Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Кодекс — шанс. А не приговор

[16:34 17 ноября 2010 года ] [ День, № 210, 17 ноября 2010 ]

Тысячи предпринимателей от Севастополя до Сум и от Франковска до Харькова протестуют против непродуманных налоговых новаций.

Вчера Верховная Рада начала второй раз “читать” проект Налогового кодекса. И премьер-министру Николаю Азарову, конечно, хотелось бы, чтобы финансовая конституция страны лилась как песня — без запинок, и была принята во втором чтении всего за один день. Об этом премьер сказал в ходе прямой телефонной линии, устроенной одним из СМИ.

Понятно, для него это был бы наилучший вариант, поскольку незамедлительное принятие Кодекса позволяет вплотную приступить к бюджетному процессу, начало которого и без того затянулось. Увы, Азаров в такой ход событий и сам не очень-то верил. Поэтому добавил: “Определенная часть людей, занятых в бизнесе, аплодировать Налоговому кодексу не будет. Они будут выходить, протестовать, а мы будем пытаться найти компромиссы”. Тут Николай Янович непроизвольно вступил в противоречие сам с собой, поскольку не только рабочего парламентского дня, но и полных суток не хватит, чтобы обсудить и убрать все имеющиеся претензии бизнеса к этому внушительному по объему законопроекту. Тем более, что и большинство, и оппозиция в Раде были за то, чтобы рассматривать его постатейно. Ведь только фракция БЮТ внесла в проект Налогового кодекса около 800 поправок. “На своих поправках мы будем настаивать”, — пригрозил накануне глава фракции БЮТ Иван Кириленко.

На это лидер фракции Партии регионов Александр Ефремов отреагировал весьма креативно и одновременно по-большевистскому жестко. Он поставил оппозицию перед выбором: если обойдется без блокирования трибуны, то обсуждение будет идти в постатейном режиме, с учетом всех замечаний. В противном случае, по словам регионала, большинство будет вынуждено принимать этот документ “в ускоренном режиме”. Ефремов добавил: если работать не будут давать, то “ошибки, которые изначально могут быть заложены в этом документе, не будут исправлены”.

Так что, скорее всего, самый точный срок для рождения Кодекса определил, исходя из реальных обстоятельств, первый вице-премьер Андрей Клюев, который от имени правительства просил парламент принять этот важнейший документ до конца недели. Он обещал, что в этом случае правительство 2 декабря внесет в парламент проект госбюджета, и предполагал, что Новый год Украина встретит, как и полагается, с утвержденной главной сметой страны.

Зато Азаров угадал про отсутствие аплодисментов. Еще в понедельник его мысль подтвердили предприниматели Львова. Они протестовали против принятия Налогового кодекса и требовали, чтобы правительство село с ними за стол переговоров. Участники акции стучали пластиковыми бутылками и металлическими мисками и скандировали: “Прочь Налоговый кодекс!”, “Прочь Азарова!”. На их транспарантах было написано: “Ваш кодекс нашим не будет!”, “Мы — за честные налоги”, “Кодекс Азарова — Тигипко — венок на могилу малого и среднего бизнеса”. Во вторник львовяне концертировали со своими лозунгами и импровизированными инструментами уже в столице и вместе с другими пикетчиками и митингующими оказывали шумовую поддержку парламентской оппозиции в Раде.

Но самое интересное, что за постатейное голосование и внесение многочисленных поправок в Кодекс выступило и такое вполне лояльное к нынешней власти бизнес-объединение, как Украинский союз промышленников и предпринимателей. Экономический совет УСПП, заседавший в понедельник, принял обращение к руководству страны, в котором настаивает на том, что основной задачей Кодекса должна быть гармонизация интересов государства и бизнеса, построение между ними равноправных, партнерских отношений. Члены совета обеспокоены тем, что не увидели в проекте, подготовленном к обсуждению в Раде, решений, согласованных соответствующими рабочими группами. В конечном варианте Кодекса, как указывается в обращении, остались статьи, “разрушающие условия работы малого и среднего бизнеса, заставляющие его уходить в тень, сокращать рабочие места, платить заработную плату в конвертах”. Авторы подчеркивают, что это “создаст социальную напряженность и приведет к разрушению доверия населения к власти”. В частности, представители предпринимательского сообщества отмечают, что в проекте Налогового кодекса отсутствуют нормы, направленные на поддержку национального производителя — потребителя импортного оборудования, материалов, комплектующих для высоких технологий. Об этом, в частности, с горечью говорил на заседании экономического совета вице-президент УСПП, президент группы компаний “Адамант” Иван Петухов. По его словам, используемый в Кодексе термин “обычная цена”, может уничтожить весь украинский IT-сектор, оборудование для которого в стране вообще не выпускается. Большой вред сфере высоких технологий, по мнению предпринимателя, принесет и запрет работать на упрощенной системе налогообложения специалистам по IT-аутсортингу.

Свое возмущение коррупцией в стенах Верховной Рады при подготовке Налогового кодекса высказала на экономическом совете УСПП генеральный директор Ассоциации “Укрлегпром” Валентина Изовит. По ее словам, для этого срочно создавались никого не представляющие, но успешно лоббировавшие свои вопросы ассоциации. Тут кто-то из присутствовавших не без сарказма заметил: коррупция в парламенте — это что, новая информация? А народный депутат, президент УСПП Анатолий Кинах подтвердил, что в последнее время парламентский комитет по вопросам налоговой и таможенной политики, действительно, работал не прозрачно. Позже, на брифинге для журналистов, отвечая на вопрос “Дня”, Кинах говорил о завуалированном намерении неизвестных авторов Налогового кодекса уничтожить малый бизнес в Украине. Об этом, по его словам, свидетельствует то, что Кодекс запрещает юридическим лицам относить на себестоимость своей продукции товары и услуги, произведенные предприятиями, работающими по упрощенной системе налогообложения... Кинах еще раз отметил, что “такие решения принимались вопреки достигнутым ранее согласованиям, в непрозрачном режиме, без уведомления”.

