Необходимо напомнить, что в начале декабря 2015 г. во время получения взятки был задержан заместитель директора департамента экспертизы Госэкспортконтроля Украины С.Головатый. Подробности этого коррупционного скандала подробно описаны в статье Дмитрия Менделеева “Деньги, подпись, два ствола…” (ZN.UA №50 от 28 декабря 2015 г.).
Несмотря на громкое задержание и полученные в ходе проведения досудебного следствия материалы о системной коррупции в сфере экспортного контроля, задержанный чиновник в соответствии с судебными решениями вышел на свободу, а лица, в отношении которых получены неопровержимые свидетельства о их причастности к созданию коррупционных схем, как ни в чем не бывало продолжают работать на своих должностях.
Учитывая общественный резонанс, президент был вынужден в феврале 2016 г. обратиться с письмами в Генпрокуратуру, НАБУ и к правительству с требованием немедленно отреагировать на эти события и привлечь к ответственности выявленных коррупционеров.
После неоднократных заявлений главы державы о бездеятельности правоохранительных органов и руководителей правительства в борьбе с коррупцией, а также необходимости привлечения к ответственности выявленных коррупционеров, А.Яценюк, скрепя сердце (или кошелек), все же дал поручение Нацгосслужбе Украины с привлечением работников правоохранительных органов, секретариата КМУ и Минэкономразвития провести служебное расследование в Госэкспортконтроле о возможном ненадлежащем исполнении служебных обязанностей и превышении служебных полномочий главой службы.
Работа комиссии завершилась, как это принято, актом, который обязательно должен войти в историю как пример рождения коррупции от коррупции. Практически каждая страница этого загрифованного от общественности документа вполне может стать предметом для исследования следователями НАБУ. В случае, если к результатам проверки следователи НАБУ не смогут получить допуск, редакция еженедельника любезно представляет некоторые выдержки из этого чиновничьего опуса.
коМИССИЯ невыполнима?
Пестрый состав правительственной комиссии является неоспоримым свидетельством того, что перед ней и не ставилась задача выявить и тщательно исследовать деятельность чиновников Государственной службы экспортного контроля Украины. Следует отметить, что среди членов комиссии нет ни одного специалиста или эксперта, способного дать квалифицированную оценку функционирования системы экспортного контроля. Вполне возможно, что таким образом была реализована задача максимальной минимизации последствий ее работы для Ю.Терещенко.
После анализа акта складывается впечатление, что борьбой с коррупцией в исполнительной власти у нас в стране занимается только президент. Без его указания глава правительства даже и не подумал бы создать соответствующую комиссию по проведению служебного расследования по выявленным фактам коррупции и взяточничества высокопоставленных чиновников. Премьер-министр почти четыре месяца ждал, что проблема Ю.Терещенко рассосется сама собой. А ведь принятие решения о проведении подобных мероприятий предписано главе правительства Законом “О Кабинете министров Украины”. Вряд ли у кого-то возникнут сомнения, что за четыре месяца нельзя не “подчистить” особо явные следы преступных деяний и уничтожить соответствующие улики. Вероятно, именно по вышеуказанным обстоятельствам, не найдя соответствующих уличающих материалов в Госэкспортконтроле, Нацгосслужба обратилась к администрации президента с просьбой предоставить информацию об имеющихся в администрации документах и материалах, в том числе переписку с правоохранительными органами по вопросам совершения коррупционных преступлений главой Госэкспортконтроля. Однако через четыре дня, на момент завершения работы комиссии, президентская администрация не удосужилась предоставить комиссарам улики в отношении преступных деяний Ю.Терещенко.
В связи с этим в акте служебного расследования отмечено, что информация, изложенная в письме президента о наличии обоснованных подозрений в совершении коррупционных деяний Ю.Терещенко, не нашла своего подтверждения! Судя по всему, по мнению Нацгосслужбы и членов правительственной комиссии, администрация президента в Украине является хранилищем улик правоохранительных органов, и она должна была в кратчайшие сроки добыть и предоставить документальные доказательства преступлений. Может быть, комиссия ожидала получить от президента расписки в получении взяток высокопоставленным чиновником или хотя бы пачки меченных купюр, видеозаписи злодеяний, ну на худой конец — записи разговоров вымогателей?
В состав комиссии входили аж целых два оперработника Службы безопасности Украины. Да, именно той самой службы, которая поймала на взятке заместителя директора департамента Госэкспортконтроля С.Головатого! Той самой службы, которая проводила обыски в рабочих кабинетах и местах жительства подозреваемых в коррупции чиновников, обнаружив неоспоримые доказательства преступлений! Именно оперработники этой службы в ходе одного из обысков обнаружили досье на своего патрона — генерала В.Грицака, доложившего президенту о системной коррупции в Госэкспортконтроле! Так вот, два указанных мною представителя СБУ Владимир С. и Александр П. поставили свои подписи под актом, утверждающим, что президент изложил в своем письме информацию, которая не подтвердилась!
Может быть, я что-то пропустил, а Василий Грицак все еще глава СБУ?
Какие же выводы могла сделать комиссия, поставившая изначально под сомнение достоверность информации президента и председателя СБУ? Как и ожидалось, за три недели своей работы комиссары не нашли коррупции в деятельности Ю.Терещенко, а посему в связи с выявленными недостатками ограничились предложением привлечь его к дисциплинарной ответственности. Дословно вывод комиссии звучит так: “Комиссией не выявлены основания для вывода о причастности к коррупционным действиям главы Госэкспортконтроля Терещенко Ю.Ф.”. Так что, Петр Алексеевич, пишите письма! Может быть, вас мародеры все же услышат!
