В действующем буксирном парке украинских портов чуть больше 270 судов. Их можно поделить на несколько категорий — государственный и частный парк буксиров, действующий в морпортах, государственный и частный парк буксиров, действующий на реках.
В этом тексте БизнесЦензор исследовал “морские” буксиры, которые находятся в государственной и частной собственности.
Государственная собственность — понятие относительное. Хоть морские торговые порты (МТП) официально оперируют буксирами, часто они сдают свой флот в аренду или в бербоут-чартер (договор фрахтования судна без экипажа — БЦ).
Например, согласно финплану Николаевского морского торгового порта на 2020 год, все буксиры госпредприятия с 2013 года переданы у бербоут-чартер компании ООО “Маркони” бизнесмена Леонида Крючкова. Порт будет получать от сделки около $30 тыс в месяц.
Остальные порты также указывают в финпланах доход от буксирной деятельности. Но он не большой.
В планах Измаильского порта в 2019 году — получение чистого дохода в размере 112,3 млн грн. В эту цифру входит также доход от производственного комплекса механизации, автохозяйства и др. В плане Мариупольского МТП от работы портового флота запланировано получить 100,1 млн грн чистого дохода.
Государственные буксиры на балансе МТП
Название порта | Количество буксиров | Название буксиров | Средний возраст, лет |
Одесский МТП | 11 | “Гранит” (1982), “Патриот” (2009), “Новатор” (1982), “Ударник” (1968), “Стивидор” (1973), “Бугаз” (1982), “Кентавр” (1988), “Сфинск” (1989), “Пурга” (1958), “Труженик” (1961), “Могучий” (1983) | 40 |
МТП “Южный” | 6 | “Владимир Иванов” (2012), “Геннадий Савельев” (2010), “Евгений Яковцев” (2011), “Норд” (1992), “Борей” (2012), “Экватор” (1991) | 15 |
МТП “Черноморск” | 7 | “Александрия” (1967), “Бургас” (1972), “Капитан Незавитин” (1982), “Бригадир” (1969), “Арктур” (1993), “Аргус” (1993), “Станислав Стребко” (2009) | 36 |
Николаевский МТП | 5 | “Докер” (1974), “Бугский” (1989), “Зюйд” (1979), “Украинец” (1959), “Урал” (1961) | 47 |
Измаильский МТП | 5 | “Московский-8” (1974), “Портовый-1” (1983), “Портовый-5” (1983), “Портовый-8” (1984), “Портовый-26” (1988) | 37 |
Бердянский МТП | 4 | “Левант” (1990), “Антон Мазин” (1983), “Ласточка” (1993), “Лейтенант Шмидт” (1971) | 35 |
Белгород-Днестровский МТП | 5 | “Емельян Пугачев” (1991), “РБТ-17” (1955), “Метель” (1961), “Днестровец” (1971), “Тира” (1978) | 48 |
Мариупольский МТП | 7 | “Аламак” (1993), “Енисеец” (1953), “Капитан Маркин” (2012), “Капитна Меркулов” (2012), “Мурманец” (1957), “Никита Беспалый” (1981),”Александр Яковенко” (1988) | 34 |
Ренийский МТП | 2 | “Хирург Романов” (1988), “Анатолий Бушуев” (1984) | 33 |
Специализированный морской порт “Ольвия” | 3 | “Витязь” (1971), “Капитан Гисич” (1970), “Руслан” (1968) | 49 |
Херсонский МТП | 4 | “Днепр” (1970), “Комков” (1974), “РБТ-116” (1962), “Салют” (1988), | 45 |
Усть-Дунайский МТП | 3 | “Витязь” (1985), “Плутон” (1980), “Анатолий Стец” (1993) | 33 |
Администрация морских портов Украины | 7 | “Дунай” (1994, порт регистрации — Херсон), “Бакай” (2003, порт регистрации — Херсон), “Доковец” (1972, порт регистрации — Херсон), “Титан” (1974, порт регистрации — Черноморск), “Смелый” (1981, порт регистрации — Черноморск), “Гайдамака” (2005, порт регистрации — Николаев), “Бриз” (1974, порт регистрации — Южный) |
33 |
Данные за 2018 год, Регистровая книга судов
В таблице нет одного государственного стивидора — Скадовского МТП. Еще в 2017 году у МТП был свой буксирный парк. В нем, по состоянию на 2017 год, находилось четыре судна, среди которых три буксира — “Инженер Капустин”, “Николай Иванченко” и “Скадовск”.
Однако, по данным Порты Украины, в мае 2019 года Скадовский МТП объявил о продаже буксира “Инженер Капустин” из-за долгов по заработной плате, а в августе объявлено о продаже буксира “Скадовск”. На сегодня ни один из вышеперечисленных буксиров не числится в Реестре.
