Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Кому вершки, а кому корешки

[16:17 14 мая 2012 года ] [ Зеркало недели, № 17, 11 мая 2012 ]

Львов получил современный аэропорт, часть отремонтированных дорог и первоклассный стадион... на котором ФК “Карпаты” отказался играть. А главное теперь у города — невероятные долговые обязательства и мизер новых рабочих мест на перспективу.

У Львова было несколько вариантов подготовки футбольного стадиона к чемпионату Европы по футболу. Реконструировать существующую арену “Украина” за средства городского бюджета или частного инвестора. Или же строить новый стадион. Власть, прежде всего львовская, выбрала самый затратный для города вариант — строить новый за средства бюджета развития Львова. К тому же выбрала место, так сказать, у черта на болоте. Что из этого получилось — знаем. Уже новому правительству государства пришлось спасать ситуацию ценой в три миллиарда гривен из государственного бюджета.

Теперь Львов получил современный аэропорт, часть отремонтированных дорог и первоклассный стадион... на котором ФК “Карпаты” отказался играть. А главное теперь у города — невероятные долговые обязательства и мизер новых рабочих мест на перспективу. Потому что уже через несколько недель после завершения европейского чемпионата перед десятками и десятками львовских (и не только львовских) отелей, кофеен возникнет проблема выживания. Что же касается стадиона, то его содержание ежегодно будет стоить государственному бюджету 70 млн. грн.

Два стадиона аж на три матча

Как заявил начальник Львовского областного управления по вопросам Евро-2012 Владимир Лаврин, Львов сделал скачок в своем развитии где-то на десять лет вперед. Строительство стадиона, реконструкция аэропорта, ремонты дорог, развитие гостиничной отрасли — всего этого львовянам пришлось бы еще долго ждать, если бы не еврочемпионат по футболу. Правда, такое стремительное развитие Львова стоило государственному бюджету 1 млрд. долл. Еще 700 тыс. грн., которые придется отдавать в следующие годы, городская власть Львова взяла в кредит в разных банках.

На подготовку Украины к Евро-2012, по официальной информации, было потрачено 4,2 млрд. долл., то есть свыше 35 млрд. гривен. Или десятая часть государственного бюджета. На самом деле реальных затрат не знает никто. Но при этом, по подсчетам Национального банка Украины, Евро-2012 принесет государству 1 млрд. долл. прибыли. Впрочем, у экспертов другое мнение: заработать удастся не более 500 млн. долл. Разница ляжет тяжелым грузом на местные и государственный бюджеты Украины.

Расходы могли быть значительно ниже, если бы к еврочемпионату был допущен частный капитал. Львов мог получить современный стадион практически даром. В предыдущие годы в львовских СМИ широко обсуждалась инициатива почетного президента ФК “Карпаты” Петра Дыминского финансировать подготовку к чемпионату Европы. По его словам, все, от бывшего вице-премьер-министра Ивана Васюника и до нынешнего городского головы, на словах приглашали его приобщиться к инвестированию в стадион. Дыминский обещал построить футбольную арену за 50—55 млн. евро, иначе, считал, этот объект обойдется львовянам в миллиард гривен.

Петр Дыминский ошибся на два миллиарда гривен. Вряд ли даже десятую долю этой суммы стоили бы городу заброшенные базы “Спартак”, “Лорта”, бараки и склад для боеприпасов в Брюховичах, которые львовский инвестор предлагал предоставить ему в виде гарантий. По замыслу владельца “Карпат”, именно этими объектами власть должна была войти в ООО “Карпаты”, которое в будущем должно было превратиться в ОАО “Народная команда „Карпаты“. Но инициативу инвестора проигнорировали. Было решено строить стадион средствами местного бюджета. А дальше с этим объектом начали происходить странные вещи. Его стоимость из 700 млн. грн. возросла до 2 млрд. 400 тыс. грн. А теперь к ним добавляются еще 600 млн. грн.

Был еще один реальный инвестор — немецкая фирма Акsон, чей представитель также подавал документы на инвестиционный конкурс. И этот конкурс состоялся шестого февраля 2008 года. До сих пор депутаты шести депутатских комиссий, чиновники Львовского городского совета не могут объяснить, каким образом победителем конкурса была объявлена фирма “Альпина”, которая, как позже выяснилось, вообще никаких документов на конкурс не подавала? Немецкий инвестор предлагал на семи гектарах земли построить стадион, остальные 18 га застроить объектами, согласованными с местной властью. Через 49 лет их должны были бы передать городу. Но власть хотела тратить бюджетные средства.

