Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Кристин Лагард: “Новых кризисов не избежать”

[14:47 13 апреля 2011 года ] [ Ведомости, № 65, 13 апреля 2011 ]

Как Россия может помочь “двадцатке” остудить рост сырьевых цен и как правительства способны противостоять набегам игроков рынка на ту или иную валюту, рассказывает Кристин Лагард, министр экономики, промышленности и занятости Франции.

Цены на нефть берут новые рубежи. Правительства стран G20 называют чрезмерно быстрый рост цен на сырье одним из главных вызовов для мировой экономики. Недавно министр экономики, промышленности и занятости Франции Кристин Лагард обсуждала этот вопрос в Москве с вице-премьером России Алексеем Кудриным. На вопрос, рассчитывает ли Франция, что Россия может помочь “двадцатке” остановить рост цен, она ответила так: “Конечно, ни одна из стран не в силах остановить волатильность цен, но, будучи одним из крупнейших производителей сырья, Россия может помочь стабилизировать ситуацию на рынках”.

— Каким образом?

— Главное — обеспечить достоверную информацию о состоянии запасов и обеспеченности спроса, это поможет выяснить реальную картину и снизить манипулирование. Чтобы остановить неоправданный рост цен, требуется координация усилий стран — производителей и потребителей для улучшения обмена информацией и продвижения финансового регулирования рынка производных инструментов.

— Но главными игроками в сырьевом секторе в России является бизнес. Сможет ли правительство добиться раскрытия всей требуемой информации?

— Я верю, что правительство способно это сделать. С Алексеем Кудриным мы сотрудничаем на протяжении последних четырех лет, он хороший друг и продуктивный компаньон, и он согласился с поставленными целями и задачами.

— Сколько времени может занять работа Москвы и Парижа над этим сырьевым проектом?

— Франция является председателем “двадцатки” до ноября. Заседание G20 состоится в октябре — это дедлайн уже для готовых предложений по сырьевому рынку, следовательно, все должно быть согласовано до этого времени. Мы должны сделать все возможное, чтобы уложиться в срок. На последней встрече с Алексеем Кудриным мы обсуждали конкретный график работ.

Учитывая жесткие временные рамки, похоже, вам придется часто приезжать в Россию в ближайшие месяцы.

— С большим удовольствием. Алексей Кудрин также подтвердил, что вопросы энергетики будут обсуждаться на российском форуме в Санкт-Петербурге, где будут присутствовать все заинтересованные лица — и российские чиновники, и бизнес, и западные специалисты. Продуктивный диалог поможет достижению результата.

— Волатильность цен — основная головная боль для вас в настоящее время?

— К сожалению, это лишь одна проблема из великого множества. Еще одна серьезная задача — реформа международной финансовой системы. Кстати, российский Минфин активно подключился к работе.

— Вице-премьер Кудрин после семинара “двадцатки” в Китае заявил о том, что предложил включить рубль в мировую корзину валют, но отметил, что это долгосрочная задача.

— Он прав, мы не должны фокусироваться исключительно на денежной единице КНР: следует включать в корзину и другие валюты крупных развивающихся экономик при необходимых условиях. Финансовая “двадцатка” признала целесообразность увеличения диверсификации валют.

— Включение юаня принципиально одобрено “двадцаткой” или пока обсуждается целесообразность этой меры?

— Мера обсуждается, но не в терминах “следует” или “не следует” — эта стадия уже позади. Сейчас при поддержке МВФ изучается вопрос, как, когда и на каких условиях это может быть сделано. Помимо условий, которые предъявляются к компонентам корзины, валюта КНР должна интернационализироваться и войти в мировой оборот.

— Но это может занять долгое время.

— Это, конечно, долгосрочная задача, но такие реформы быстро не реализуются. Работа уже ведется.

— На прошлой неделе в Европе появилось новое слабое звено — Португалия, которая обратилась за помощью к ЕС. Получается, опасность кризиса суверенных долгов в ЕС еще стоит в повестке дня?

