Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Какой след в архитектуре Киева оставит современность?

[11:33 27 мая 2011 года ] [ День, № 90-91, 27 мая 2011 ]

Вчера столичная власть представила Президенту Украины Виктору Януковичу проект Стратегии развития Киева до 2025 года.

Кроме важных для киевлян экономических, социальных, экологических показателей, в нем говорилось и об архиважных для остальных украинцев и сторонников колыбели Киевской Руси вопросах — стратегии застройки города.

Хотя исторический центр Киева, невзирая на все посягательства, все еще опирается, стряхивает с себя невзрачные строительные опоры и продолжает беречь свое лицо свидетеля столетней истории, эта оборона дается ему каждый раз тяжелее. Сегодня архитектурный ансамбль центральной части столицы — это живые мостики. Есть ли шанс их уберечь и как сделать так, чтобы жизнь киевлян и гостей города стала комфортнее с архитектурной точки зрения, но не навредило бы бесценному архитектурному наследству столицы, “День” в канун празднования Дня Киева спросил начальника коммунальной организации “Институт генерального плана” Сергея БРОНЕВИЦКОГО.

— Одним-двумя предложениями опишите Концепцию развития Киева до 2025 года. В чем вы видите свою основную задачу как архитектора?

— На основе собранных и проанализированных данных о состоянии города Киева разработать максимально оптимальный Генеральный план застройки столицы, который бы учитывал основные принципы, предусмотренные в Стратегии экономического развития и Концепции развития Киева до 2025 года.

Так, в частности, в Концепции определены приоритеты развития транспорта. Ведь очевидна необходимость строительства новых дорог. В данный момент в Киеве на один квадратный километр площади города приходится всего 2,5 километра магистральных дорог. Например, в других европейских городах этот показатель составляет 6—8 километров на один квадратный километр площади. В Москве — 4 километра. Киев значительно отстает, но уже до 2025 года эта ситуация будет исправлена. Планируется построить новые дороги, что позволит достичь такого показателя, как у наших северо-восточных соседей — четыре к одному.

Концепция развития Киева предусматривает два новых моста, строительство которых уже началось. Это Подольский мостовой переход и Южный железнодорожно-автодорожный мост. Также запланировано построить семь подземных транспортных тоннелей. В основном, это будут автомобильные пути, но в некоторых из них будет проходить линия метрополитена.

— И где их планируется построить?

— Первый пройдет от площади Победы до станции метро “Левобережная”, второй будет представлять собой продолжение железнодорожного моста под Зверинецкой горой с выходом на улицу Киквидзе. Третий — это дублер малой окружной дороги, который будет выходить на улицу Кировоградскую. Четвертый тоннель — это продолжение Подольского мостового перехода от улицы Фрунзе до улицы Артема. Пятый соединит Набережно-Крещатицкую с Оболонью и будет выходить на улицу Героев Сталинграда. Еще два тоннеля пройдут на севере и юге столицы, они будут замыкать Большую окружную дорогу на севере и юге. Необходимость последнего обусловлена еще и тем, что на левом берегу планируется строительство нового жилого микрорайона.

— Какие показатели увеличения жилищной застройки предлагаются в Концепции?

— Концепция предусматривает увеличить их до 28 миллионов метров квадратных жилья в течение следующих 15 лет. Эти же цифры, кстати, мы сейчас закладываем в Генеральный план.

Некоторые промышленные объекты с карты столицы таки исчезнут

 

— Помнится, что раньше у Киевской городской администрации была идея увеличить площади жилищных застроек за счет выноса промышленных предприятий за пределы столицы. Потом, как будто, от этой идеи отказались. Что по этому поводу говорит Концепция?

— Сегодня из 84 тысяч гектаров 6,5 тысяч занимают промышленные предприятия. Сегодня не все территории, занятые промышленными предприятиями, используются неэффективно. Поэтому было принято решение, что 1,5 тысячи гектаров изменят свое целевое назначение на многоэтажную жилищную и общественную застройку. На этих территориях будут построены жилые комплексы, объекты социальной инфраструктуры, торгово-развлекательные комплексы, офисные центры.