Почти полтора года львовяне слышали от городского головы Андрея Садового заявления, что многие инвесторы вызываются строить стадион, что проводится инвестиционный конкурс. В результате перенесений конкурсов, судебных исков победителем была определена компания “Альпина”. Как со временем выяснилось, эта фирма не может быть инвестором, а только проектантом и строителем. После этого город вложил около 130 млн. грн. в строительство стадиона. В частности, 96 млн. грн. в сам стадион, а остальные — в инфраструктуру около него.

Экс-министр регионального развития и строительства Украины Василий Куйбида спрашивает: нужно ли было вообще строить еще один стадион, не имея возможности содержать команды, которые бы на них играли? В 1999 году, согласно требованиям УЕФА, был отремонтирован стадион “Украина”. Даже если за прошедшее с тех пор время требования к нему изменились, то не кардинально. А значит, можно было небольшими средствами довести его до ума и на этом стадионе провести те три матча, которые пройдут во Львове.

Заработали ли предприниматели?

Еще одна фишка власти, которая рекламировала проведение Евро-2012 в Украине: на этом заработает бизнес.

По мнению председателя постоянной комиссии по финансам и планированию бюджета Львовского городского совета Яромира Самагальского, во Львове все получилось с точностью до наоборот. “Деньги выделялись из бюджета, но налоги плыли не в Львовскую область или город, а в другие регионы. Фирмы, которые там работали, зарегистрированы в Донецке или в Киеве. Местные строители были вовлечены минимально. В общем, Львовщина своим шансом на Евро-2012 воспользовалась не в полной мере и неэффективно. Львовские предприниматели фактически были отстранены от процессов подготовки к Евро-2012. Отдельные из них работали на субподряде. В процессе строительства аэродрома почти не принимали участия мощности львовских заводов-производителей железобетонных изделий”.

Ничего не выиграл от подготовки области к чемпионату Европы по футболу и местный “Облавтодор”. На вопрос собкора ZN.UA, улучшило ли предприятие свое материальное положение, ведь было много работы к Евро-2012, вновь назначенный начальник cлужбы автомобильных дорог во Львовской области Тарас Сиротинский ответил, что на это средств не хватило.

Заказ на ремонт большинства городских дорог власть отдала турецкой фирме “Онур”. Да и здесь сплошные проблемы, потому что из-за нестабильности финансирования в конце марта нынешнего года указанное предприятие отказалось далее ремонтировать дороги, пока не получит гарантий оплаты уже законченных работ. Как писала газета ZIK в статье “Фокусники из Ратуши” (№9 за 8 марта 2012 г.), управление капитального строительства ЛМР подсчитало, что в прошлом году подрядчики выполнили работ ориентировочно на 175 млн. грн., которые остались невыплаченными. В частности, по меньшей мере, 150 млн. грн. город задолжал именно турецкому “Онуру”.

Подготовку к футбольному чемпионату во Львове сопровождал ряд детективных историй. Это касалось как строительства стадиона, так и тендеров на использование бюджетных средств, вопросов передачи футбольной арены в государственную собственность, других объектов. Многие факты имеют криминальную окраску. И если сегодня, возможно, есть некое распоряжение эти дела не трогать, чтобы не вызвать громкого европейского скандала, то после завершения Евро-2012 в Украине всем этим фактам будет дана оценка со стороны правоохранительных органов.

Рабочие места для чужих

Как считает Яромир Самагальский, сегодня перед Львовом стоят большие вызовы в виде полученных городом разных долговых обязательств.

Только в прошлом году из государственного бюджета на ремонт дорог было освоено около 300 млн. грн. Ни перечень дорог, ни их стоимость, ни имена исполнителей заказов, ни то, какую часть в них составляют средства из местного, а какую — из государственного бюджетов, львовским депутатам неизвестно. Потому что средства идут напрямую из Кабинета министров на Государственное предприятие “Дирекция по строительству объектов к Евро-2012 во Львове”, созданное в мае 2010 года. Сначала оно значилось дирекцией в составе Управления капитального строительства г. Львова. Городской голова заявляет, что работы были выполнены на 300 млн., а по актам выполненных работ Кабинет министров в прошлом году фактически заплатил 125 млн. грн. Так что будет с разницей и погасит ли ее Кабмин? Не выльется ли она в судебные иски исполнителей работ к городскому совету и не ляжет ли дополнительным грузом на местный бюджет?

