспечивать Северную и Юго-Восточную региональные дирекции по обслуживанию пассажиров постельным бельем, а также ковриками, занавесками, матрасами и т. п. На этом закончился раздел железнодорожного прачечного бизнеса. Из 60 прачечных больше половины ликвидировали, а остальные раздали в аренду.
“Практика показала эффективность перехода на аутсорсинговую систему”, — сообщила “Ведомостям” пресс-служба РЖД, но цифры назвать отказалась. По оценке “Ведомостей”, аутсорсинг в 2010 г. даст монополии не менее 2 млрд руб. (расчеты см. во врезе “2 млрд руб. из ничего”). Для пассажирских перевозок РЖД, которые приносят монополии одни убытки (в 2009 г. — минус 27,49 млрд руб.), это приличная сумма. Тем более что раньше, когда бельем занималась сама РЖД, оно тоже приносило убытки, утверждает Александр Уткин, гендиректор и совладелец сети “Мастер клининг”, одного из основных арендаторов прачечных РЖД. Это и неудивительно: в отчетности другого арендатора — “Мехпрачечной ЮУЖД” указано, например, что “Росжелдорснаб” закупал белье по ценам на 15-50% выше среднерыночных.
Избавившись от грязного белья, РЖД создала огромный рынок. По данным монополии, в 2009 г. пассажиры заплатили ей за белье 5,8 млрд руб. (порядка $200 млн), совладелец “Мастер клининга” Евгений Глинин надеется, что в 2010 г. эта сумма достигнет 8 млрд руб. (порядка $250 млн): объем перевозок может снова начать расти, а расценки на белье уже повышены на 10%.
Этот рынок поделили пять компаний: “Риквэст-сервис”, “Мастер клининг”, “Немецкая марка”, “Пассажир сервис” и “Мехпрачечная ЮУЖД”; договор с РЖД подписан на 15 лет. Какая часть пассажирских денег доходит до этих компаний, разумеется, коммерческая тайна, но рост их выручки после подписания контракта с РЖД впечатляет (данные СПАРК). У “Риквэст-сервиса” — в 7 раз за три года (2005 г. — 129,5 млн руб., 2008 г. — 907,5 млн руб.), у “Мастер клининга” — почти в 10 раз за год (2008 г. — 166,9 млн руб., 2009 г. — 1,6 млрд руб.), у “Немецкой марки” — в 58 раз за два года (2006 г. — 7 млн руб., 2008 г. — 404,5 млн руб.). Они получили то, о чем мечтает любая компания, — “железные объемы”, говорит президент Ассоциации предприятий химической чистки и прачечных Леонид Берцев.
Проверенные пассажиры
Кому же доверила свои “объемы” РЖД? Информация о прачечных тендерах была опубликована на сайте монополии, но среди их участников “Ведомостям” не удалось обнаружить ни одной компании, кроме пяти названных выше. “Мы просто не знали об этих конкурсах”, — объясняет сотрудник “Стандарта чистоты”, тоже крупной индустриальной прачечной. Из пятерки компаний, ставших арендаторами РЖД, опыт прачечной работы к тому времени был только у одной — петербургской сети “Немецкая марка”. Остальные создавались с нуля специально под железнодорожную реформу, а среди их бенефициаров — люди, не чужие железной дороге (о структуре капитала этих компаний см. врез на сайте “Прачки РЖД”, данные — из СПАРК и ЕГРЮЛ).
Среди создателей ярославского “Пассажир сервиса” “Ведомости” обнаружили крупнейшего частного транспортного оператора в России — “Северстальтранс” (с 2008 г. — “Н-транс”). В этой компании работал заместителем гендиректора Игорь Левитин (курировал железнодорожные перевозки), сейчас он министр транспорта. Другим соучредителем “Пассажир сервиса” был “Дормашинвест”, а одним из его бенефициаров (через “Миликон сервис”) — дочь Левитина Юлия. Она сказала “Ведомостям”, что давно продала доли в “Миликон сервисе”.
Гендиректором “Миликон сервиса” был Вячеслав Резчиков. Сейчас он председатель совета директоров группы компаний “Дормашинвест”, которая владеет долями и управляет двумя прачечными компаниями — ярославским “Пассажир сервисом” и воронежским “Пассажирсервисом”, а кроме того, занимается реконструкцией железнодорожных путей и поставляет РЖД различные комплектующие. “Прачечные — хороший бизнес”, — сказал “Ведомостям” Резчиков, а на другие вопросы отвечать отказался. По словам представителя “Н-транса”, компания никогда не занималась прачечными: проанализировав “потенциал” этого бизнеса, она “вышла из проекта на стадии подготовки”.