— Можете уже сказать, у каких именно предприятий будете забирать землю?

— Эти 1,5 тысячи гектаров — территория Нижней Телички, Корчеватого, Рыбальского полуострова, промышленных территорий Левобережья, Нивок и т. д. Но оборот “забирать землю” совершенно неуместен. Забирать землю никто ни у кого не будет. Сами владельцы предприятий заинтересованы в перепрофилировании земельных участков, которыми они пользуются. Владелец должен платить арендную плату за использование земельного участка, осуществлять другие платежи на его содержание, а если предприятие не работает — прибыли он не получает. Поэтому ему выгодно построить жилой или офисный центр и получить с этого прибыль.

Если предприятие успешно работает, никто его закрывать не будет. Перед тем как принять решение, какие именно 1,5 тысячи гектаров целесообразно перепрофилировать, мы неоднократно собирались совместно со специалистами Института генплана и Главного управления градостроительства и архитектуры Киева, советовались с владельцами предприятий, интересовались мнением Ассоциации предпринимателей, Главного управления промышленной политики КГГА.

Новый генплан должен исправить просчеты предшественника

— Давайте вернемся собственно к вопросу Генерального плана развития Киева до 2025 года. Раньше обещали, что он будет готов до дня Киева. Я так понимаю, что нет, что речь шла лишь о стратегии развития столицы. А когда же тогда ждать Генплан?

— Нам нужно еще две — три недели на доработку основных положений Генплана. Потом мы его представим на рассмотрение заказчика — Киевской городской государственной администрации. Я уверен, что до ноября мы закончим все чертежи Генплана. Тогда же передадим документ на экспертизу и уже в декабре — ноябре на сессии Киевского городского совета, надеюсь, Генплан будет утвержден.

— Чем принципиально будет отличаться новый Генплан от старого образца. И почему, собственно, так остро возникла его необходимость?

— Одна из причин разработки нового Генплана — это просчеты, допущенные разработчиками предыдущего генплана в прогнозировании количества населения и транспорта. Эти показатели были значительно занижены. На сегодняшний день количество населения растет намного быстрее, чем это было предусмотрено в действующем Генплане. По транспорту рост до 2025 года закладывался на уровне до 800 тысяч единиц, а уже два года назад мы достигли одного миллиона. К тому же территория города Киева не расширилась в полтора — два раза, как было предусмотрено де-юре ныне действующим Генпланом.

Кстати, в проекте нового Генплана мы не закладываем расширение территории, этот показатель остается на уровне 84 тысяч гектаров. Это дало нам возможность достичь определенных компромиссных решений с Киевским областным советом по многим вопросам: места размещения мусороперерабатывающих заводов, расширение территорий кладбищ, которые находятся за пределами Киева, но необходимы для столицы. Кладбища, действующие в пределах города, уже через 2—3 года исчерпают свой ресурс. Достигнуты определенные договоренности относительно определения территорий возможного размещения промышленных предприятий и жилья. Мы планируем активно развивать города-спутники, ведь не всегда оправданно строить жилье в пределах столицы...

Архитектуру Старого Киева спасет зонирование

— Однако кое-кто из экспертов критикует новый проект Генплана за то, что якобы в нем утверждаются все прошлые незаконные застройки, да еще и открываются пути для новых. Так ли это и что предусматривает Генплан относительно сохранения исторического центра столицы?

— Этот вопрос следует решать не только при помощи Генплана. Должен быть реализован комплекс мероприятий по сохранению исторического архитектурного наследия столицы.

В Генплане мы достаточно детально прописали раздел “О сохранении исторической среды”. Даже у нас, как у разработчика, и у Киевской городской администрации, как у заказчика, стали возникать вопросы относительно того, необходимо ли увеличивать в 2,5—3 раза территории буферных зон государственных заповедников Киево-Печерской лавры и Софии Киевской, как это предлагается. На мой взгляд, это делать нецелесообразно. Такой шаг повлечет значительные трудности с проектированием и строительством. Но хочу уверить, что расширение буферных зон будет, и довольно внушительное.

— А какое конкретно? Если в 2,5—3 раза многовато, то в сколько же достаточно?