Львов позаимствовал у ЕБРР 38 млн. евро на реконструкцию львовских дорог. Сегодня эти средства активно осваиваются. Но, снова же, тендерные процедуры провели без участия и без контроля местных депутатов. Теперь мы видим много жалоб и медиаскандалов по поводу качества выполненных работ.

В этом году Львовский городской совет также должен выкупить облигации на сумму 92 млн. грн., выпущенные еще в 2006 году. Начиная с 2001 года, город взял заем у Всемирного банка на водоснабжение. Пришло время этот заем, гарантом которого выступило правительство, возвращать. Если в прошлом году город должен был вернуть около 24 млн. грн. тела займа и около 8 млн. грн. процентов, штрафов и пени, то в этом году сумма возросла до 78 млн. грн. Не приведет ли нежелание городского главы платить по обязательствам к банкротству “Львовводоканала” и переходу его в частные руки? Такой сценарий вполне возможен. Само предприятие, безусловно, не может вернуть эти средства.

Интересно, что 200 млн. грн. займа под 20% годовых на сооружение стадиона Львов получил от “Ощадбанка” в 2008 году. Поскольку 110 млн. грн. из этого займа не успели использовать, то сразу после выборов депутаты настояли на возвращении их государству, чтобы они не давили уплатой процентов на бюджет. Остались еще 90 млн. грн. Кроме того, следует учесть, что каждый год город должен гасить 18 млн. грн. только процентов. А это десятки неотремонтированных детских садиков, школ, больниц, дорог и т.д. Сами собой заимствования — обычное дело при условии четкого плана возвращения и, самое главное, нацеленности их на создание новых рабочих мест. Во Львове этого не произошло.

Но извлечены ли уроки из Евро-2012, которое так понравилось правительству и львовской власти? Еще не отчитавшись о средствах, потраченных на Евро-2012, она инициирует очередной проект под названием “Олимпийская надежда 2022”. Как заявил на брифинге 11 апреля с.г. глава ЛОГА Михаил Костюк, его реализация принесет Львовщине приблизительно 100 тысяч рабочих мест. Но то же самое три-четыре года назад говорили и о Евро-2012. Да только достались эти рабочие места почему-то не украинским рабочим, а турецким, македонским, китайским, австрийским...

Комментарии

Иван Ривак, председатель совета Львовского областного объединения организации работодателей:

— В начале подготовки к проведению Евро-2012 в Украине власть говорила, что его проведение станет толчком к созданию новых рабочих мест в Украине. Но это было только на словах. Дороги ремонтировали турецкие и македонские фирмы, аэропорт и футбольную арену — тоже не местные. Практически все средства, материально-техническую базу получили фирмы, которые после завершения чемпионата во Львове не останутся. Мы надеялись, что в городе будут созданы новые или же реанимированны существующие предприятия, которые благодаря чемпионату укрепят свою материально-техническую базу и будут готовы к выполнению других работ. Возможно, даже построят хороший асфальтовый завод. Этого не случилось.

После завершения Евро-2012 во Львове останется стадион, обслуживание которого будет обходиться приблизительно в 70 млн. грн. в год. А кто будет играть на нем? ФК “Карпаты”, который уже теперь отказался от него из-за неудобства для болельщиков, или ФК “Львов”? Словом, проблема с его обслуживанием останется. Намного дешевле городу обошлась бы реконструкция стадиона “Украина”. Он находится в прекрасном месте, там есть все коммуникации. Он помнит немало побед нашей сборной, ФК “Карпаты”. Два стадиона во Львове вряд ли когда-нибудь понадобятся.

Нам могут сказать, что Львовщине построили хорошие дороги, стадион, аэропорт, а мы этим недовольны. Откровенно говоря, построено только несколько магистральных дорог, однако неизвестно, насколько качественно.

Еще пример. Для стадиона закупили китайские кресла, хотя говорят, что итальянские. Но ведь и во Львове есть предприятия, которые могли бы изготовить их своими силами. Стадиону “Украина” они же подошли. Автобусы львовского “ЛАЗа” тоже оснащены креслами иностранного производства, тогда как в области есть предприятия, выпускающие такие кресла.

Сейчас одно высокотехнологическое рабочее место в среднем стоит 100 тысяч грн. За средства, потраченные на строительство нового львовского стадиона, можно обустроить около 30—50 тысяч новых рабочих мест! Сегодня во Львове можно было бы восстановить “Сельмаш”, “Конвейер”, приборостроительные предприятия. Для этого нужно, чтобы чиновники отвечали за рабочие места в Украине. Но реальные, а не виртуальные. От этого прежде всего выиграли бы местные бюджеты. Одна тысяча рабочих мест в среднем дает свыше одного миллиона поступлений в бюджет.