Одесский МТП, хоть и оперирует буксирами “Патриот” и “Булат”, не владеет ими. Владельцем суден является ООО “ТЕКОМ-Лизинг”. Скорее всего, Одесский МТП пока еще не полностью за них рассчитался — буксиры были куплены в 2009 и 2010 годах.
Еще один момент — информация о буксирах, доступная в открытых источниках и самого МТП может отличаться от информации, указанной в Регистровой книге судов на одну и ту же дату.
По данным сайта Водный транспорт, на балансе МТП есть суда, которые не указаны в Реестре. Причины могут быть разные. Например, буксир еще до 2014 года передан в аренду в крымский порт и не возвращен после оккупации полуострова. Кроме того, такие суда могут находиться в отстое из-за неудовлетворительного состояния или на списании.
Буксиры, которые не указаны в Реестре, но которые есть в открытых источниках
Название порта | Количество буксиров | Название буксиров |
Одесский МТП | 4 |
“Пеленг” (1976) — судно находится в отстое с 2014 года; “Прогресс” (1975) — в 2013 году одесские портовики передали в аренду морскому торговому порту “Севастополь”; “Булат” (2009) — действует, есть в списке буксиров порта, но нет в Реестре; “Труд” (1970) —по данным за 2017 год, у буксира снят класс. Буксир не предъявлен к осмотру |
МТП “Черноморск” | 3 | “Тигрис” (1979) — буксир с 2018 года не выполняет операции; “Стойкий” (1961) — по данным АМПУ на 2017 год, буксир пребывал на отстое; “Труженник” (1974) — по данным АМПУ на 2017 год, буксир пребывал на отстое |
Белгород-Днестровский МТП | 1 | РТ-306 (буксир-кантовщик, 1981) — по данным на 2017 год, буксир не предъявлен к осмотру в Реестр, класс снят |
Мариупольский МТП | 1 | “Портовик” (1989) — с 12 ноября 2018 года проходит ремонт на класс Регистра в судоремонтном заводе |
Ренийский МТП | 2 | “Московский-6” (1973) — по данным на 2017 год, подлежит списанию, “Московский-9” (1975) — выставлен на продажу в 2018 году |
Данные: МИУ, АМПУ
Частные буксиры
Буксирами оперируют не только у государственные компании. Хотя рынок частных буксиров относительно молодой — до принятия закона “О морских портах” в 2013 году буксирные работы осуществлялись только государственным флотом. После принятия закона появились изменения, которые не запрещали частным операторам появляться на рынке.
В стат данных по частным буксирам еще больше расхождений и несоответствий. Например, согласно данным Регистра судов Украины на 2018 год, буксир “Тайфун 1” принадлежит некой ООО “Навир Сервис” (связывают с российским бизнесменом Андреем Марисовым).
Однако на сегодня такой компании не существует, а по коду ЕГРПОУ, по которому ранее была зарегистрирована компания, сейчас можно найти предприятие “Велика Дижка”. Как уточнили БЦ, на сегодня буксир “Тайфун 1” на балансе P&O Maritime Ukraine, глобальному оператору буксиров, созданному в Великобритании в 1834 году.
Еще один пример — буксиры зарегистрированы на разные фирмы, однако конечный владелец у них один. Например, судовладельцем буксира “Константин Ольшанский”, согласно Регистру, является компания “Дельта Таг”, конечный собственник которого — совладелица вышеупомянутого ООО “Маркони”.
Самым крупным частным владельцем буксиров является компания “Нибулон” Алексея Вадатурского, флот которого находится в Николаеве. Компания не только оперирует флотом, но и строит его.
Соперничает с Вадатурским в Николаеве буксирный флот экс-главы Николаевского морского торгового порта Василия Капацины.
В Одессе рынок также поделен на несколько игроков, основные из которых — жена бизнесмена, депутата Одесского облсовета Виктора Баранского Галина Андреева и группа “Трансшип” Андрея Иванова.
В порту “Южный” частным буксирным флотом оперирует один крупный игрок - P&O Maritime Ukraine. Что интересно: у скандально известной компании “Экофлот” есть свой буксир, правда пожарный.