— Пока однозначно ответить сложно. Мы, как проектировщики, предлагаем увеличить их в два раза. Но этот вопрос ещё будет обсуждаться с общественностью в том числе.

Однако речь не может идти о полном запрещении любого строительства в буферных зонах и историческом центре. Новое строительство необходимо — каждый период в истории должен оставить свой след в архитектуре. Ведь появляются новые технологии, новые требования к качеству городской среды, помещений, освещения, оформления, конструкций, меняются санитарно-гигиенические нормы. Мы не можем строить, используя методы, которые использовали 300 лет назад.

— Но след, о котором вы говорите, должен быть “адекватным”: во-первых, своим строительством не наносить вреда более “старым” соседям, во-вторых, не портить архитектурный ансамбль, и так далее.

— Конечно. Поэтому строительство в исторической части нужно привести к соответствующим регламентам, которые необходимо установить. Речь идет о предельной высотности, плотности застройки, количестве детских площадок, проценте зелёных насаждений и тому подобному.

— То есть до сих пор эти параметры не установлены?

— В Генплане мы начинаем решать эти вопросы, но, в основном, они будут отображены в документе, который будет называться планом зонирования города Киева.

В настоящий момент Главное управление архитектуры будет подавать свои предложения в бюджет города на 2012 год. Они будут посвящены выделению средств на разработку проекта плана зонирования Киева. Подчеркиваю, что после утверждения плана зонирования разрешительная система в строительстве значительно упростится. По новому законодательству, застройщик, имея земельный участок, обращается в Главное управление архитектуры за получением градостроительных условий и ограничений, а оно, в свою очередь, на основании Генплана и плана зонирования выписывает заказчику нужные регламенты. Сколько показателей будет, я пока сказать не могу. В настоящий момент Минрегионстроем разрабатываются государственные строительные нормы относительно состава плана зонирования, и по законодательству, они должны быть утверждены до 14 июня. После этого мы будем знать перечень регламентов и ограничений

— Правильно ли я вас поняла: рецепт сохранения исторического архитектурного наследия Киева разработчики Генплана видят в зонировании территорий столице?

— Да. В Генплане будет опорный план и план функционального зонирования территорий. То есть вся территория города разделена по целевому назначению: многоэтажная жилищная застройка, малоэтажная застройка, промышленная территория, общественные здания, транспортные зоны... Также будут определены градостроительные ограничения. Например, территории заповедников и ландшафтных парков, где строительство вообще вести нельзя.

Кроме того, в Генплане предусмотрен перечень территорий, застройка которых будет осуществляться лишь по согласованию с Министерством культуры. Потому что в городе Киеве много территорий, где есть памятники архитектуры.

Ответить сегодня на вопрос, какой мощности и какое сооружение появится на той или иной территории, Генплан не может. Это документ 10-титысячного масштаба. Именно поэтому и необходимы планы зонирования города и подробные планы территорий.

Транспортные проблемы решат “пересадочные узлы”

— Очерчивая основные принципы концепции развития Киева, вы так подробно рассказали о том, как планируете решить транспортную проблему в столице. Но никоим образом не очертили решение транспортных проблем центральной части города. Ведь здесь заторы — это очень привычная вещь. Кроме того, мощные транспортные потоки наносят также вред историческим зданиям. Расскажите подробнее, как в концепции развития столицы и в проекте Генплана специалисты предлагают решить этот вопрос?

— Транспортную проблему в столице породило несколько факторов. Во-первых, это большое количество автотранспорта; во-вторых — малая протяжность магистрального покрытия, нехватка развязок... Кроме того, в столице до сего времени отсутствовала автоматизированная система управления дорожным движением. Имеется в виду координация работы светофоров, регулировщиков, наличие парковок, запрещение хаотической парковки и тому подобное. Мировая практика свидетельствует о том, что на 15—20% можно оптимизировать транспортное движение только благодаря более чёткой логистической системе. В Киеве работа светофоров сегодня не отрегулирована по единой системе. Но уже с нового года это будет исправлено. Однако проблему хаотической парковки мы пока решить не можем, поскольку не имеем возможности предложить паркинги в центральной части города и в местах, приближённых к центру.