Основатель “Мехпрачечной ЮУЖД” Вячеслав Шеянов тоже не новичок на железной дороге. Еще в 1997 г. он создал компанию “Инвестиционные предпочтения” с уставным капиталом в 1 млрд руб., одним из совладельцев которой был тогдашний руководитель Куйбышевской железной дороги Анатолий Левченко. В августе 2002 г. Левченко был назначен начальником Южно-Уральской железной дороги (ЮУЖД). А в 2004 г. “Мехпрачечная ЮУЖД” заключила с РЖД договор аренды прачечной в Челябинске и стирки белья на 12 лет. Подписал его начальник ЮУЖД [Левченко], говорится в квартальном отчете компании. И Шеянов, и гендиректор “Мехпрачечной ЮУЖД” Алексей Фомин отказались от комментариев.
“Риквэст-сервисом” владел Валерий Филатов — бывший президент и совладелец футбольного клуба “Локомотив” (принадлежит РЖД), рассказал совладелец одного из конкурентов “Риквэста”. Связаться с Филатовым не удалось. Гендиректор “Риквэст-сервиса” Александр Малышев сообщил “Ведомостям”, что среди акционеров компании Филатова не было, но на вопрос, был ли Филатов инвестором, отвечать не стал. Сейчас “акционерами нашего бизнеса являются люди, пришедшие из энергетики и строительного бизнеса”, говорит Малышев.
“Мастер клининг” с 2008 г. принадлежит Александру Уткину, Глинину и Алексею Расулову. Глинин был директором по развитию индустриальных продаж Procter & Gamble, а потом вместе с Расуловым через компанию “Лондри системс” (она принадлежала им пополам) поставлял РЖД моющие и стирающие средства.
Уткин был гендиректором нескольких компаний, связанных с “Трансинвестом” — одним из основателей “Мастер клининга”. Бизнес “Трансинвеста” связан с железной дорогой; “это управляющая компания холдинга, предприятия которого занимались строительством и реконструкцией, снабжением железных дорог, реализацией стрелочной продукции, услугами по обслуживанию вагонной службы и обслуживанию пассажиров”, сообщает в своем резюме на SuperJob бывший заместитель директора компании по финансам.
Уткин не стал этого отрицать. Он говорит, что “Мастер клининг” приобрел, потому что название компании подходило под планируемую деятельность. И уже в приобретенную компанию пришла “сильная команда профессионалов в области работы с такой уникальной, как РЖД, структурой”.
Велики ли прибыли
Выручка железная, но велики ли прибыли? Доверять данным российской отчетности здесь нет никаких оснований, но выгоду можно оценить по косвенным признакам.
Например, сравнив цены с конкурентами. Цены ни РЖД, ни партнеры, разумеется, тоже не раскрывают. Но согласно тендерной документации РЖД предельная стоимость услуги по обеспечению пассажиров бельем на 2010 г. составляет от 61,18 (плацкарта в обычном вагоне) до 166,25 руб. (СВ в фирменном вагоне); дорогой люкс мы здесь учитывать не будем. Между тем в Москве, например, правительство установило для госзаказов предельную стоимость стирки в 30 руб. за 1 кг (стандартный железнодорожный комплект примерно столько и весит). Берцев оценивает себестоимость стирки 1 кг белья в современной прачечной в 7-8 руб., в “средней” — 12-15 руб. Уткин говорит, что стоимость стирки не может быть ниже 14 руб. за 1 кг. Все равно это вчетверо больше, чем установленный РЖД максимум.
Можно посмотреть, какая рентабельность у зарубежных конкурентов, которые предлагают услуги по аренде текстиля, промышленных матов и спецодежды. Рентабельность британской Davis Service Group в 2009 г. составила 6,35% (прибыль до выплаты налогов — 61,7 млн фунтов при выручке 970,9 млн фунтов), у входящей в германскую Haniel Group компании CSW-boco — и вовсе менее 2% (прибыль до выплаты налогов — 14 млн евро при выручке 750 млн евро). В удачный 2008 год CSW-boco получила прибыль до налогов 75 млн евро при выручке 779 млн евро — рентабельность достигла 9,6%.