Кому принадлежат частные буксиры
Название компании | Порт за местом приписки | Название буксиров (год постройки) | Кто владеет | ||||
ООО СХП “Нибулон” | Николаев | “Нибулон-1” (2011), “Нибулон-2” (2011), “Нибулон-3” (2012), “Нибулон-4” (2012), “Нибулон-5” (2014), “Нибулон-6” (2014), “Нибулон-8” (2019), “Нибулон-100” (2018), “Нибулон-101” (2018),”Лидиевский” (1984), “Баштанський” (1974), “Прибужановский” (1994), “Анатолий Ганькевич” (2017), “Козацкий” (2015), “Переяславський” (2015), “Кременчуцкий” (2015), “Нодари Чантурия” (2017), “Юрий Макаров” (2017) | Алексей Вадатурский | ||||
ООО “Николаевский глиноземный завод” | Николаев | “Очаков” (1980), “Вьюга” (1988), “Ожарск” (1979), “Севастополь” (1982) | Олег Дерипаска (РФ) | ||||
ООО “Маркони” | Николаев | “Ровангард” (1981) | Экс-глава Николаевского МТП Василий Капацина, бизнесмен Леонид Крючков | ||||
ООО “Дельта Таг” | Николаев | “Константин Ольшанский” (1984) | Семья Капацины | ||||
ООО “Рейдовый терминал “Конкорд” | Николаев | “Тур” (1987) | Семья Капацины | ||||
ООО “ВТМ” | Николаев | “Измаилец” (1974), “Очаков” (1973) | Предприниматель Максим Микулич | ||||
ООО “Грейн-Трансшипмент” | Николаев | Plutus (1977), “Алий” (1977) | В равных долях Александр Григоренко и Юлия Марьянчук-Игнатенко | ||||
ООО “Морская техническая компания” | Николаев | “Джея” (1972) | Руководитель — экс-глава портофлота СК “Ольвия” Игорь Крученых, конечный бенефициар — Наталия Козырь, возможно, связанная с Капациной | ||||
ООО “Андреево Зоряне” | Николаев | “Азор-1” (1988) | Владимир Мазаев | ||||
ООО “СК Акорд” | Николаев | “Ингул” (1979) | Конечный бенефициар — Вадим Маржинян, директор — Сергей Маржин | ||||
ДП “Универсальная буксирная компания” | Одесса | “Туман” (1995), “Юпитер” (1982), “Даймонд Н” (2009), “Топаз Н” (2009), “Торнадо” (1995) | Сергей Влачига, связана с группой “Трансшип” Андрея Иванова | ||||
ООО “Донмар” | Одесса | “Гепард” (2008) | Конечный бенефициар — Андрей Иванов (”Трансшип”) и его семья | ||||
ООО “Сапсан Трансшип” | Одесса | “Илья Муромец” (1986), “Аджигол” (1977), “Доброслав” (1971), “Мариуполец” (1983), “Рефола” (1981), “Мирослав” (1971), “Любомир” (1988) | Конечный бенефициар — Галина Андреева, жена бизнесмена, депутата Одесского облсовета Виктора Баранского | ||||
ООО “Сервис Транс Балк” | Одесса | “Радомир” (1969), “Циклон 1” (1969), “Виктори” (1969), “Бриз-1” (1973), “Богатырь-1” (1983) | Предприятие зарегистрировано по тому же адресу, что и “Сапсан Трансшип”. Соответственно, конечный бенефициар — жена Баранского Галина Андреева | ||||
ПАО “Укртранснафта” | Одесса | “Львов” (2002), “Укртранснафта” (2002) | Государство | ||||
P&O Maritime Ukraine | Южный | “Куттабул” (1983), P&O BALQIS (2012), P&O STAR (2011), “Чемпион” (1985) | Андрей Ставницер, Егор Гребенников, Олег Кутателадзе | ||||
ООО “Си Уинд” | Южный | “Килби” (1986) | Связывают с Андреем Марисовым | ||||
ООО “Экофлот” | Южный | Пожарное судно-буксир “Австралия” (1986) | Связывают с Андреем Марисовым | ||||
ТОВ “ТРАНССЕРВИС ГРУПП ЛТД” | Киев | “Кондор” (1981), “Данаприс” (1981), “Командор” (1990), “Ладога” (1955) | Владимир Бойко | ||||
ООО “Судноплавная компания МАК” | Херсон | “Везувий” (1973), “БМ-19” (1991) | Предприниматель Александр Касторнов и его жена Елена Касторнова | ||||
Азовский судоремонтный завод | Мариуполь | “Петр Галактионов” (1973) | Завод контролирует “УК “Мариупольская инвестиционная группа”, зарегистрированная на кипрский оффшор UITC Limited и экс-депутата Мариупольского горсовета от “Партии регионов” Олега Иванюшенко |
Данные за 2018 год, Регистровая книга судов
Инна РОСЛИК
Что скажете, Аноним?
[07:00 23 ноября]
[19:13 22 ноября]
11:00 23 ноября
10:30 23 ноября
10:00 23 ноября
09:00 23 ноября
08:00 23 ноября
21:10 22 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.