— Пока “нельзя”, а как её предлагает решить Генплан?

— В ближайшие 3—5 лет Киев должен построить значительное количество паркингов на территориях, граничащих с центральной частью столицы. Мировая практика свидетельствует, что ехать в центр вовсе не обязательно. Мы убеждены, что нужно создавать буферные зоны, так называемые пересадочные узлы. И там строить мощные паркинги.

— Что представляет собой такой “пересадочный узел”?

— Человек приезжает в пределы центральной планировочной зоны, оставляет своё транспортное средство, пересаживается на разветвлённую систему общественного транспорта и добирается до необходимого пункта.

— Известна практика, когда в отдельных европейских городах есть понятие платного въезда в центр города, который представляет собой скопление исторических памятников. Появлялась ли эта идея у разработчиков Генплана Киева?

— Нет. Точнее, она появлялась, но мы её не рассматривали. Мое личное мнение, что этого делать не нужно — это искусственное ограничение. Мы будем ограничивать доступ к центру другими мероприятиями. Это — паркинги в пересадочных узлах, “обводные тоннели”, по которым будет проходить транзитный транспорт, что уменьшит нагрузку на центр.

Кроме того, если мы говорим об экономических аспектах, то все мероприятия должны их учитывать. Запрещение или введение платы за въезд в центр не нужны, а вот стоимость паркования в центре города должна быть достаточно высокой. Это, кстати, опыт европейских городов. Например, в Мюнхене стоимость паркования в центре города доходит до 5—6 евро за час, а на окраине города — 2,5 евро за сутки. Я не знаю, какая будет цена в Киеве, это покажут расчеты, но будущая цена от сегодняшней должна отличаться в десятки раз.

План застройки — по европейскому образцу

— Изучали ли вы во время подготовки Генплана Киева такие же документы других европейских столиц? Если да, то что из них было взято?

— Когда мы в 2008 году начинали работу над Генеральным планом, то достаточно детально, в течение года изучали мастер-планы европейских городов, и не только столичных. Из столичных мы изучали Берлин, Вену, даже командировки были неоднократно в Берлин. Местное управление планирования застройки достаточно активно с нами сотрудничало по этим вопросам.

Фактически подходы к разработке генеральных планов европейских стран и Украины мало чем отличаются, потому что система разработки градостроительной документации аналогична. Мы приняли во внимание те методики, с которыми ознакомились, получили образцы документов из профильных управлений этих городов, но даже не это главное. Современные подходы к развитию городов мы внедряем в разработке Генплана, например, в разделах, касающихся транспортной инфраструктуры, размещения общественных центров. Киев — это моноцентричная структура, то есть у нас единый центр. Европейские города сейчас — например, Берлин, развиваются в сторону создания нескольких центров, что дает возможность распределить нагрузку на центр. Это полицентричная структура. Мы закладываем этот принцип в Генеральном плане, и, кстати, он предусмотрен и в Стратегии экономического развития, презентованной Президенту.

Кроме того, у нас большой раздел, посвященный объектам первоочередного строительства в разных сферах. Мы создадим так называемую пятилетнюю программу строительства объектов транспорта и инженерных сетей, образования, медицины, науки, которые город планирует построить в ближайшие три — пять лет. Мы предложим руководству города перечень этих объектов, чтобы их можно было включать в программу социально-экономического развития на следующий год, на 2013-й и так далее. Все эти вопросы фактически уже отработаны, и на стадии Генплана мы их предложим. В документе мы также четко определим участки, которые возможны под жилищное строительство.

В Генеральном плане будет так называемая инвестиционная составляющая, и он будет выполнять не только функцию регулирования, но и даст возможность работать с инвесторами и застройщиками. Кстати, тоннели, заложенные нами в Генплане, могут быть инвестиционными проектами, так как за бюджетные средства города их очень сложно построить, хотя я допускаю, что некоторые из них будут строиться на бюджетные деньги...

Строительство в центральной части запрещать не будут. Обещают урегулировать его “аппетиты”

— Предполагается в Генплане перенесение центров деловой активности из официального центра Киева в другие районы города, на тот же левый берег?