С РЖД работать выгоднее, признает совладелец одной из компаний, получивших прачечные в аренду: средняя рентабельность бизнеса по обеспечению РЖД постельным бельем и прочим мягким имуществом составляет около 15%.
Отказываясь называть доходы, компании охотно напоминают о своих расходах. Стирка — только часть дела, компании обязаны сами закупать белье, матрасы и прочее мягкое имущество для вагонов, обеспечивать их доставку на склады, которые могут находиться в сотнях километров от прачечной. По словам Малышева, стоимость одного комплекта для пассажира составляет 67 руб. “Мастер клининг” потратил на закупку белья “сотни миллионов рублей”, говорит Уткин, а еще 100-200 млн руб. необходимо вложить в переоборудование каждой арендованной прачечной. “Риквэст-сервис”, по словам Малышева, потратил на белье, ремонт и оборудование более 3,5 млрд руб. Наконец, РЖД надо платить арендную плату, которую монополия увеличивает по некоторым объектам в 3-4 раза, жалуется он.
Что здесь такого?
“Аутсорсинг широко применяется во всем мире, особенно в сервисе и услугах. Например, в США на железной дороге работает в несколько раз меньше людей, чем в РЖД, потому что все натуральное хозяйство отдано на аутсорсинг”, — поддерживает РЖД эксперт Института проблем естественных монополий Владимир Савчук. “Вопрос только в том, что за компании получают на аутсорсинг подряды госкомпаний в России. Про эффективность можно будет говорить, только когда в таких тендерах будут участвовать известные и крупные компании”, — добавляет он.
Впрочем, РЖД вольна отдавать свое белье и прачечные кому хочет, хоть и вовсе без тендеров. По словам начальника управления Федеральной антимонопольной службы Михаила Евраева, законодательство никак не регулирует закупки госкомпаний — они могут проводить их как угодно, а победителями могут становиться аффилированные с компанией структуры. “Когда закон обяжет госкомпании публиковать информацию о торгах на государственном сайте закупок, можно будет понять и оценить, что у них происходит”, — говорит Евраев. Такой законопроект подготовило Минэкономразвития. В нем предусмотрено, что компании, в которых у государства более 50%, обяжут проводить тендеры и сообщать о них на специальном сайте.
2 млрд руб. из ничего
Цены для пассажиров
РЖД в 2010 г. установила, что в обычных пассажирских поездах комплект белья в плацкартном вагоне стоит 79,3 руб., в купе — 89 руб., в СВ — 171 руб. В фирменных поездах белье дороже: 118, 130 и 212 руб. соответственно. За белье в вагонах класса люкс РЖД берет 854 руб.
Цены для подрядчиков
Из конкурсной документации РЖД можно узнать, как компания оценила предельную стоимость услуги по обеспечению пассажиров бельем на 2010 г.: в обычных поездах — 61,18, 69,35 и 133,95 руб., в фирменных — 91,01, 101,65 и 166,25 руб., в люксе — 751,45 руб.
Получается, минимальная выгода РЖД (разница между суммой, полученной с пассажира, и суммой, уплаченной прачечной) в 2010 г. составляет от 18,12 (обычная плацкарта) до 102,55 руб. (люкс).
Разница
РЖД в 2009 г. перевезла в поездах дальнего следования 102,4 млн человек (без учета украинских, белорусских и прочих зарубежных поездов). При условии что в 2010 г. количество пассажиров не уменьшится и каждый из них приобретет хотя бы самый дешевый комплект белья в плацкартном вагоне, РЖД заработает на разнице 1,86 млрд руб.
Кроме того, РЖД получает деньги от сдачи прачечных в аренду, но эту сумму монополия тоже не раскрывает.
Прачки РЖД
“Мастер клининг” (выручка в 2009 г. — 1,6 млрд руб.)
