Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

“Киборги” на защите Украины: как родилась легенда Донецкого аэропорта

[08:00 15 октября 2020 года ] [ Апостроф, 14 октября 2020 ]

Благодаря стойкости украинских воинов, аэропорт продержался 242 дня.

В Украине 14 октября празднуется День защитника Украины. Важным символом защиты нашей Родины является оборона Донецкого аэропорта в 2014-2015 годах. Именно благодаря самоотверженным действиям украинских бойцов, получивших прозвище “киборги”, аэропорт продержался целых 242 дня. А особенно тяжелым оказался октябрь 2014 года, когда боевики бросили в бой буквально все что возможно. И причина очень проста — главарь “Донецкой народной республики” Александр Захарченко публично пообещал взять аэропорт к дню рождению своего кумира — президента РФ Владимира Путина (7 октября). Его поддержали также наиболее одиозные “полевые командиры” с позывными “Гиви” и “Моторолла”, бандформирования которых были стянуты под аэропорт и стало главной ударной силой.

О событиях шестилетней давности, о стойкости украинских “киборгов” вспоминает военный историк, научный сотрудник Черниговского областного исторического музея им. В. Тарновского Михаил ЖИРОХОВ.

Гарнизон

По состоянию на начало октября 2014 года, основу обороны Донецкого аэропорта составляли десантники 79-й аэромобильной бригады. 4-го числа в новый терминал (вернее, то, что от него осталось после нескольких месяцев боев) вошла сводная группа, усиленная бойцами 95-й аэромобильной бригады. Одновременно 79-я заняла старый терминал, сменив 93-ю механизированную (последние бойцы вышли в ночь на 3 октября). Цементирующую роль при этом играли добровольцы “Правого сектора”, которые на тот момент стояли на обеих позициях.

Бойцы Правого сектора

Фото: Архив автора

Нельзя не отметить, что, например, численность гарнизона нового терминала была минимальной 10 человек из 79-ки, 20 — из 95-ки и 5 “правосеков”. И связано это было с тем, что фактически укрытий было минимальное количество. Терминал, построенный из современных материалов, после регулярных артиллерийских обстрелов, представлял собой колонны и монолитные перекрытия между ними, стен из гипсокартона уже не было. Понятно, что такими силами перекрыть территорию в 300 метров в длину и 150 в ширину с несколькими этажами было нереально, поэтому в какой-то момент был сделан акцент на создание минно-взрывных позиций на угрожаемых направлениях.

Начало

Первый серьезный штурм боевики и поддерживающие их россияне предприняли уже 2 октября. Тогда за сутки при поддержке четырех танков и мобильных огневых точек, оснащенных ЗУ-23-2 они организовали две атаки. И откатились с серьезными потерями.

Зато на следующий день им удалось под прикрытием дымовых шашек захватить первый этаж старого терминала. Наши бойцы провели контратаку и смогли отбросить врага. Правда, стоило это пяти погибших бойцов.

Как вспоминал десантник Ярослав Погорелый: “3 октября был тяжелый бой. Мы отбили штурм. “Сепары” понесли огромные потери и уже не могли наступать. Хорошо сработала наша артиллерия и подбила их танки. И это был даже не день рождения “товарища” Путина”.

Только благодаря активной работе артиллерии в октябре 2014 года удалось удержать Донецкий аэропорт без серьезных потерь среди личного состава. На фото “Мста-Б” из состава 55-й артиллерийской бригады “работают” по ДАП

Фото: Архив автора

Следующие дни были наполнены постоянными атаками боевиков.

Один из бойцов 79-й бригады с позывным “Скорпион” рассказывал: “Я был в Донецком аэропорту с 2 по 10 октября. Вместе со 2-й ротой мы попали туда. В тот период сепаратисты активно штурмовали, у них был задача — “отжать” аэропорт к дню рождению Путина... Так вот, каждое утро приезжали три грузовика с сепаратистами, они разгружались и шли на нас штурмом. Мы их уничтожали. На следующий день все повторялось снова”.

Рождение “киборгов”

Именно с этими боями как правило связывают и появление мифа среди боевиков о том, что аэропорт защищают не люди, а киборги. Разные бойцы по разному рассказывают эту историю, но большинство сходятся на том, что впервые они услышали об этом из перехвата вражеских радиопереговоров.

Есть, правда, и версия от “Правого сектора” — мол, такое уважительное прозвище появилось после боя 3 октября, когда в старом терминале удалось отбить атаку “омского спецназа”. Как бы то ни было, но именно в начале октября 2014 года определение “киборги” стало входить как в повседневный обиход, так и понемногу проникать в СМИ.

Окончательно легенда сформировалась 12 октября, после одного из выступлений тогдашнего президента Петра Порошенко, в котором он упомянул об отважных украинских воинах, которые держат оборону Донецкого аэропорта и которых сами враги назвали “киборгами”.

Мгновения войны

Фото: Архив автора

Медийной раскрутке послужил также визит военного фотографа газеты The Los Angeles Times Сергея Лойко. Он пробыл в ДАП четыре дня и сделал просто невероятное количество запоминающихся портретных фотографий защитников. Позднее эта серия была опубликована в качестве иллюстрации к репортажу Лойко и термин “киборги” стал узнаваемым мемом и на Западе.

Артиллерийский ад

Понимая, что медийно они проигрывают по всем направлениям, россияне бросили в бой буквально все силы, сделав акцент на массированное использование артиллерии, а особенно реактивной. Примерно в это время появились сообщения о том, что в боях активно применяется такое разрушительное оружие, как 240-мм самоходные минометы “Тюльпан” российской армии. Летом 2014 года они уже применялись при штурме российскими подразделениями Луганского аэропорта, поскольку ничем другим разрушить железобетонный бункер на территории ЛАП было невозможно.

Фактически к тому времени гарнизон ДАП попал в окружение — каждый рейс по взлетке с ротацией личного состава, продовольствием, водой и боекомплектом был смертельно опасным, так как все простреливалось противником. На тот момент вся доставка осуществлялась БТРами десантников, исключительно экипажами, состоявшими из добровольцев.

Донецкий аэропорт, съемка с дронаФото: Архив автора

Вот характерные воспоминания бойца 74-го отдельного разведывательного батальона Михаила Кучеренко: “Погрузились в три БТР, по семь человек в каждый, пооткрывали верхние люки, чтобы все не сгорели, если попадет снаряд, и поехали. Когда выехали на взлетку, БТР набрал такую скорость (а была ночь, фары выключены), что я даже начал молиться. Помню, поставил руку перед глазами, чтобы если броню пробьет, то хоть бы глаза уцелели. Мы подъехали к новому терминалу, десантники уже заняли круговую оборону. И тут началась такая стрельба, что стало светло как днем”.

Однако к концу месяца интенсивность боев за развалины Донецкого аэропорта сошла на нет — по данным нашей разведки бандформирования боевиков “Восток” и “Оплот” были отведены из-за больших потерь личного состава на переформирование. Противник практически прекратил лобовые атаки, перейдя исключительно на обстрелы и блокирование возможностей для снабжения гарнизона.

А впереди был не менее горячий ноябрь...

Михаил ЖИРОХОВ

 

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.