Это беда не только Львова, но и всей Украины. Мы и так покупаем больше чем производим. Потом берем займы и не возвращаем, а наши дети и внуки будут их отдавать. Посмотрите, какую активную экспансию за рынки сбыта ведут Турция, Китай, другие страны. Для них главное — продать больше своего. Такая задача должна стоять и перед нашими чиновниками. Но сначала они должны научиться порядочно вести себя с собственными производителями.

Олег Доскач, аналитик из управления активами, аудитор:

— Во Львове построили хорошие объекты. Стадион, аэропорт, отели, дороги. Все просто супер. Но все это нужно будет содержать. Удовольствие не из дешевых. Например, у нас была дорога, которая стоила 100 тысяч гривен. Почему она столько стоила? Потому что ее балансовая стоимость по состоянию на 1991 год была такой. Теперь провели реконструкцию, в нее вложили большие средства. Это означает, что если мы получили дорогу в миллион гривен, то вынуждены в будущем увеличить расходы на ее содержание и ремонт. Это, снова же, ложится на затраты местного бюджета. Теперь возникает вопрос: где взять эти деньги? Ответ: из местного бюджета.

Едва ли не единым весомым источником его доходов являются налоги с доходов физических лиц. Поскольку же во Львове жителей больше не станет, больше зарабатывать они также не будут, то перераспределение расходов должно состояться в пределах имеющегося фонда. Откуда преимущественно забирают? Образование, здравоохранение и тому подобное. Потому что надо выполнять норматив, связанный с эксплуатацией дороги. Если бы проведение Евро-2012 в Украине дало возможность украинцам зарабатывать больше, мы бы имели возможность платить больше налогов. Соответственно, покрывать все эти затраты.

Очень хорошо, если чемпионат принесет увеличение потока туристов во Львов после его проведения хотя бы на 10%. Но увеличение на 10% денежного потока позволит покрыть расходы? Однозначно — нет.

А с чего будем получать будущие доходы? Промышленности во Львове нет, количество рабочих мест не увеличилось. С чего остается жить городу — коммерческой деятельности “купи-продай”. Стадион — объект “на содержании”. Аэропорт — специфическая отрасль. Регулирующего норматива, который бы давал возможность городу иметь в нем свою долю дохода, нет. Наконец, это государственное предприятие. Не думаю, что указанные объекты дадут денежные потоки в городской бюджет. Дороги тоже не будут давать доход городу, потому что тоже “на содержании”. Таким образом, видим, что чемпионат Европы по футболу, который в том числе пройдет и во Львове, вызвал немалые затраты. Теперь, значит, нам и, наверное, еще и нашим детям придется отдавать кредиты, которые город получил с легкой руки мэра и его окружения.

Украинский бизнес и власть оказались не готовыми к международным управленческим стандартам. Причина банальная: собственных стандартов еще нет, а международные — в пути.

Украина имеет всю сырьевую базу, чтобы строить из собственных материалов. Не уверен, что большинство материалов, использованных на объектах Евро-2012, были украинскими. Но почему ни на одном из уровней власти не установили критерия, что нужно сначала выстроить завод по производству металлоконструкций или модернизировать производственные мощности имеющихся предприятий и таким образом поднять украинское производство, а не иностранное? Как результат — имели бы рабочие места для украинцев, налоги в государственный и местные бюджеты, положительный социальный и экономический эффект.

Поляки, в отличие от украинцев, не пустили иностранный бизнес. Они фактически создали инфраструктуру бизнеса, на которой польские работники производят польскую продукцию по иностранным технологиям. Конечный результат — в Польше сегодня на надлежащем уровне рабочие места и экономика. Чемпионат по футболу способствовал дальнейшему развитию экономики Польши. Вместо этого Украина нашла только куда потратить, а не заработать.

Еще один успешный пример. Турки во Львов приехали со своей техникой, производством. Этим самим увеличили свою прибыльность. Молодцы. Они умеют делать бизнес. Но это их стандарт работы. А что из этого получили украинцы? На Львовщине в г. Радехове был замечательный завод по производству асфальта. Где он? Что с ним?

Фактически самым большим инвестором Евро-2012 выступило государство. Если считать целесообразность государственных капиталовложений в проведение чемпионата, то они были на грани фола. Ни один частный инвестор таких инвестиций никогда бы не сделал.

Василий ХУДИЦКИЙ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.