На нем, скорее всего, будет принят ряд решений, ведущих к перераспределению сфер влияния в судебной системе. Естественно, в пользу новой властной команды.
Сегодняшнее заседание комитета Рады по правосудию ожидается с особенным интересом — в свете избрания нового президента и близящегося формирования новой парламентской коалиции. Регионалы даже не скрывают намерения перенастроить правила игры в судах на законодательном уровне. А, как известно, зачастую важные решения окончательно принимаются именно в парламентских комитетах, после чего следует лишь легитимизация этих решений в сессионном зале.
Интриги грядущему заседанию комитета добавляли очевидные кулуарные игры с повесткой дня. Официальный анонс данного мероприятия появился еще во вторник, но председатель комитета Сергей Кивалов (Партия регионов) не подписывал повестку заседания в течение всего дня. Хотя не совсем понятно, зачем анонсировать заседание, если не утверждены темы, которые там будут обсуждаться.
Такого рода ситуации зачастую свидетельствуют о намерении продавить те или иные решения, лишив оппонентов доступа к информации. Оппонент у господина Кивалова в последние годы один — председатель Верховного суда (ВСУ) Василий Онопенко. Однако текущая ситуация, когда законодательный процесс от начала до конца попадает под существенный контроль регионалов, создает условия не только для победы над главным соперником, но и для максимально выгодного переформатирования правил игры в судах.
Чем займется комитет
Как стало известно “Экономическим известиям”, неофициальная повестка, блуждавшая в кулуарах комитета, не содержала резонансных вопросов. Больше всего внимания привлекали законопроекты №4400 и №4401 (авторы — замглавы фракции БЮТ Андрей Портнов и близкие к нему депутаты), предусматривающие введение автоматизированных систем документооборота, в том числе автоматизированного распределения дел между судьями, в системах хозсудов и судов общей юрисдикции. Все они повторяют положения уже вступившего в силу аналогичного закона, только для системы админсудов.
Теоретическая идея документов заслуживает всяческих похвал — лишить руководителей судов главного инструмента манипуляции судебными решениями, связанного с ручным распределением дел. Более того, за вмешательство в работу таких систем предусматривается уголовная ответственность.
Однако практическая реализация этой идеи хромала на все конечности. В частности, необходимые на эти цели 46 млн. грн. выделялись только в проекте госбюджета-2010, хотя сам закон вступал в силу с 1 января 2010 г. Как следствие, часть админсудов осталась без этих систем, у других работают разнотипные системы с разнящимся набором функций и т.д.
Такое положение дел уже привело к попытке дисциплинарного преследования главы Киевского апелляционного админсуда (КААС) Анатолия Денисова. В самый разгар избирательной кампании регионалы заинтересовались, почему господин Денисов не выполняет закон и продолжает распределять дела в ручном режиме. Хотя сам глава КААС в конце декабря на всех высоких судейских мероприятиях предупреждал, что его суд не сможет работать в новых законодательных условиях.
Помимо этого, в не подписанной Сергеем Киваловым повестке значились вопросы, связанные с деятельностью третейских судов, некоторыми изменениями в процессуальных кодексах, исполнением решений Европейского суда по правам человека и т.д.
Чего ждут от комитета
Но основное внимание лиц, влияющих на политику судебной системы, приковано к совершенно другим вопросам. Во-первых, как сообщали “Экономические известия”, неделю назад комитетское большинство, сплоченное вокруг Сергея Кивалова, запустило работу по повторной подготовке ко второму чтению судебно-правовой реформы образца 2008 г. Речь идет о законопроектах №0916 и №0917, которые в текущем виде предусматривают существенное урезание (фактически уничтожение) полномочий ВСУ и его председателя. В том числе сводится к минимуму влияние лидеров ВСУ и Совета судей Украины на назначение и увольнение руководителей судов. Понятное дело, что упомянутые документы, от радикализма которых в 2008 г. не все сторонники господина Кивалова были в восторге, претерпят определенные изменения. Но ни у кого сегодня не вызывает сомнений глобальный эффект законопроектов и характер их направленности.
Во-вторых, еще с конца прошлого года в комитете готовится ко второму чтению законопроект №1122-1, регулирующий процедуру назначения председателей судов и их заместителей. Под знаком борьбы ВСУ и регионалов за этот ключевой кадровый ресурс в судах прошли последние несколько лет. Но сегодня последние вполне в состоянии реализовать свои теоретические взгляды по поводу данной процедуры.
В-третьих, в прошлый раз на неделю было перенесено рассмотрение законопроекта №6118 (авторы — Сергей Кивалов, первый вице-спикер Александр Лавринович и литвиновец Николай Рудченко), предусматривающего существенное упрощение процедуры создания и ликвидации судов, а также другие важные изменения. Все эти и другие инициативы вполне могут рассматриваться на сегодняшнем заседании комитета. Тем более что и пункт повестки “Разное” никто не отменял.
Андрей УМАНЕЦ
Что скажете, Аноним?
[13:40 26 ноября]
[11:40 26 ноября]
16:00 26 ноября
15:40 26 ноября
14:45 26 ноября
14:30 26 ноября
14:10 26 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.