— Да. Кроме того, запланировано активное строительство жилья на правом берегу. Мы не будем поддерживать строительство офисных центров в центральной части столицы.

— А можно вообще его запретить?

— Нет. Нельзя утверждать, что офисная застройка в центре столицы вовсе невозможна. Она возможна, но в соответствии с определенными регламентами. Но еще раз отмечу, поддерживать ее мы не будем.

Еще два года назад нами была разработана комплексная схема высотных сооружений, в том числе на так называемых пересадочных узлах метрополитена и городской электрички. Кроме того, по поручению Президента и главы Киевской городской администрации, в Генплане предусмотрено несколько территорий под развитие общественных центров. Например, территория Нижней Телички. Здесь 204 гектара промышленной территории, которую мы перепрофилируем под общественную застройку, сюда даже частично могут быть вынесены правительственные учреждения. Следующими территориями для строительства общественных центров могут стать территории около Южного моста — микрорайон Позняки-Западные, на Троещине. Детально изучается вопрос застройки Рыбальского полуострова.

До 2025 года на каждого киевлянина будет приходиться по 23 кв.м зеленых насаждений

— Еще о ландшафтных территориях. Вы говорили, что в Генплане будут определяться территории, где запрещено строительство. Меня интересует Труханов остров. Вокруг него было достаточно много дискуссий. Что предполагается в Генплане делать с ним?

— Вообще мое личное мнение — выборочная застройка в рекреационных зонах возможна. Территория Труханова острова — ценная городская рекреационная зона, как и Гидропарк. Ее необходимо включить в активную работу для развития инфраструктуры оздоровления и активного отдыха жителей Киева, прежде всего, в летний период. Эта территория, к сожалению, сейчас не работает с точки зрения удовлетворения потребностей киевлян в местах отдыха. Возможно, это связано с тем, что сегодня сложно добраться до Труханового острова общественным транспортом. Эту проблему решит строительство Подольского мостового перехода и линии метрополитена, остановка которого будет на территории Труханового острова. Также необходимо создавать комфортную инфраструктуру для активного отдыха и оздоровительного досуга — это спортивные комплексы и тренировочные базы, небольшие двух- или трехэтажные гостиницы, предприятия питания. Вообще необходимо сделать детальный план территории Труханового острова, который определит возможные места расположения небольших точечных объектов и их функцию.

— Наши олигархи стремятся иметь недвижимость в Лондоне. А там — просторные парки, участочки земли рядом с каждым входом в здание. Почему такого нет в Киеве?

— Если говорить о зеленых насаждениях общего пользования, то у нас этот показатель составляет лишь 14,5 квадратных метров на одного жителя, что довольно мало по сравнению с европейскими столицами, где количество зеленых насаждений общего пользования достигает 40 квадратных метров. Мы планируем в генеральном плане довести его до 22—23 метров квадратных на одного жителя.

Прежде всего, за счет благоустройства лесных территорий, прилегающих к жилищной застройке, будут созданы буферные парки. Чтобы загаженный лес, куда сегодня невозможно зайти, превратить в парк, которым будут пользоваться жители столицы. К сожалению, есть определенные законодательные препятствия в реализации этих предложений. Чтобы из леса сделать парк, нужно решение Кабинета Министров. Мы будем решать этот вопрос на уровне Кабинета Министров.

Кроме того, политика города будет направлена на то, чтобы при снесении зеленых насаждений сохранить общий баланс зелени по городу. Если где-то придется пожертвовать зелеными насаждениями, то в другом месте будет высажено такое же количество зелени. Такими способами мы сможем достичь увеличения общего баланса зеленых зон.

Бесспорно, необходимо проанализировать, и мы сейчас это делаем, решения Киевского городского совета, принимавшиеся за последние десять лет относительно изменения целевого назначения земельных участков. Мы готовим этот документ с предложениями на рассмотрение руководства города и общественности, чтобы можно было коллегиально принять решение, где сохранить зеленые насаждения, а где, возможно, и нет. Не исключено, что частично за счет зеленых насаждений город будет развивать транспортную сеть.

Алла ДУБРОВЫК

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.