Это произошло менее чем через год после ее подписания вопреки прогнозам скептиков, предрекающих, что документ еще долго будет ждать одобрения.
Нормы новой конвенции балансируют между двумя целями, преследуемыми правительством Украины: обеспечить дополнительные вливания средств в государственную казну, но не “спугнуть” бизнес с Кипра.
Фискальная нагрузка повышена ровно настолько, насколько возможно, чтобы работать через островную республику все-таки оставалось выгодно.
Впрочем, сравнительная привлекательность кипрской юрисдикции в разрезе отдельных видов операций все-таки понизилась, и это в некоторых случаях побуждает рассмотреть альтернативы.
Например, роялти за пользование объектами промышленной собственности, выплачиваемое резидентам Кипра, будет облагаться в Украине по ставке 5%, тогда как аналогичные выплаты в адрес нидерландских компаний, например, облагаются по нулевой ставке.
Однако прежде чем делать выбор в пользу страны, соглашение с которой предусматривает меньшую ставку, нежели конвенция с Кипром, необходимо учесть все значимые факторы.
Среди них — применимая ставка иностранного налога, стоимость создания и содержания компании в соответствующей юрисдикции, стоимость реинвестирования средств в Украину, если таковое предполагается.
Это требует глубокого всестороннего анализа, результат которого, вполне возможно, все-таки укажет на Кипр.
Конвенция также таит несколько подводных камней.
Так, внедрение концепции “бенефициарного собственника доходов”, пришедшей из Модельной конвенции ОЭСР, снижает надежность и привлекательность тех структур, в которых кипрская компания является транзитным пунктом в движении капитала между Украиной и классическими офшорами или иными юрисдикциями.
Некоторые положения новой конвенции, например, статья 9, перекликаются с грядущими нововведениями налогового законодательства Украины в части внедрения принципа трансфертного ценообразования.
Косвенно они создают почву для осуществления налоговыми органами мониторинга цен в операциях с участием кипрскими компаний на предмет их экономической обоснованности.
Обращает на себя внимание плохо проработанная процедура вступления конвенции в силу. В статье 26 указано, что она вступает в силу с момента ее ратификации в обоих странах и обмена уведомлениями по этому поводу.
Иными словами, после вступления в силу закона о ратификации, с 7 августа 2013 года, для вступления в силу конвенции необходимо, чтобы Кипр и Украина обменялись официальными сообщениями по дипломатическим каналам. Это может быть сделано быстро после завершения процедур на кипрской стороне.
Также в этой статье указано, что ее положения будут применяться лишь со следующего года после вступления документа в силу — с 1 января 2014 года. То есть новые ставки налогов на репатриацию будут применяться с указанной даты.
Однако есть проблема с тем, до какого момента используется старая конвенция. При переводе документа на украинский язык была допущена серьезная неточность, касающаяся момента прекращения действия старой конвенции.
В украинском варианте тексте указано, что старая конвенция прекращает свое действие с момента вступления в силу новой конвенции — момент обмена официальными сообщениями о ратификации в обоих государствах.
В английском же варианте используется термин comes into effect, что означает момент начала применения новой конвенции — 1 января 2014 года.
Article 26 ENTRY INTO FORCE |
Стаття 26 |
1. This Convention shall enter into force on the date of receipt of the later of these written notifications and shall thereupon have effect… |
1. Ця Конвенція набирає чинності з дня отримання останнього письмового повідомлення, і її положення застосовуються... |
2. The Convention between the Government of the Union of Soviet Socialist Republics and the Government of the Republic of Cyprus for the avoidance of double taxation of income and property signed on 29.10.1982 shall be terminated on the date that this Convention comes into effect. |
2. Угода між Урядом Союзу Радянських Соціалістичних Республік та Урядом Республіки Кіпр про уникнення подвійного оподаткування доходів та майна, підписана 29.10.82, припиняє дію з моменту набрання цією Конвенцією чинності. (Тут повинен був бути переклад “з моменту застосування цієї Конвенції”.) |
Иными словами из-за неточного перевода украинские налоговые органы будут иметь возможность утверждать, что определенный период времени ни старая конвенция, ни новая конвенция не действовали, и будут, например, требовать уплату полной ставки налога на репатриацию — 15%.
Разумеется, есть определенные факторы, на которые необходимо ссылаться.
1. Согласно положениям новой конвенции в случае разночтения между украинской и английской версиями превалирует английская версия. Однако мы предполагаем, что данный аргумент и ссылки на аутентичный английский текст будут сложными для украинских налоговых органов.
2. В соответствии с положениями старой конвенции в случае прекращения ее действия приведенные в ней льготные процентные ставки должны применяться до конца соответствующего календарного года.
Нельзя не отметить и позитивную сторону изменений: исчезла неопределенность. Теперь, когда окончательно утверждены новые правила игры в операциях с Кипром, и вопрос об их изменении снят с повестки дня, долгосрочное налоговое планирование в отношении этого государства стало менее рисковым.
Евгений КРАВЦОВ, старший юрист ЮФ “Астерс”
Что скажете, Аноним?
[12:15 25 ноября]
[10:10 25 ноября]
[07:00 25 ноября]
21:00 25 ноября
16:00 25 ноября
14:30 25 ноября
14:00 25 ноября
13:30 25 ноября
12:30 25 ноября
12:00 25 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.