Одесский припортовый зовет
13 июня в Украине официально стартовала обещанная властями большая приватизация. В этот день Фонд государственного имущества объявил конкурс по продаже акций ПАО “Одесский припортовый завод”. Несмотря на долгие приготовления, в данном процессе не обошлось без скандалов — за несколько дней до выставления “голубой фишки” украинского химпрома на торги стало известно, что главы представительств ЕБРР и МВФ (Франсис Малиж и Жером Ваше) написали письмо премьер-министру Украины Владимиру Гройсману, в котором рекомендовали снизить стартовую цену этого предприятия, определенную Кабмином в мае на уровне 13,175 млрд грн. “Мы опасаемся, что многие известные международные инвесторы могут просто решить даже не рассматривать возможность своего участия... Подобное развитие событий неблагоприятно скажется на доверии иностранных инвесторов в следующем раунде приватизации завода и в целом испортит имидж Украины и ее потенциальную привлекательность для прямых иностранных инвестиций”, — указано в письме. Источники “ВД” говорят, что в ЕБРР и МВФ отталкивались от расчетов международных аудиторских компаний, которые определили рыночную стоимость ОПЗ в его нынешнем состоянии и с нынешней долговой нагрузкой (с учетом почти $200 млн задолженности перед группой Дмитрия Фирташа) на уровне около $150 млн. Однако украинские власти остались непоколебимыми. Отдельного упоминания стоят фиксированные условия приватизационного конкурса. В них присутствуют определенные требования к претендентам в части переоснащения, сохранения профиля деятельности и т. д., но при этом нет “лобовых” ограничений, которые так полюбились властям в период правления Леонида Кучмы и Виктора Януковича и которые позволяли приобретать нужные объекты “своим” людям.
Главный “ограничитель”, по сути, касается запрета на покупку предприятия компаниями, связанными с резидентами РФ (страны, официально признанной Украиной агрессором), а также лицами, к которым применены санкции.
Могут ли все эти шаги не вспугнуть претендентов на ОПЗ? В теории — да. Глава ФГИУ Игорь Билоус уже не раз говорил, что к припортовому заводу присматривается целая когорта стратегических западных инвесторов, среди которых норвежская Yara, американские Koch Fertilizers и CF Industries, польская Ciech и другие компании. Но нельзя сбрасывать со счетов двух украинских претендентов — Group DF уже упомянутого Фирташа, а также “Приват” Игоря Коломойского. Они пока делают все, чтобы ОПЗ в глазах иностранных конкурентов выглядел “токсичным” активом. Юристы Фирташа, например, добиваются в судах ареста активов государственного завода, а “орлы Коломойского” с 2015 г. ведут разбирательства с целью признать за “Приватом” преимущественное право на покупку ОПЗ. И то, как ФГИУ справится с этим давлением, во многом определит будущую картину большой приватизации в Украине.
Проводное соединение
Помимо продажи ОПЗ, которая при благоприятном развитии событий должна завершиться уже 26 июля (именно на этот день намечен конкурс по продаже государственных 99,567% химического предприятия), повышенное внимание большого бизнеса привлекают оставшиеся под контролем государства объекты энергетики. По данным “ВД”, 3 июня Игорь Билоус утвердил уточненный план-график выставления объектов групп В и Г (к ним относятся самые крупные и привлекательные активы) на продажу в 2016 г. В соответствии с этим планом уже в июле должна начаться “большая энергетическая распродажа”. В частности, в середине лета ФГИУ запланировал объявить конкурсы по продаже двух крупных региональных ТЭЦ — Одесской и Херсонской (99,9 и 99,8% акций соответственно). В сентябре наступит очередь третьей теплоэлектроцентрали — Николаевской, и тогда же приватизационное ведомство возьмется за энергопоставляющие компании. В первый месяц осени предполагается объявить конкурсы по продаже контрольных пакетов предприятий “Харьковоблэнерго” и “Тернопольоблэнерго”. В октябре ФГИУ намерен объявить еще три конкурса — по продаже “Николаевоблэнерго”, “Запорожьеоблэнерго” и “Хмельницкоблэнерго”. А в ноябре, в соответствии с последней редакцией плана-графика, наступит очередь двух энергогенерирующих активов — компании “Центрэнерго” и Днепродзержинской ТЭЦ.
