Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Консервы теряют покупателя

Украинцы охотнее покупают полуфабрикаты, свежее и мороженое мясо, чем мясные консервы. Если так пойдет и дальше, производителям придется сокращать выпуск этой продукции в пользу овощной.

Потребление мясных консервов в Украине в прошлом году составило 10,3 тыс. т. При этом доля выпуска отечественной продукции превысила 5 тыс. т. Импорт — 6 тыс. т, а экспорт не составил и 1 тыс. т — всего 680 т.

“В прошлом году больше всего было произведено консервов из свинины — более 41%. В первом квартале 2011 г. производство сместилось в другой сегмент. Большая доля выпуска пришлась на консервы из говядины и телятины — почти 46%”,— рассказывают в ООО “Маркетинговая компания “Синергия”. Это можно объяснить тем, что говядину и телятину соотечественники мало потребляют в свежем виде из-за дороговизны. “Говядина и телятина преимущественно идет на экспорт. В Украине потребляется в основном мясо птицы и свинина”,— рассказывает аналитик Украинского клуба аграрного бизнеса Елизавета Святкивская. Соответственно, все чаще это более дорогое мясо поступает на внутренний рынок в законсервированном виде или в состоянии мороженых полуфабрикатов, позволяя производителям заработать большую добавленную стоимость.

Несмотря на проблемы с поставками сырья, а также снижающийся потребительский спрос на консервы в пользу копченостей и свежего мяса, производители мясных консервов сделали все, чтобы свести долю импортных аналогов на прилавках магазинов до минимума. Так, реализация мясных консервов в торговых точках росла с 2005-го по 2008 г., показав пятикратный рост, и лишь немного уменьшилась в 2009 г. Теперь самую значительную долю рынка занимают мясные консервы отечественного производства. Доля импортеров с 2005-го по 2010 г. уменьшилась с 21,4% до 7,6%, т.е. почти в три раза, и это положительный тренд для отрасли в целом.

Импорт

Импорт мясных консервов также сократился за последние пять лет. Если в 2006 г. он составлял 10,53 тыс. т, то в 2010-м он уже не превысил 5,7 тыс. т, хотя за этот период доля импортеров в денежном выражении выросла по причине подорожания продукции с $12,31 млн. до $15,39 млн. Большая часть мясной консервации в 2010 г. и в первом квартале 2011 г. в Украину была завезена из Польши и Германии.

Экспорт

Объем экспортных поставок из Украины в 2010 г. составил чуть более 680 т мясных консервов. “По сравнению с 2009 г. экспорт вырос на 28,2%. Объемы экспорта в 2010 г. в денежном выражении также выросли — на 58,4% по сравнению с 2009 г. и составили $2,9 млн.”,— констатируют в компании “Синергия”.

По итогам первого квартала 2011 г. в закупках украинской мясной консервации по-прежнему доминирует Молдова. В эту страну отправляется 50% экспорта. Выручка от поставок в Молдову украинских производителей составляет более 20%, что не сопоставимо ни с одним другим показателем по экспорту в иные страны. Примечательно то, что на втором месте по потреблению нашей мясной консервации стоит Франция (более 14%), на третьем — Великобритания (более 13% отгрузок).

Игроки

На рынке мясных консервов работают в основном небольшие предприятия производительностью 100-200 тыс. банок в год. Наибольшую долю рынка держит предприятие ООО “Эксим-Чернигов” — более 33%. За ним на втором месте идет ООО “Феникс”, на третьем — другие компании. Если “Эксим-Чернигов” доминирует в переработке курятины в консервы, фактически монополизировав этот сегмент (доля — 55%), то ее конкурент “Феникс” занимает около 29% рынка свиных консервов.

Заметив, что свинина становится более доступным сырьем. “Эксим-Чернигов” уже в первом квартале 2011 г. успел отвоевать наибольшую долю на рынке в производстве консервов из свинины. Не исключено, что по итогам года этот игрок будет доминировать и в этом сегменте переработки мяса в готовые продукты.

