Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Короли мусора. Как будут зарабатывать на украинцах по новым правилам

[08:06 24 июля 2020 года ] [ Деловая столица, 24 июля 2020 ]

Переработка мусора — дело сколь прибыльное, столь же и коррупционноемкое. Якобы навести порядок в этой сфере призван новый законопроект, который хотя и предварительно принят, но подвергся жесткой критике со стороны депутатов

Отходами тоже нужно управлять

Во вторник Верховная Рада большинством в 264 голоса приняла в первом чтении законопроект №2207-1-д “Об управлении отходами”. Это рамочный документ: после окончательного утверждения он потребует еще ряда отраслевых и специальных законов, регулирующих обращение с отходами.

Докладывал по законопроекту его ключевой разработчик, нардеп Олег Бондаренко из Комитета по вопросам экологической политики и природопользования. По его словам, главная задача документа — внедрить в украинское законодательство европейские принципы и положения в сфере управления отходами, а также создать необходимую инфраструктуру сбора и переработки отходов, обеспечить надлежащий экологический контроль и повышение уровня сознательности населения.

Управление отходами, согласно законопроекту, включает порядок сбора, вывоза и обработки муниципальных отходов, обеспечивает внедрение их раздельного сбора и рециклинга, предусматривает требования к качественному предоставлению услуги по управлению отходами и начисление платы за такую услугу.

Как сказано в пояснительной записке, законопроект вводит иерархию управления отходами и основные требования к расширенной ответственности производителя, а также систему долгосрочного планирования управления отходами на национальном, региональном и местном уровнях. Проектом закона также предусмотрено внедрение информационной системы управления отходами. Предлагается усилить контроль за сбором и обработкой опасных отходов путем усиления требований к лицензированию такой деятельности.

Отмечается, что внедрение всех этих положений позволит решить ряд общенациональных проблем, связанных с бесконтрольным накоплением и захоронением отходов, образованием стихийных свалок, тотальным нарушением требований экологической безопасности в сфере управления отходами, и приведет к поступлениям инвестиций в сферу управления отходами.

История и суть вопроса

О необходимости принятия такого закона говорил 19 июня, в день своего назначения, Роман Абрамовский, министр охраны окружающей среды и природных ресурсов Украины. По его словам, реформа управления отходами и приведение всей системы сбора и переработки отходов в соответствие с европейскими нормативами, станут одним из приоритетов работы министерства — наряду с борьбой с промышленными загрязнениями.

Сегодня в Украине действует Закон “Об отходах” от 1998 г., который не способствует ни созданию цивилизованного рынка переработки отходов, ни решает задачу сохранения окружающей среды. В Украине ежегодно образуется около 400 млн т отходов, и только 6% из них перерабатывается — это очень низкий показатель по сравнению со странами ЕС (около 40%). Большая часть отходов вывозится на полигоны и свалки, которых (официальных) в Украине 5424, они занимают площадь свыше 9 тыс. га. Из них около 5% перегружены, а 30% не соответствуют нормам экологической безопасности. А есть еще около 33 тыс. нелегальных свалок…

Бытового мусора ежегодно образуется 11,5 млн т, из которых только 5% отправляется на сортировку, а также сжигется на единственном работающем в стране утилизационном заводе “Энергия”.

“Сейчас на мусоре зарабатывают в основном предприятия, которые занимаются его вывозом. Их всего по стране насчитывается 1143. Абсолютное большинство (850 предприятий) находится в коммунальной собственности, 274 — в частной, остальные 18 компаний — в частично коммунальной, — сказал “ДС” эксперт по урбанистике Вадим Малышев. — Услуги транспортировщиков бытовых отходов оплачивает каждый украинец, внося ежемесячно плату за придомовую территорию, из которой небольшая доля идет на покрытие расходов за вывоз мусора. Самая высокая стоимость услуг вывоза отходов в Винницкой и Закарпатской областях, самая низкая — в Черниговской, Полтавской и Житомирской. Организации также платят, и это лакомый кусок. Немногим меньше половины средств за вывоз мусора государственных органов и коммунальных учреждений со всей Украины достаются всего одной компании — коммунальному предприятию “Киевкоммунсервис””.

Проект закона № 2207-1-д необходим для раздельного сбора и переработки пакетов, бумаги, стекла, пластиковых бутылок и подобного мусора. Дальнейшее внедрение специальными законами систем расширенной ответственности производителя создаст условия для сбора и переработки электрической и электронной техники, автомобилей, шин, масел, пластиковых или стеклянных бутылок, картона, бумаги, металлических изделий, батареек, аккумуляторов и других товаров. Остальными отходами должна будет заниматься муниципальная система, которая будет обеспечивать жителей городов контейнерами, специальными пунктами сбора отходов и гарантировать вывоз и переработку бытовых отходов. Законопроект № 2207-1-д предусматривает создание муниципальных пунктов раздельного сбора бытовых отходов — так называемых “drop off центров”, которые есть в большинстве стран Европы. То есть на муниципальном уровне будут решаться вопросы управления достаточно безопасными отходами, которые меньше загрязняют окружающую среду — но и переработка их приносит меньше денег.