Помимо контрольных пакетов, государство намерено избавиться и от блокирующих пакетов акций украинских предприятий электроэнергетики — от 25 до 46%. Начало продаж, которые пройдут на фондовых биржах, намечено на сентябрь, когда должны быть объявлены торги по продаже “Донбассэнерго”, “Одессаоблэнерго” и “Сумыоблэнерго”. В октябре ФГИУ планирует выставить на продажу блокпакеты “Киевэнерго”, “ДТЭК Западоблэнерго”, “ДТЭК Днепрэнерго” и “ДТЭК Днепроблэнерго”. В ноябре эта же участь постигнет госпакет “Черкассыоблэнерго”, а в декабре приватизационное ведомство намерено поставить жирную точку в больших энергетических торгах аукционом по продаже государственных акций “ДТЭК Донецкоблэнерго”.
Список претендентов на указанные активы весьма широк. Прежде всего это, как можно догадаться, крупнейший энергетический холдинг Украины ДТЭК Рината Ахметова. В компании богатейшего бизнесмена страны подтверждают потенциальную заинтересованность в покупке компаний, которые уже входят в ее сферу влияния (в упомянутых “Киевэнерго”, “ДТЭК Западэнерго”, “ДТЭК Днепрэнерго”, “ДТЭК Днепроблэнерго” и “ДТЭК Донецкоблэнерго” энергохолдинг Ахметова несколько лет назад сконцентрировал контрольные пакеты). “В целом мы заинтересованы в приобретении пакетов акций в тех энергетических активах, где уже являемся мажоритарным акционером. Однако окончательное решение будем принимать после оглашения условий приватизации конкретных объектов”, — дипломатично ответили “ВД” в ДТЭК.
В прошлом году попытки добиться отмены итогов приватизации ключевых энергокомпаний Ахметова (”ДТЭК Западэнерго”, “ДТЭК Днепрэнерго” и “ДТЭК Днепроблэнерго”), прошедшей во время правления Виктора Януковича, предприняли компании Игоря Коломойского, а также его давних партнеров — братьев Григория и Игоря Суркисов. Однако их начинания не увенчались успехом, и таким же фиаско закончилась инициатива бывшего заместителя генпрокурора Виталия Касько, с подачи которого ГПУ инициировала реприватизацию ряда компаний Ахметова. Это обстоятельство дает веское основание полагать, что круг претендентов на блокирующие пакеты указанных пяти компаний будет ограничен корпоративной структурой ДТЭК. Соответственно, государству вряд ли стоит рассчитывать на то, что цена их продажи будет сильно отличаться от стартовой стоимости акций.
В теории самый значительный куш ФГИУ может выручить за наиболее тяжеловесные активы. Таковыми считаются контрольные пакеты акций “Центрэнерго”, эксплуатирующей Углегорскую, Змиевскую и Трипольскую ТЭС с оборотом почти 7 млрд грн. в 2015 г., и энергопоставляющей компании “Запорожьеоблэнерго”, оборот которой за этот же период превысил 8,2 млрд грн. Интерес к первому предприятию уже проявила французская энергетическая фирма Engie (бывшая GDF Suez), проводником интересов которой в Украине считается бывший топ-менеджер ДТЭК Андрей Фаворов, создавший собственную компанию “Энергетические ресурсы Украины” и наладивший в минувшем году совместный бизнес с Engie по поставкам природного газа в Украину из ЕС. Что касается “Запорожьеоблэнерго”, то этот актив, по слухам, уже давно привлекает повышенное внимание братьев Суркисов, под контролем которых находится 16,5% акций компании. Кроме них, свои виды на нее могут иметь совладелец Приватбанка Игорь Коломойский, контролирующий крупные доли в ряде крупных промышленных потребителей электроэнергии в регионе — Запорожском заводе ферросплавов и “Днепроспецстали”, а также хозяин ДТЭК Ринат Ахметов, который после начала войны на Донбассе начал обустраивать в Запорожье, где базируются его промышленные гиганты “Запорожсталь” и “Запорожкокс”, свою новую вотчину.