Так уличные протесты, по сути, сомкнулись с обоснованной профессиональной критикой не до конца продуманных налоговых новаций, исходящей из недр самого же правительственного большинства. Будет ли этого достаточно для того, чтобы в дело включилась политическая воля, которой у Партии регионов, как оказалось, в избытке, чтобы оперативно навести порядок и в Кодексе, и в собственных рядах? Но регионал Владиcлав Лукьянов, похоже, предполагает, что спешка тут неуместна. По его словам, вероятная отсрочка вступления в силу отдельных статей Кодекса (до второго квартала или даже второго полугодия) позволит выработать лучшие механизмы их применения и администрирования.

Комментарии

Петр ПОРОШЕНКО, председатель совета Национального банка Украины:

— До сих пор, мне кажется, не хватало определенности ни у общества, ни у власти: для чего мы принимаем Налоговый кодекс. По моему глубокому убеждению, Налоговый кодекс должен приниматься для стимулирования экономики Украины и посткризисного развития государства. Украинская экономика должна быть конкурентоспособной по отношению к другим странам, с которыми нам придется бороться за рынки сбыта, прямые иностранные инвестиции... Пока еще наши конкурентные преимущества, к сожалению, разрушаются. А Налоговый кодекс, вынесенный на рассмотрение Верховной Рады Украины, полностью соответствует вышеупомянутым требованиям, которые могут стимулировать поступательное развитие отечественной экономики.

Вместе с тем, я считаю, чрезвычайно опасной попытку не реформировать налоговое законодательство, искусственно затягивать этот процесс. Ведь риски, связанные с этим, намного больше, чем те, которые может нести проект налоговой реформы. Я убежден, что большинство протестов связано сегодня с тем, что люди неинформированы, и не знают о том, насколько это серьезно. А часть не имеет своей четкой принципиальной позиции, поэтому поддается манипуляциям.

Владимир КОТЕНКО, партнер, руководитель налогово-юридической практики в Украине консалтинговой компании “Ernst&Young”:

— Если учитывать последние поправки, то проект Налогового кодекса существенно изменился по сравнению с предыдущими вариантами. По-моему, он стал более взвешенным. Но, в то же время, он все еще далек от совершенства. Любой юрист может привести в настоящем документе много двусмысленностей или других замечаний...

Если Налоговый кодекс будет введен с 1 января, как и планировалось, это будет большим стрессом для общества. Вместе с тем, налоговую реформу нужно проводить. В этом нет сомнений. Но в данном процессе следует искать общественный консенсус. Налоговой реформы не нужно бояться, примеры чего мы сейчас видим. Чтобы достичь понимания сути реформы в обществе, получить его поддержку, правительство в течение длительного времени должно проводить разъяснительную работу относительно инструментов ее внедрения.

Вячеслав БЫКОВЕЦ, первый вице-президент Союза предпринимателей малых, средних и приватизированных предприятий Украины:

— Если Верховная Рада проголосует за Налоговый кодекс в нынешней редакции, то очень многие субъекты ведения хозяйства просто прекратят свою деятельность. Те же, кто захочет работать по “упрощенке”, уволят своих наемных работников, чтобы уложиться в норму, предусмотренную Налоговым кодексом. А много будет и таких, кто будет работать в тени...

Мы неоднократно говорили, что Украине нужна налоговая реформа. Но если ее провести, заставив людей работать по такому Налоговому кодексу, то лучше от этого совершенно не будет.

Сергей ТЕРЕХИН, бывший председатель Комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики:

— Мораль нынешнего варианта кодекса — переложить налоговое бремя с крупных корпораций на маленьких людей. А должно быть наоборот. Та спешка, с которой проект кодекса пытаются протянуть в Верховной Раде, вызывает подозрения, все ли там чисто. У нас сегодня половина ВВП в “тени”, а если в таком несовершенном варианте настоящий документ будет принят, то будет еще больше. Взятки увеличатся, налоговики станут ездить на Майбахах. Легально будут работать лишь наемные работники в крупных корпорациях.

Я прекратил соревнование за поправки к документу в знак солидарности с пикетчиками, стоящими около Верховной Рады, потому что не считаю, что можно улучшить философию этого кодекса. Однако считаю, что все мои предложения актуальны. Я просто не хотел быть клоуном, потому что большинство голосует не по логике налогового упрощения, а как скажут.

Владислав ЛУКЬЯНОВ, первый заместитель председателя Комитета ВР по вопросам бюджета:

— Акции протеста свидетельствуют о плохой коммуникации в процессе обсуждения проекта документа. Ведь сам кодекс прогрессивен: он улучшит систему взыскания налогов, а ряд неэффективных налогов вообще сокращается...

По-моему, не нужно откладывать принятие Налогового кодекса. Документ следует рассматривать конструктивно и дорабатывать все изменения, которые будут приниматься дополнительно, вместе с бизнесом. Нужно работать в рабочих группах, на круглых столах, готовить предложения к конкретным статьям кодекса, а не ставить друг другу ультиматумы. По-моему, до конца недели будет проголосован основной текст документа. Введение же в действие отдельных статей кодекса может быть отложено на определенное время (на один-три квартала).

Алла ДУБРОВЫК, Наталия БИЛОУСОВА, Алексей САВИЦКИЙ, Виталий КНЯЖАНСКИЙ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.