Президенту, премьер-министру и главе СБУ на заметку…
И все-таки, несмотря на показательную либеральность правительственной комиссии к коррупционным проявлениям в Госэкспортконтроле, ее членов можно похвалить за открытие еще одной схемы мародерства.
Напомню, что предметом расследования стало немотивированное затягивание выдачи разрешений на экспортные операции предприятиям, что в конечном итоге создавало основу для клиентской “благодарности”, стимулирующей ускорение деятельности чиновников Госэкспортконтроля.
Изобретательности коррупционеров-схемотехников можно только позавидовать. Вторая схема уже использует не разрешительную систему, а карательную.
Оказывается, Госэкспортконтроль в нашей стране наделен функцией проводить в предусмотренных законом случаях расследования, связанные с нарушениями субъектами осуществления международных передач товаров требований законодательства в сфере государственного экспортного контроля. Согласно действующему законодательству, по результатам таких расследований чиновники обязаны информировать соответствующие органы досудебного следствия. Ни в 2015-м, ни в текущем году подобной информации в правоохранительные органы из указанного органа исполнительной власти не поступало. Это зафиксировано в акте правительственной комиссии.
Что, не было никаких нарушений? Оказывается, были! Именно из-за выявленных подобных нарушений чиновники отказали в выдаче субъектам хозяйствования 275 документов разрешительного характера, что и должно было стать основанием для применения соответствующих санкций к этим предприятиям. При этом предприятия могут быть оштрафованы на значительные суммы, которые должны поступать в государственный бюджет. В 2015 г. чиновники составили всего 22 протокола о нарушениях, ограничившись при этом фиксацией наименее общественно опасных нарушений, предусматривающих штраф в сумме всего лишь 8500 грн.
А вот, например, своим личным решением Ю.Терещенко “простил” ПАО “Сентрасервис Продакшн Юкрейн” уплату штрафа в бюджет в сумме 2,695 млн грн. Подчиненные главы службы так “старались”, что составили протокол лишь через четыре месяца после истечения предусмотренного годового срока привлечения к ответственности.
Аналогичным образом действовали сотрудники Госэкспортконтроля и с выявленными нарушениями во внешнеэкономической деятельности ГП “Антонов”. В этом случае протокол был составлен лишь через полгода после выявления правонарушения, что и послужило основанием для закрытия дела.
Подобным образом закрыты дела по протоколам относительно ООО “Украинская спичечная компания” и ООО “Авиас”. Это далеко не бедные компании, особенно последняя, входящая в бизнес-империю И.Коломойского.
В какую сумму обошлась государственному бюджету подобная “лояльность” Ю.Терещенко к нарушителям законодательства? А в какие суммы обошлись предприятиям “услуги” чиновников из службы? Как подобное всепрощенчество Госэкспортконтроля может быть квалифицировано по статьям Уголовного кодекса, это вопрос к правоохранительным органам. Надеюсь, что для проведения соответствующих мероприятий главам СБУ В.Грицаку и НАБУ А.Сытнику, а также будущему руководителю Генпрокуратуры не потребуется персональное письмо от Петра Порошенко для того, чтобы соответствующим образом отреагировать на обнародованные материалы. Надеюсь, что они не будут в данном случае ждать, как бывший глава правительства, четыре месяца.
Кстати, и о роли профильного министерства правоохранителям забывать не надо. Можно сделать много неприятных открытий.
Сколько стоит государству министерская бесконтрольность?
Напомню, что деятельность Госэкспортконтроля направляется и координируется КМУ через соответствующего профильного министра. В данном случае министра экономического развития и торговли. Естественно, за безобразия, творящиеся в службе, долю ответственности должен нести министр. Поразительно, но Минэкономразвития, отвечающее за формирование и реализацию политики в сфере экспортного контроля, почти четыре месяца хранило гробовое молчание и по истечении этого срока все же направило Ю.Терещенко письмо с требованием безотлагательно отстранить пойманного на взятке С.Головатого от исполнения обязанностей. Правда, к тому времени С.Головатый дважды был отстранен от своих обязанностей согласно определениям судов и уже уволился с работы по собственному желанию.
Стоит отметить, что для чиновников из этого ведомства, кроме “быстроты” реакции, еще характерна “подслеповатость и глухота”.
О том, что чиновники Госэкспортконтроля ведут противоправную деятельность, жалобы от предприятий в Минэкономразвития начали приходить с конца 2015 г. Как отреагировали в этом ведомстве на поступающую информацию? Да никак! Просто проигнорировали! Естественно, что никто за это ответственности не понес. Более того, министерство так и не начало проверку жалоб субъектов хозяйствования. И это ведомство в нашей стране формирует политику во всей внешнеэкономической деятельности!
Да что там субъекты хозяйствования. Вероятно, в Минэкономразвития жаждут международных скандалов!
До сих пор в Госэкспортконтроле на рассмотрении находятся заявки на поставки изделий производства украинских предприятий для обеспечения реализации международных космических проектов в рамках поддержки работы Международной космической станции. Еще в феврале прошлого года НАСА направило письмо в НКАУ с просьбой содействовать ускорению вопроса обеспечения поставок комплектующих. Чем закончится поединок Терещенко и НАСА для Украины? Не думаю, что наши международные партнеры ограничатся только материальными санкциями.
Дмитрий МЕНДЕЛЕЕВ
Что скажете, Аноним?
[17:01 16 ноября]
[14:55 16 ноября]
[23:22 15 ноября]
13:00 16 ноября
12:30 16 ноября
11:30 16 ноября
11:00 16 ноября
10:30 16 ноября
10:00 16 ноября
09:30 16 ноября
09:00 16 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.