Андрей Гайдуцкий
Заместитель председателя Фонда государственного имущества Украины
Самая главная инновация, которую ждали все иностранные инвесторы, — это отмена обязательной предварительной продажи неконтрольных пакетов акций на Украинской фондовой бирже, что делалось ранее как бы для того, чтобы определить рыночную стоимость предприятия. Но мы понимаем, что фондовый рынок на сегодня в Украине не развит, поэтому это не рекомендовалось делать со стороны советников. На международных биржах мы не могли выставить тот же ОПЗ, потому что у него нет отчетности по международным нормам за последние несколько лет. Не нужно забывать о рисках наличия миноритарного пакета у какой-то из финансово-промышленных групп — это риск рейдерства. На это тоже нам все указывали, поэтому, я думаю, было правильное решение парламента поддержать нас, приняв эти поправки к закону о приватизации. Среди других важных поправок, в соответствии с международными нормами, — правило о международном арбитраже. То есть если иностранный инвестор боится, что мы не будем придерживаться условий договора купли-продажи, то он может прописать возможность арбитража, допустим, в Лондоне. И третий вопрос, который всех волнует, — это доступ российских компаний к приватизации. И это тоже сейчас четко прописано: страны-агрессоры и их конечные бенефициары не имеют права участвовать в приватизации.
Россиянам укажут на выход
Впрочем, как всегда в Украине, есть и нюансы. То же “Запорожьеоблэнерго” уже несколько лет находится в эпицентре корпоративного конфликта с участием структур упомянутых братьев Суркисов, а также их заклятого врага, владельца группы “Энергетический стандарт” Константина Григоришина. Попытки провести собрания акционеров и сменить руководство постоянно оспариваются в судах, благодаря чему запорожский энергопоставляющий монополист по-прежнему имеет устаревший статус открытого акционерного общества.
Все те же знакомые лица имеют шансы засветиться на конкурсах по продаже других энергетических компаний. Так, “Харьковоблэнерго” совершенно точно не оставит равнодушным вышеупомянутого Константина Григоришина. Как известно, в текущем году он озаботился вопросом получения украинского гражданства, а это позволит его компаниям без проблем участвовать в большой приватизации (мало кто сомневается, что барьер для резидентов РФ будет распространен, помимо ОПЗ, на объекты энергетики). Кроме того, “Энергетический стандарт” наверняка будет претендовать на государственные акции “Черкассыоблэнерго”, где он уже контролирует 24% акций. Вряд ли без его участия пройдут и торги по продаже акций “Тернопольоблэнерго”, там Григоришин вместе с Коломойским на двоих собрали около 40% акций.
До 2014 г. ключевым претендентом на покупку у государства готовившихся к приватизации компаний “Николаевоблэнерго” и “Хмельницкоблэнерго” считалась группа VS Energy, которую включают в сферу влияния российских бизнесменов Евгения Гинера (президент московского футбольного клуба ЦСКА) и Александра Бабакова (депутат Госдумы от “Единой России”). Однако после крушения режима Януковича, аннексии Россией Крыма и развязывания войны на Донбассе эта группа, мягко говоря, оказалась не в фаворе. Что не в последнюю очередь объяснялось, например, тем, что тот же Бабаков лично проголосовал за незаконное включение Крыма в состав РФ. В марте прошлого года Главное следственное управление МВД Украины начало расследование в отношении руководства VS Energy по подозрению в присвоении государственных средств в особо крупных размерах на рынке поставок электроэнергии. А совсем недавно следователи провели серию обысков в Киеве, изъяв финансовую документацию и печати связанных с группой нескольких десятков офшоров, что свидетельствует о нарастающих проблемах компании.
Чтобы защититься от давления властей, в VS Energy не придумали ничего лучшего, чем назвать своими бенефициарами малоизвестных лиц — граждан Латвии Валтса Вигантса, Артурса Альтбергса и Вилиса Дамбиса, а также граждан Германии Олега Сизермана и Марину Ярославскую. В связях с тем же Гинером не признается даже “именная” компания из Люксембурга Financiere Egine Holdings, близкая к упомянутой VS Energy. Впрочем, по данным “ВД”, эта аргументация не впечатляет правоохранителей, и в том же МВД по-прежнему говорят, что VS Energy подконтрольна гражданам России. Так что ее шансы поучаствовать в приватизации украинской энергетики — как “Николаевоблэнерго” и “Хмельницкоблэнерго”, так и “Одессаоблэнерго”, где VS Energy уже контролирует более 60% акций, откровенно невелики. Соответственно, ключевыми претендентами на указанные предприятия можно считать все тех же братьев Суркисов, Игоря Коломойского и Константина Григоришина.
