Среди прочего, документ содержит положения, касающиеся особенностей самоуправления для оккупированных боевиками и российскими военными районов Донбасса. Принятие документа проходило сложно, с блокированием трибуны, а под зданием парламента провокаторы взорвали гранату, есть данные о погибших.
При этом для окончательного изменения Основного закона соответствующий законопроект должен пройти еще одно чтение в Раде и получить не менее 300 голосов депутатов.
“Апостроф” спросил экспертов, что они думают о принятом решении, и как оно отразится на ситуации на Донбассе.
Богдан Яременко, председатель правления фонда “Майдан иностранных дел”:
Я думаю, что искусственно начатая украинскими властями дискуссия по обмену ярлыками и штампами: “зрада”, “ворог”, “агент ФСБ” и так далее, является худшим из возможных вариантов. Разделение народа на категории “свой” и “чужой” — худшее из того, что могла предпринять власть. Вместо того, чтобы провести серьезное и глубокое обсуждение изменений в Конституцию Украины, а также провести разъяснительную работу, они начали заниматься расклеиванием ярлыков. Этим же занималось правительство Януковича. Никаких аргументов по поводу необходимости поправок в Основной закон страны власти не предлагают.
Меня больше всего беспокоит положение об особенностях местного самоуправления на Донбассе. Объяснение, что это нужно в рамках Минских договоренностей, является неприемлемым. Потому что до этого украинские власти должны были привести соглашения “Минска-2” в соответствие с законами Украины. Уполномочить людей на их подписание, ратифицировать договоренности в Верховной раде. Но всего этого не произошло. Конституционный процесс в Украине проходит, опираясь не на волю народа, а на требования иностранных партнеров страны, и это неприемлемо. К сожалению, обсуждения этой инициативы среди общественности не было. Очевидно, что этот процесс был переведен в конституционное русло потому, что аргументов для убеждения народа Украины у власти нет.
Василий Филипчук, председатель правления Международного центра перспективных исследований:
Тот статус, который получат так называемые ЛНР и ДНР при условии голосования изменений в Конституцию, а потом закона, соответствующего Минским соглашениям, дает самопровозглашенным республикам гораздо более широкую автономию, чем у Крыма (когда он был в составе Украины, — “Апостроф”). Это не имеет никакого отношения к децентрализации, которая предлагается другим регионам. Если прочитать содержание того, что было предложено, возникает ряд вопросов. Любые процедурные изменения в Конституцию должны иметь общественный консенсус. Должно быть общественное обсуждение, поправки должны быть сформированы на основе видения всего народа Украины. Тем временем то, как проходит нынешняя конституционная реформа, не отображает того, как ее видит общественность. Риторика, которую применяют Владимир Гройсман (спикер Верховной рады, — “Апостроф”) и Петр Порошенко, является агрессивной и нетолерантной. Она не дает права на альтернативную точку зрения. Аргумент, который они используют в подтверждение своей правоты, о том, что поступления в органы местной власти увеличились на 40%, это нонсенс. Потому что объем этих поступлений увеличился в связи с инфляцией, падением курса гривны и так далее. У нас увеличились поступления в бюджеты всех уровней, а не только местных. Это не заслуга децентрализации, которая сейчас предлагается.
Децентрализация, с точки зрения содержательного наполнения, когда префекты наделены даже правом роспуска местных советов, — это не сокращение полномочий центра, а наоборот — их увеличение. Это своеобразное президентское правление, которое таковым не называют, но которое является таковым по сути. Это усиление власти президента. Мы не наделяли этого президента такими полномочиями. Поэтому заставлять депутатов принять эти поправки только потому, что это является условием Минска — шаг, который ослабляет сам “Минск-2”.
В этой связи можно ставить вопрос о том, кто давал президенту согласие на такие соглашения в столице Беларуси. Возникает вопрос международно-правового статуса Минских соглашений, которые подписал Петр Порошенко. Эти соглашения, по сути, являются политической декларацией, они не имеют никакого международно-правового статуса. Лица, которые их подписывали, не имели соответствующих полномочий и директив или других элементов закона Украины про международные договоры. “Минск-2” не является международно-правовым договором, он не является международным обязательством. Это — международное политическое обязательство, взятое президентом. Это допустимо... В Минске президент пошел на согласование политического документа, не имея для этого никаких юридических оснований. С точки зрения международного права, ему не нужны дополнительные полномочия, но это не значит, что парламент обязан выполнять то, что было согласовано президентом таким образом. Сейчас Порошенко ломает через колено всех вокруг себя. Очевидно, что это к добру не приведет. Конституция Украины не должна быть предметом международных договоренностей.
Владимир Горбач, аналитик Института евроатлантического сотрудничества:
То, что произошло, является элементом долгосрочной стратегической игры. Все протесты, возникавшие в ходе дискуссии, связаны не столько с вопросом децентрализации, сколько со ст. 18 Переходных положений, которая касается особенностей самоуправления на Донбассе. Сейчас это уже международное требование. Политики, которые выступают против поправок, хотят “отделиться” от нынешней власти в преддверии местных, а, возможно, и досрочных выборов в парламент.
Порошенко ведет свою стратегическую игру, надеясь, что Минские соглашения первым нарушит оппонент. После этого Украина будет в ситуации, когда ей не придется менять Конституцию (голосовать во втором чтении, — “Апостроф”), но у нее будет имидж надежного партнера в переговорах с Западом.
Вадим Карасев, политолог:
Судя по голосованию, коалиция (не полностью поддержавшая изменения в Конституцию, — “Апостроф”), несомненно, переживает кризис. Из-за президентских поправок в Конституцию она явно раскололась на свое большинство и меньшинство. Но я не думаю, что коалицию распустят. Позитивный результат все же есть. Тем более, альтернативы коалиции в этом формате нет. “Блок Петра Порошенко” и “Народный фронт” вряд ли будут создавать большинство с Оппоблоком. Значит, придется терпеть это мирное сосуществование двух разных подходов к конституционным изменениям и проблеме Донбасса.
Взрывы возле Рады — анонс сложного нестабильного политического сезона. Думаю, это были прощупаны новые тренды. А если нужно будет голосовать за поправки в Основной закон в целом, чего тогда ожидать? Чего-то посерьезнее боевых гранат? Такой тренд указывает на внутреннюю политическую турбулентность на осень. На носу — местные выборы, плюс нужно выполнять Минские соглашения. Президентская власть будет испытывать давление с нескольких сторон. Давить будут наши западные партнеры, внутренние игроки, которые захотят поиграть на ослаблении Порошенко, а также Россия с ДНР/ЛНР.
Не забывайте сложную социальную ситуацию и начало отопительного сезона. И, конечно, продолжение Конституционного процесса. Воевать придется на несколько фронтов. Но, предполагаю, команда президента не будет закручивать гайки. В этой стране, как только кто-то начинает это делать, ему сразу откручивают голову. Да и где найти такого “слесаря”, которому это удалось?! Тут надо по-умному сразу действовать!
Что скажете, Аноним?
[18:18 26 ноября]
[13:40 26 ноября]
[11:40 26 ноября]
19:30 26 ноября
19:15 26 ноября
18:00 26 ноября
17:50 26 ноября
17:40 26 ноября
17:30 26 ноября
17:15 26 ноября
17:00 26 ноября
16:45 26 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.