Для финансово-промышленной группы “Приват”, кроме проблем крупнейшего в стране авиаперевозчика — “АэроСвита”, начало нового года ознаменовалось сложностями еще в одном направлении бизнеса — торговле продуктами нефтепереработки.
В центре пристального внимания налоговиков оказались автозаправки принадлежащей “Привату” крупнейшей в Украине сети розничной продажи топлива, состоящей из более полутора тысяч АЗС по всей стране, которые работают под брендами “Авиас”, “Укрнафта” и АNP.
По крайней мере, как сообщали нечуждые “Привату” СМИ, проверки АЗС этих сетей налоговиками, сопровождавшиеся конфискацией топлива, с начала года были произведены в Житомирской, Черновицкой, Харьковской и Винницкой областях. А на Житомирщине еще перед Новым годом была остановлена работа нефтебазы в городе Калиновка, которая обеспечивала топливом около полусотни заправок ANP, “Авиас” и “Укрнафта”.
Налоговики, которым выполнить поставленную задачу по наполнению бюджета в этом году будет, судя по всему, очень непросто, в свою очередь объясняют, что проверки на АЗС проводятся исключительно в рамках реагирования на жалобы граждан Украины относительно невыдачи расчетных документов и низкого качества продаваемых горюче-смазочных материалов.
Пока что эксперты рынка довольно осторожно комментируют рейды налоговой на АЗС “Привата”. Как рассказал “Комментариям” президент Ассоциации операторов рынка нефтепродуктов Украины Леонид Косянчук, проблемы принадлежащей “Привату” сети автозаправок с фискальными органами периодически возникали и ранее.
“Там проблемы на самом деле существуют уже давно. Стоит припомнить хотя бы подобные события, связанные с компонентами, которые они добавляли (в топливо — ред.). Эта компания характеризируется тем, что она оптимизирует налогообложение, где только может. Почему проверяют именно сейчас и именно в этих областях — я ничего не могу сказать. Наверное, есть какие-то основания”, — отметил Леонид Косянчук.
Долгую историю непростых взаимоотношений принадлежащей “Привату” сети автозаправок с госорганами подтверждает и директор ООО “Консалтинговая группа “А-95” Сергей Куюн.
“Мы не в первый раз видим нарекания на работу данных сетей со стороны налоговой. Нужно дождаться официального заявления налоговиков, потому что мне кажется, что они также не от нечего делать этим интересуются. На данном рынке есть очень большие проблемы с торговлей фальсификатом и с качеством топлива. Я не говорю, что это относится именно к данной сети. Но я могу сказать, что в целом озабоченность данной тематикой присутствует, поэтому то, что службы занялись этим вопросом, можно только приветствовать. Единственное, на что хочется надеяться, что под этими действиями действительно есть желание разобраться в ситуации, желание наказать нарушителей, а не какие-то очередные разборки или желание оказать давление на участников рынка”, — высказал мнение Сергей Куюн.
Отметим, что после остановки в марте прошлого года второго по мощности в Украине Лисичанского НПЗ, под контролем группы “Приват” оказалась чуть ли не вся цепочка переработки и реализации нефтепродуктов отечественного производства, которые составляют менее трети объема внутреннего рынка. И нефтедобывающая компания “Укрнафта”, и крупнейший нефтеперерабатывающий завод страны Кременчугский, продукция которого реализируется через принадлежащую днепропетровской же группе сеть АЗС, контролируются группой “Приват”.
Но, по мнению президента Ассоциации операторов рынка нефтепродуктов Леонида Косянчука, даже если “Приват” по примеру своих ферросплавных заводов остановит последний работающий НПЗ в Украине, это никак не отразится на отечественном рынке топлива.
“Сегодня поставки топлива в Украину диверсифицированы, оно поступает более чем из 15 источников. Демарш практически единственного в Украине нефтеперерабатывающего завода, даже если он остановится, ни на что не повлияет, потому что этот завод работал исключительно на сеть “Привата”, а в оптовом сегменте рынка он вообще не присутствовал. Трагедии для рынка я не вижу абсолютно никакой. Это будет влиять только на личный бизнес Коломойского, больше ни на что это не повлияет”, — сказал Леонид Косянчук.
В целом можно отметить, что других участников рынка, работающих преимущественно с импортным топливом проблемы сетей АЗС, как и других бизнесов “Привата”, мало волнуют.
“Это частная сеть Игоря Валерьевича Коломойского, какие отношения у него и с кем, и что он делает, начиная с АэроСвита и заканчивая этими заправками — я не знаю”, — подчеркнул Леонид Косянчук.
Приходится констатировать, что к проблемам “Привата” в металлургии и коммерческой авиации грозит добавится еще одна отрасль — нефтеперерабатывающая, где до недавнего времени ФПГ чувствовала себя довольно уверенно.
Сегодня сложно говорить, насколько “Приват” контролирует ситуацию с “АэроСвитом”, учитывая назначение судом распорядителем имущества компании в процессе банкротства арбитражного управляющего Леонида Талана, причастного к целому ряду аналогичных процессов на предприятиях группы “Приват”.
Кроме того, по крайней мере несколько странной выглядит ситуация, когда в прошедшие выходные сотни пассажиров АэроСвита ожидали задержанных рейсов, в то время как дальнемагистральный 220-местный Boeing 767 компании выполнил чартерный рейс из Киева на Карибские острова, вернувшись обратно в Борисполь через Женеву с 14 пассажирами на борту.
Также туманным остается будущее еще одного проблемного для Коломойского направления бизнеса. Еще с 1 декабря полностью остановил производственные мощности входящий в группу “Приват” Запорожский ферросплавный завод, сетуя на несговорчивость властей в вопросе дотаций на электроэнергию. Также практически остановлен подконтрольный “Привату” Стахановский завод ферросплавов.
В целом сложная ситуация в которой одно за одним оказался целый ряд предприятий одной из крупнейших финансово-промышленных групп Украины не может не настораживать. К примеру, то, что сопоставление всех последних проблем “Привата” дает повод предположить, что они неслучайны и могут означать давление со стороны властей, допускает экс-уполномоченный Президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский.
“Я думаю, что это неслучайно, и такое совпадение следует заземлять на собственнике этих бизнесов — Игоре Коломойском. Это фактически конфликт между элитами. Я ничего не хочу говорить позитивного или негативного о Коломойском, но то, что он является несколько инородным телом по отношению к сегодняшней власти — это факт. И на сегодняшний день все выглядит так, что власть заставляет его быть более сговорчивым”, — отметил Соколовский.
К чему может привести подобный конфликт элит, если собственник “Привата” пойдет на решительные действия, можно только догадываться. Ведь в распоряжении Коломойского остается как минимум значительное влияние в информационном поле Украины, а также крупнейший в стране банк, вокруг способности которого обвалить финансовую систему страны споры в среде экспертов продолжаются уже далеко не первый месяц.
Михаил ОРЛЮК
Что скажете, Аноним?
[20:31 29 ноября]
[19:12 29 ноября]
[10:13 29 ноября]
19:00 29 ноября
18:50 29 ноября
18:40 29 ноября
18:10 29 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.