— Мы пережили несколько кризисов в 2010 г., нам удалось выстоять и не допустить хаоса на финансовых рынках, кстати, этот риск финансового паралича был реален. Надо понимать принципиальную разницу развития событий в Греции и Ирландии: у первой страны был кризис суверенных долгов, в Ирландии произошел банковский кризис, следствием которого стало значительное увеличение дефицита бюджета страны. Главный итог года состоит в том, что нам удалось создать систему противодействия подобным кризисам: был создан Европейский фонд финансовой стабильности, который сначала был организован на краткосрочную перспективу, но затем, проанализировав все риски, мы согласовали создание постоянно действующего механизма. Благодаря созданию фонда нам удалось существенно улучшить институциональную и структурную среду в Европе. Ведь изначально основатели еврозоны решили, что выкупа долгов стран — участников еврозоны происходить не будет, такие угрозы даже не рассматривались. Главное достижение — страны ЕС признали необходимость оказания помощи государствам, находящимся на грани кризиса.

— Создание постоянно действующего механизма помощи говорит о том, что правительства ЕС закладываются на будущие кризисы. Мы увидим новые потрясения?

— [Новых] кризисов не избежать — они случаются время от времени в разных точках мира. Но благодаря существованию постоянного фонда помощи позиция ЕС существенно улучшилась — есть механизм для разрешения кризисных ситуаций. Еще одно достижение состоит в том, что инвесторы теперь смотрят не в целом на еврозону, а на каждую конкретную страну.

— Но критики говорят о том, что причиной наращивания госдолга стала экономическая модель Европы, которую некоторые экономисты в США называют государственным социализмом из-за большого объема социальных обязательств.

— Европу много критикуют за рост суверенных долгов, но если мы сравним цифры по дефициту и уровню долгов ЕС, США и Японии, то увидим, что Европа в гораздо лучшей ситуации. В ЕС нам удалось договориться о том, что при анализе рисков и потенциала европейской экономики и выстраивании модели развития мы должны не только принимать во внимание уровень дефицита и долгов, но и анализировать уровень производительности и зарплат, величину пенсионного возраста. Нам в итоге удалось сблизить разрыв в производительности самых сильных стран ЕС, в первую очередь Германии, и самой низкопроизводительной — Греции. Теперь нужно увеличивать конвергенцию и наращивать конкурентоспособность экономик, эта задача была принята Советом ЕС, и она реализуется.

— В прошлом году в ЕС было много политических споров: не всегда правительства стран, находящихся на грани кризиса, были готовы реализовывать радикальные реформы, на которых настаивали МВФ и сильнейшие европейские экономики. Сейчас слабые страны готовы двигаться в сторону конвергенции?

— Абсолютно. Если вы посмотрите на политический контекст, в решимости властей уже нет никаких сомнений.

— Откуда у правительств появилась политическая воля для реформ?

— Она созрела. В прошлом году в ЕС существовала некоторая разноголосица: одни страны поддерживали необходимость оказания помощи более слабым, другие в этом сомневались. Но в итоге победила солидарная позиция.

— Получается, Франции и Германии удалось убедить всех остальных?

— Конечно, наши две страны много работали в этом направлении, но это не означает, что эти усилия были исключительно французско-германским проектом — это было инициативой в интересах всего европейского сообщества, цель которой усиление глобального позиционирования экономики Евросоюза.

— На уровне Евросоюза обсуждался также механизм введения санкций за невыполнение условий по дефициту и структурным реформам: предлагалось лишать права голоса в ЕС стран-нарушителей. Но этот более жесткий вариант пока не прошел, обсуждения еще в силе?

— Этот вариант больше не рассматривается.

— Критики фонда финансовой стабильности утверждают, что размер подушки безопасности Евросоюза — фонда финансовой стабильности недостаточен для решения проблем стран в случае рецидива кризиса, что для гарантий нужно как минимум 1-2 трлн евро.

— Текущий уровень в 500 млрд евро — это довольно большие деньги, к тому же это не абстрактные суммы, а средства, которые могут быть выделены в качестве кредитов. Если добавить еще долю МВФ, получится фонд размером 1 трлн евро.

— В прошлом году финансовые игроки могли бы довести некоторые правительства до банкротства, если бы не общеевропейская солидарность и помощь ЕС и МВФ.

— Каков смысл для игроков в коллапсе экономики? Несостоятельность любого правительства может привести к хаосу.

— Ради прибыли некоторые иногда готовы рискнуть.