В сегменте переработки говядины в 2010 г. доминировала компания “Феникс”. Ее доля была наибольшей среди основных игроков — около 21%. А уже в первом квартале 2011 г. на рынке консервов из говядины и телятины в лидеры по производству вышло ООО “Грин Рэй” (более 36%), потеснив “Эксим-Чернигов” (около 22%).

Овощи вместо мяса

Спрос на мясные консервы характеризуется ярко выраженной сезонностью: стремительно растет в весенне-летний период, осенью и зимой — снижается. Переработчики мяса решили эту проблему переходом на выпуск овощных консервов. Таким образом, производители пытаются компенсировать потери от снижения потребления мясных консервов и заодно знакомят потребителей с новыми продуктами одноименного производителя. Крупные операторы практикуют производство продукции, которая пользуется спросом в период спада потребления мясных консервов. Так, фирма “Онисс” и Буский консервный завод производят овощные консервы, спрос на которые повышается как раз в период спада потребления мясных консервов — зимой.

Сбытовая политика производителей в основном ориентирована на прямые продажи (открытие собственных мини-точек в разных регионах Украины), а возможности сотрудничества с профессиональными дистрибуторскими компаниями используются не полностью. Для мелкой и средней розницы сотрудничество непосредственно с производителями не слишком выгодно, так как последние не всегда могут оперативно реагировать на запросы торговли. Крупные операторы сегодня задумываются о создании собственных дистрибуторских сетей или торговых домов. И пока мясопереработчики не завершили формирование своих дистрибуторских сетей, они самостоятельно и активно проводят акции по продвижению продукции в местах ее непосредственной продажи (мерчандайзинг, дегустации).

Многие производители мясных консервов участвуют в различных выставках, ярмарках. Медиа-активность производителей ограничивается рекламой в региональных СМИ (печатных, электронных). Из прочих рекламоносителей чаще всего используются билборды.

Что покупают?

Наибольшим спросом у потребителей пользуется деликатесная группа консервов, то есть ветчинные консервы, а также традиционные виды консервов: “Говядина тушеная”, “Свинина тушеная”. Для производства этих консервов используют высококачественное мясное сырье. Среди паштетов наибольшим спросом у отечественных потребителей пользуются паштеты печеночные.

Основные потребители мясных консервов люди со средним доходом. Эта группа определяется не только уровнем доходов, но и возрастом — от 25 до 40 лет. 80% группы составляют женщины. Потребители выбирают мясные консервы по таким критериям в порядке убывания: качество, известность производителя, цена. Основными потребителями мясных консервов являются государственный сектор и работники производств социальных продуктов. Паштет в Украине — традиционная еда для дачников, туристов и прочих нестабильных категорий потребителей. Для остальных это чаще всего закуска.

Тенденции

В ближайшие два-три года, полагают эксперты, потребление консервов более насыщенным будет в городах-миллионниках и территориальных центрах с последующим акцентированием на региональную дистрибуцию. Наиболее жестко будут бороться за своего покупателя производители паштетной продукции. Все чаще производителям мясных консервов придется прибегать к диверсификации бизнеса. В период спада спроса они будут осваивать также выпуск овощных, грибных и даже молочных консервов.

Поскольку наша продукция пользуется спросом на дорогих европейских рынках, где покупатели не привыкли готовить самостоятельно и имеют финансовые возможности приобрести мясные консервы в достаточном количестве, наши игроки будут усиливать экспорт в эти страны. Это вынуждает производителей модернизировать мощности и осваивать новые технологии.

Доля же украинского покупателя в портфеле заказов производителей мясных консервов будет уменьшаться в пользу иностранного покупателя — наши соотечественники недостаточно богаты, чтобы наращивать покупки в этом недешевом сегменте. Эксперты опасаются, что низкая платежеспособность скажется на планах по выпуску мясных консервов уже в ближайшем будущем — этой продукции будут меньше производить.

Наталья КАБАШ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.