В начале года, во время смены власти, новый вице-премьер по экономическим вопросам Сергей Тигипко взял тайм-аут на разработку реформ, которые должны помочь стабилизировать критическую ситуацию в стране.
Три месяца — достаточный срок, чтобы проанализировать первые шаги политика, взявшего на себя ответственность за сложный и неблагодарный сектор экономических реформ. По последней информации, уже существуют десять разработанных им законопроектов, находящихся в разных стадиях согласования. Пока мы можем судить об этих документах только в общих чертах, но вектор просматривается — дерегуляция экономики, создание среднего класса и увеличение доходов бюджета.
Первым делом — налоги
Итак, реформы Тигипко начинаются с налогового и бюджетного законодательства. Это — логично. Если по уровню распространения коррупции Украина занимает “почетное” 134-е место из 180 (согласно рейтингу международной организации Transparency International), то по удобству уплаты налогов в рейтинге Всемирного банка мы — на 181-м месте из 183 стран! Вот вам и бизнес-климат. Для зарубежных предпринимателей и политическая, и социальная нестабильность уходят на второй план, когда государство использует едва ли не худшую налоговую систему в мире.
Как же главный реформатор от коалиции представляет себе оптимизацию законодательства? Первое: электронная регистрация и ликвидация предприятий. То есть передача официальных документов по электронной почте, используя электронную подпись.
Тигипко пытается использовать полученные административные рычаги, чтобы наконец-то воплотить в стране положительный европейский опыт. В результате — время и расходы на формальности для делового мира сокращаются (грубо говоря) вдвое, и во столько же — поводы для проявления коррупции среди чиновников, сидящих на печатях.
Кроме того, существенно усложняется подделка регистрационных документов и так же существенно упрощается доступ к информации Государственного реестра юридических лиц и физлиц-предпринимателей.
Второе. Реформы Тигипко предполагают резкое ужесточение уголовной ответственности за фиктивное предпринимательство. То есть упрощаем регистрацию, одновременно усложняем уклонение от уплаты налогов.
Также из документов следует, что вице-премьер отстаивает идею повышения ряда налогов, например, на табачные изделия — сигареты и сигары. Предлагаемые изменения в Законе Украины “О ставках акцизного сбора на табачные изделия” таковы: 140 грн. за 1 кг, или 94,57 евро за 1000 штук. Та же участь ждет предметы роскоши. Цель ясна — это рост доходов государственной казны за счет наших с вами вредных привычек и сибаритства.
Безусловно, по учебникам, во время сложной экономической ситуации налоги снижаются, а не повышаются. Но если речь идет об увеличении поступлений в бюджет на сумму около 15 млн. грн. от одних только сигар — тут не о чем говорить. Плюс.
Много вопросов вызывает идея введения дифференцированного единого налога. Если раньше он был действительно “единым”, то в скором времени, возможно, будет зависеть от оборота предприятий. Это тоже своего рода попытка укрепить средний класс, ограничив укрупнение капиталов. Но тут есть и другая ловушка — инфляция. Тигипко, наверное, уверен в том, что сможет не допустить масштабной инфляции, поскольку это главная опасность дифференцированного единого налога для малого бизнеса. Ведь тогда для одного и того же несчастного предпринимателя процент налога будет расти столько же, сколько гривня будет обесцениваться.
С другой стороны, разница между доходом в 200 тыс. грн. в год и полмиллиона действительно есть, и немалая. Меры, предлагаемые вице-премьером, будут серьезно препятствовать повсеместному использованию налоговых льгот для отмывания доходов.
Когда с подобной инициативой Минэкономики выступало в 2008 году, эксперты рынка были возмущены нарушением самого принципа “упрощенного налогообложения”. Но тогда не было одной важной позиции: Сергей Тигипко хочет освободить предпринимателей с оборотом до 300 тыс. грн. в год от уплаты вообще всяких налогов, кроме взносов в социальные фонды.
Одновременно c устранением пробелов в налоговом законодательстве и сокращением контролирующих органов реформатор Тигипко ведет работу над новым Налоговым кодексом, который намерен запускать в работу уже этим летом.
Шанс на модернизацию
На совещании по подготовке закона при участии представителей Министерств финансов, экономики, бизнес-ассоциаций, экспертов Всемирного банка и Немецкой консультативной группы, которое состоялось 6 мая, вице-премьер заявил, что кодекс будет предусматривать “существенное уменьшение налоговой нагрузки на малый и средний бизнес”. Также Сергей Тигипко обещает “упрощение администрирования налогов, в частности, путем сближения бухгалтерского и налогового учета, сокращения объемов статистической отчетности”.
Суть утвержденных документов этим намерениям соответствует. Политологи утверждают, что те 13% избирателей, что проголосовали в первом туре за Сергея Тигипко, голосовали за реформы. Жесткие, иногда непопулярные меры дают шанс нынешней коалиции не только управлять, как придется, разваливающейся старой государственной системой, но и модернизировать ее. И на Тигипко возлагаются большие надежды именно как на человека, хорошо знакомого с принципами работы рыночной системы.
Людмила ЯРОШЕНКО, кандидат юридических наук
Что скажете, Аноним?
[12:17 30 ноября]
[07:40 30 ноября]
[20:31 29 ноября]
13:00 30 ноября
12:30 30 ноября
12:00 30 ноября
11:30 30 ноября
11:00 30 ноября
10:00 30 ноября
09:30 30 ноября
08:30 30 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.