Составить им конкуренцию теоретически могут иностранные стратегические инвесторы, однако шансов на это весьма немного. Например, долгие годы единственным стратегом на нашем рынке электроэнергетики был американский холдинг AES, однако он решил выйти из этого бизнеса еще в довоенное время — в 2013 г., продав “Киевоблэнерго” и “Ровнооблэнерго” уже упомянутой VS Energy.
Главной причиной такого шага неофициально называлось нежелание американцев продолжать работать в условиях тотальной коррупции в Украине. А эта проблема, несмотря на смену власти, по-прежнему остается актуальной. Возможно, именно поэтому в Фонде госимущества не ожидают большого ажиотажа вокруг отечественной энергетики — тот же Игорь Билоус недавно сделал прогноз, что за все госпакеты облэнерго приватизационное ведомство планирует выручить лишь около $300 млн.
Елена Дьяченко
Директор департамента управления государственной собственностью и развития промышленности Министерства экономического развития
и торговли Украины
У нас более 4 тыс. предприятий, которые сейчас числятся в госсобственности. Несмотря на то что их так много, только на топ-100 из них приходится 80% активов государственной собственности. Все остальные предприятия очень малые, у них небольшой объем производства, они не являются стратегическими. Сейчас мы готовим такой список, который бы определял направление, какой будет судьба этих активов. Например, у нас есть стратегические предприятия, где, как мы говорим, государство должно сохранить свою долю. Мы понимаем, к примеру, что “Энергоатом” — это энергетическая независимость страны, то же самое можно сказать о трубопроводном транспорте — “Укртрансгазе”, “Укртранснефти”. Мы планируем создать холдинг, чтобы более эффективно управлять этими и другими стратегическими предприятиями. Остальные были разделены на группы, часть из которых будет ликвидироваться. Если же мы видим, что у предприятия есть потенциал и его может купить частный инвестор — малый или средний, то оно будет в списках к приватизации. Таких предприятий, как мы подсчитали, около 1,5 тыс. — дополнительно к тому, что уже есть у Фонда госимущества.
Фактор банкротства
Непреодолимой преградой на пути привлечения иностранных инвесторов в Украину может стать неурегулированность вопроса с банкротством ряда знаковых компаний, которые ФГИУ готовится передать в частные руки. Например, то же “Центрэнерго” находится в соответствующей стадии с 2004 г. (тогда банкротство энергокомпании инициировал “Ровенькиантрацит”), пользуясь пробелами в украинском законодательстве, по которому продолжает действовать мораторий на банкротство предприятий ТЭК. Это позволило компании заморозить миллиардные долги, причем в искусственности данного процесса, учитывая, что сумма реестровой задолженности “Центрэнерго” не превышает сейчас и 150 млн грн., сомневаться не приходится. Но начиная с прошлого года, скупкой долгов компании активно занялись структуры, которые связывают с холдинговой компанией “Энергомережа” Дмитрия Крючкова. В связи с этим есть риск, что стратегические инвесторы постараются обойти данный актив стороной. Ведь после приватизации “Центрэнерго” ограничения, не позволяющие кредиторам перехватить управление должником с госдолей более 25%, утратят силу. И компания может спокойно уйти, например, в процесс санации по решению суда, в ходе которой частный акционер лишится всякой возможности влиять на управление предприятием.
Еще печальнее перспективы приватизации крупнейшего производителя фосфорных удобрений в стране — ПАО “Сумыхимпром”, 99,99% акций которого ФГИУ планирует выставить на продажу в ноябре нынешнего года. Над этим предприятием приватизационное ведомство потеряло контроль еще в 2012 г. Тогда суд ввел на “Сумыхимпроме” процедуру санации, назначив управлять ею Игоря Лазаковича, который считается протеже владельца Group DF Дмитрия Фирташа. Фонд государственного имущества с минувшего года начал предпринимать вялые попытки добиться отмены санации, однако суд отказывается это делать, ориентируясь на комитет кредиторов предприятия, подконтрольный все тому же Фирташу. Если данная ситуация не изменится до ноября, ФГИУ может даже не надеяться на конкуренцию в ходе приватизации сумского химического гиганта, кроме Group DF, претендовать на него ни один сторонний инвестор в здравом уме не станет.
Вадим СТАРОДУБЦЕВ