— Правительства способны противостоять давлению рынка. Посмотрите, что произошло с Японией. Для иены существовали сильные угрозы из-за того, что рынок взял неверное направление курсу валюты: она укреплялась слишком сильно и быстро. Правительства и главы центробанков “семерки” приняли секретное решение остановить тренд, и впервые за 10 лет были проведены согласованные интервенции центробанков, для того чтобы помочь Японии и остановить давление на иену. И это сработало.

— Набеги на валюту не прекратятся, но с увеличением мощи финансового бизнеса со стороны центробанков могут потребоваться более масштабные интервенции.

— Последний кризис произошел именно из-за того, что игроки сильно недооценивали значение риска и его последствия.

— Структурные реформы меняют ранее сложившийся баланс сил в экономиках. Франция всегда была социально ориентированным государством и с большим влиянием профсоюзов. Реформы могут сильно ослабить профсоюзы, что может быть выгодно бизнесу.

— Не думаю, что ослабление профсоюзов — хорошая идея, наоборот, наличие ответственных объединений помогает экономике. Гарантия благосостояния наименее обеспеченных слоев населения всегда останется одной из задач государства. Основой структурных преобразований во Франции является пенсионная реформа, но все преобразования приведут к усилению французской экономики. Франция смогла убедить всех в том, что способна реформировать главные элементы социальной фабрики без уничтожения обязательств перед гражданами. Кроме того, мы максимально упростили систему регистрации частных предпринимателей — еще недавно в такое упрощение бюрократических процедур никто бы не поверил. Уже зарегистрировано 600 000 предпринимателей, и большинство из них женщины. Увеличение частного бизнеса приведет к усилению экономики, так что стереотипы умирают.

— Получается, кризис был полезен для вашей экономики?

— Кризис всегда разрушителен по сути: он обрушивает стоимость активов, уничтожает рабочие места, но он простимулировал позитивные изменения.

— Франция поддержала операцию в Ливии. Операция совпала с восьмилетней годовщиной начала войны в Ираке, что вызвало определенные сравнения.

— Операция в Ливии была обоснована гуманитарными целями и стремлением не допустить расправы над населением.

— Во сколько операция обойдется бюджетам развитых стран?

— Свобода и демократия бесценны.

Биография

Родилась в 1956 г. в Париже. Окончила Holton Arms School (США), Институт политических исследований в Экс-ан-Провансе, Университет Западный Париж — Нантер-ля-Дефанс

1981 — начала работать в юридической фирме Baker & McKenzie в Париже, с 2004 г. — президент мирового стратегического комитета фирмы

2005 — заняла пост министра-делегата внешней торговли Франции, а вскоре возглавила министерство сельского хозяйства и рыболовства

2008 — назначена министром экономики, финансов и промышленности Франции

Штрихи к портрету

Кристин Лагард — первая женщина — министр финансов в индустриально развитой стране. По данным журнала Forbes, входит в число 15 самых влиятельных женщин мира.

Получила пост министра финансов Франции всего почти за год до начала кризиса, но спортивное прошлое помогало ей держать удар. В юности она была членом национальной сборной Франции по синхронному плаванию: этот вид спорта научил ее мастерству синхронных действий, которое помогло странам “двадцатки” затушить пожар финансового кризиса. Синхронное плавание научило ее держать дыхание, призналась Лагард в одном из интервью. В 2009 г. газета The Financial Times признала ее лучшим министром финансов еврозоны.

Франция

Население — 62,03 млн человек.

Территория — 635 775 кв. км.

ВВП (2010 г., в текущих ценах) — 1,95 трлн евро.

Дефицит государственного бюджета (2010 г.) — 136,5 млрд евро (7% ВВП).

Общий долг (на 31 декабря 2010 г.) — 1,59 трлн евро (81,7% ВВП).

Инфляция (2010 г.) — 1,7%.

Безработица (2010 г.) — 9,6%.

Источники: Национальный институт статистических и экономических исследований Франции, Bloomberg

Статистика

Товарооборот России и Франции в 2010 г. составил $22,6 млрд (по данным ФТС). Накопленные инвестиции из Франции в экономике России на конец 2010 г. — $10,34 млрд (данные Росстата).

Екатерина КРАВЧЕНКО

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.