“Законопроект позволит создать законодательную базу для изменения действующей лицензионной системы учета и отчетности по отходам, некачественной системы управления опасными отходами, предоставит органам местного самоуправления финансовые рычаги для налаживания муниципальных систем управления отходами, — сказали “ДС” в коалиции “Реанимационный Пакет Реформ”. — По нашему глубокому убеждению, редакция законопроекта № 2207-1-д хоть и содержит ряд дискуссионных положений, в общем вводит основные европейские инструменты и подходы к сфере управления отходами. Законопроект, наконец, даст толчок к полноценному планированию управления отходами — принятию и реализации Национального, региональных и местных планов управления отходами”.

Скрытый интерес

 

Между тем, депутаты ВР увидели в законопроекте ряд опасностей. Например, что создаются условия для значительных переплат со стороны населения как потребителей услуг по вывозу и сортировке мусора. Николай Княжицкий из фракции “Европейская солидарность” заявил, что законопроект недоработан и может восприниматься как лоббистский. В частности, не ясно, что входит в тариф по управлению отходами. Там присутствует целый ряд услуг (от вывоза до сортировки и переработки), каждая из которых может иметь своего исполнителя, с которым потребуется заключать отдельный договор. Есть опасность, что одна и та же услуга может оплачиваться потребителем дважды — в тарифе за управление отходами и отдельно.

Также не раскрыто, по мнению Княжицкого, и понятие “муниципальные отходы”, нет упоминания подхода “меньше выбрасываешь — меньше платишь”, хотя он прописан в Национальной стратегии по обращению с отходами”, но главное — будет спровоцирован значительный рост цен на услуги по утилизации и захоронению бытовых отходов. Действительно, в законопроекте прописано, что такое муниципальная система управления бытовыми отходами — это “комплекс мероприятий, объектов управления отходами и субъектов, предоставляющих отдельные услуги по управлению отходами, в пределах территориальной общины или объединенной территориальной общины”. А вот что такое “муниципальные отходы” — не уточняется.

А в выводах Главного научно-экспертного управления Рады сказано: “В проекте предусматривается “плата за услугу по управлению бытовыми отходами”, при этом, “в состав тарифа на услугу по управлению бытовыми отходами включаются тарифы на услуги по сбору, вывозу, восстановление и удаление бытовых отходов, а также расходы исполнителя услуги по управлению бытовыми отходами” (ч. 1 ст. 34). Зато в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 16 проекта образователи отходов обязаны “в случае образования бытовых отходов заключать договор о предоставлении услуг по управлению бытовыми отходами с исполнителем соответствующих услуг и вносить плату за предоставление таких услуг в соответствии с установленными тарифами”. Таким образом, проект создает правовые основания для возложения на потребителя услуг по управлению отходами необоснованных дополнительных затрат по их оплате”.

Раскритиковала законопроект и лидер “Батькивщины” Юлия Тимошенко, которая заявила, что его принятие уничтожит 60 тыс. рабочих мест, ныне существующих в сфере сортировки, захоронения и переработки отходов. Кроме того, по ее словам, в Украине появится единый собственник всех отходов, так что иностранным инвесторам в сферу переработки бытовых отходов (если таковые появятся) придется просто выкупать эти отходы для переработки. “Это монополизация под одну структуру, которая будет коррумпировать всю эту сферу и тормозить привлечение иностранных инвестиций. Мы уже даже знаем фамилию того, кому это все подарят”, — заявила Тимошенко.

Впрочем, эту фамилию она назвала, равно как и не упомянула, какая же именно структура станет монопольным владельцем всего украинского мусора.

Сегодня большинство предприятий, занимающихся вывозом, переработкой и захоронением бытовых отходов, — дотационные, во многом из-за больших долгов населения по ЖКУ. Однако в Европе переработка бытового мусора — это бизнес с рентабельностью порядка 60%. Достаточно сказать, что Финляндия, например, закупает бытовые отходы в России. Подобное — переработка отходов как прибыльный бизнес — возможно и в Украине. Но пока “на мусоре” зарабатывают в основном владельцы свалок.

“Есть два направления заработка на мусоре — вывоз и теневая переработка. Раньше зарабатывали еще на захоронении неофициально, сверх норм, но сегодня это уже сложно — мусорные полигоны исчерпали себя. На вывозе зарабатывают чиновники, плотно связанные с этим бизнесом. Учитывать мусор сложно, поэтому запросто можно выставлять завышенные счета по якобы вывезенным объемам, — рассказал “ДС” недавний работник одного из киевских коммунальных предприятий Вадим Цветиков. — Второе — это владельцы свалок. Им выгодно, чтобы мусор не сортировали, везли к ним как есть. Они там нанимают за копейки разных люмпенов, те им сортируют мусор на свалке, а владельцы потом как частные лица сдают на переработку — черный и цветной металлы, пластик, резину. В промышленных масштабах сдают, а сами получают деньги за захоронение”.

Это, получается, те люди, которые заинтересованы в сохранении “мусорного” статус-кво. По словам эксперта, им противостоят владельцы перерабатывающих предприятий. Им закон об управлении отходами важен для того, чтобы не покупать мусор у владельцев свалок, а забирать его на местах, причем уже отсортированным. Маржинальность переработки сразу вырастает.

Денис ЛАВНИКЕВИЧ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.