Создан в августе 2006 г. гражданином РФ (52%) и компанией “Трансинвест” (48%). ООО “Трансинвест” было создано в 2003 г., учредители на октябрь 2009 г.: “Кэпитал инвест” (США, Делавэр) — 80% и “Аннинет-V” (Эстония) — 20%. До 2007—2008 гг. “Трансинвесту” принадлежали доли в 15 компаниях, среди которых были кемеровские “Кузбасстяжмаш” (100%), “Северокузбасснефтепродукт” (100%) и “Эссе” (50%); московские “Росавтодорконсалтинг” (100%), “Трансдорстрой” (100%), “Транс сервис” (50%) и “Юртрансконсалтинг” (75%). “Юртрансконсалтинг” до 2010 г. владел 100% “Стиль проекта” — выручка этой компании, предоставляющей РЖД по аутсорсингу проводников, в 2008 г. составляла 1,174 млрд руб. С 2008 г. “Мастер клининг” принадлежит Александру Уткину (85,7%), Евгению Глинину (14%) и Алексею Расулову (0,3%).
Группа “Риквэст-сервис” (выручка одноименной компании в 2008 г. — 907,5 млн руб.)
В группу входят “Риквэст-сервис”, “Нева проект” и “Желдор-сервис”, созданные в 2003—2005 гг. Совладельцами в каждой из компаний в разных пропорциях являются ООО “Инвест-сервис” и “Бичер инвест энд файнэнс лимитед” (Виргинские острова). Единственным владельцем “Инвест-сервиса” является кипрская “Норовма инвестментс лимитед”. 30% в “Желдор-сервисе” принадлежит гендиректору “Риквэст-сервиса” Александру Малышеву.
До 2009 г. совладельцем “Риквэст-сервиса” с долей 50% была управляющая холдинговая компания “Риквэст”, которая принадлежит четырем офшорам: “Афодберг трейдингу”, “Трент экуитиз”, “Грасей менеджменту” и “Полиус холдингз”. “Риквэст” помимо прачечных владеет долями в транспортных компаниях “Балтийские буксиры” (30%), “Балтийский морской терминал” (50%), “Риквэст-транс” (50%) и Северной транспортной компании (19%). Также ему принадлежит 33,33% в “ТПТ терминале” и 25,1% в “Ямалнефтегазресурсе”.
Группа “Немецкая марка” (выручка в 2008 г. — 404,5 млн руб.)
Сеть химчисток, прачечных и обувных мастерских создана в Санкт-Петербурге в 1997 г. ООО “Немецкая марка” зарегистрировано в 2004 г. Владельцы — Игорь Подковырин и Александр Ференц. Как передал через пресс-службу Подковырин, корпоративными клиентами компании являются также Ленинградский военный округ, Ленинградская военно-морская база, авиакомпании, учебные центры транспортной милиции.
“Мехпрачечная ЮУЖД” (выручка в 2009 г. — 220,8 млн руб.)
Создана в Самаре в 2003 г. для реконструкции и модернизации прачечной депо Челябинск-Пассажирский ЮУЖД. Принадлежит в равных долях Вячеславу Шеянову (через его инвестиционную компанию “Трансфер”) и главному бухгалтеру “Трансфера” Оксане Семиной (через ее компанию “Александрия”). Шеянов — член совета директоров корпорации “Аэрокосмическое оборудование”, до этого работал управляющим директором по работе с крупными клиентами ВТБ, вице-президентом группы “Сок”, заместителем предправления Промэкбанка и начальником отдела самарского филиала Инкомбанка.
Группа “Пассажир сервис” (выручка в 2008 г. — 193,7 млн руб.)
Объединяет ООО “Пассажирсервис” (Воронеж) и ЗАО “Пассажир сервис” (Ярославль). ЗАО создано в 2002 г. компаниями “Северстальтранс” (60%) и “Дормашинвест” (40%). В 2005 г. доля “Северстальтранса” была распределена между “Реал сана” (44%, поставщик оборудования для химчисток и прачечных), “Дормашинвестом” (46%) и гражданином РФ (10%). ООО “Пассажирсервис” создано в 2003 г. Принадлежит ЗАО “ФПК ДМИ” — 45%, ООО “Дорсервис” — 10%, Алексею Кривенко — 10% и владельцу “Реал сана” Сергею Судакову — 35%.
Владимир Якунин о реформе:
“Я с содроганием думаю о том, что было бы, если бы решение о реформировании МПС не было принято. МПС вело планово-убыточную хозяйственную деятельность, а РЖД работает с прибылью”.
Ринат САГДИЕВ
Что скажете, Аноним?
[10:13 29 ноября]
[07:00 29 ноября]
[23:14 28 ноября]
13:30 29 ноября
13:00 29 ноября
12:30 29 ноября
12:00 29 ноября
11:30 29 ноября
10:30 29 ноября
10:00 29 ноября
09:40 29 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.