Можно с уверенностью сказать, что 70% обещаний нового президента останутся словами. И дело не только в нежелании их выполнить или отсутствии политической воли. Часто сказанное Виктором Януковичем невыполнимо по вполне объективным причинам. Многие обещания вообще не относятся к компетенции президента или даже Кабинета министров, и их выполнение зависит еще от воли парламента, а в редких случаях — от воли народа. Другие требуют финансирования, которое украинский бюджет не сможет себе позволить ближайшие лет двадцать, или время их выполнения объективно не вкладывается в один президентский срок. Остальные зависят от стольких “если”, что спрогнозировать результат не возьмется ни один эксперт. Но именно за эти обещания Виктор Янукович стал президентом, а значит, именно этого ждут от него избиратели
Социальные обещания
1 Поднятие минимальных пенсий и зарплат, увеличение социальной помощи детям-сиротам, многодетным семьям и малоимущим. Пересчет пенсий с 1 ноября 2009 года. Через два года минимальная пенсия в Украине должна быть 1200, а средняя — около 2000 грн.
2 Принятие пакета законопроектов, которые поднимут социальный статус ветеранов Великой Отечественной войны, участников боевых действий и “детей войны”.
3 Отказ от увеличения пенсионного возраста.
4 “Моя цель — 50 млн. граждан Украины уже в 2020 году”. С 2011 года при рождении первого ребенка украинская семья получит 25 тыс. грн., второго — 50 тыс. грн., каждого последующего — по 100 тыс. грн.
5 Ежемесячные социальные выплаты на каждого ребенка с момента достижения им 3-летнего возраста и до 13 лет — 250 грн., а с 13 до 18 лет — по 500 грн.
6 Каждому ребенку — гарантированное место в детском саду.
Обещания Виктора Федоровича в сфере соцобеспечения неоригинальны. Повышение выплат при рождении ребенка уже пять лет является основной социальной “фишкой” многих политических сил. Другой вопрос, как это обещание коррелирует с принятыми в прошлом году изменениями в Закон “О государственной помощи семьям с детьми”. Согласно ему, с 2011 года помощь при рождении ребенка должна рассчитываться, исходя их прожиточного минимума для детей. В частности, для первого ребенка это 22 минимума, для второго — 45, для третьего — 90 прожиточных минимумов. На данный момент этот показатель для детей до 6 лет равен 755 грн., и чтобы выполнить свои обещания, за год Януковичу необходимо увеличить его до 1,1—1,3 тыс. грн. Повышение прожиточного минимума почти на 75% за неполный год — явление маловероятное. Видимо, это обещание давалось без учета принятых изменений. Но самое главное, что основной цели — 50 млн. украинцев через десять лет — этими мерами достичь невозможно. Даже если сохранится нынешняя весьма позитивная тенденция рождаемости, к 2020 году нас все равно будет не более 47 млн.
Еще интереснее идея повысить социальный статус “детей войны”. Виктор Федорович благоразумно не высказался на тему того, как именно будет повышаться этот статус, но в любом случае это потребует значительных бюджетных расходов. Даже если новый президент захочет выполнить уже принятый закон в полном объеме. По данным Минтруда, в Украине сейчас около 6,1 млн. детей войны-льготников (кстати, это 13,2% от численности населения Украины), которым по Закону “О социальном статусе детей войны” должны доплачивать 30% от минимальной пенсии по возрасту. С ноября прошлого года минимальная пенсия в Украине составляет 573 грн., и она будет расти, учитывая, что теоретически привязана к прожиточному минимуму для нетрудоспособных лиц (с 1 января — 695 грн.) Значит, бюджету только в 2010 году придется изыскать более 15 млрд. грн. на выплату надбавок.
Кстати, аналогичная история и с повышением минимальной и средней пенсий, которые Янукович планирует увеличить в два раза за два года. По итогам прошлого года дефицит бюджета Пенсионного фонда уже перевалил за 16 млрд. Всего же расходы ПФ в этом году запланированы в размере 178 млрд. грн., а рост пенсий в два раза означает, что еще минимум 178 млрд. придется где-то изыскать. Но вот ответа на вопрос, где их взять, не знает никто.
То, что многие социальные обещания Януковича останутся пустыми словами, подтверждает голосование за законопроект Михаила Папиева (ПР) об увеличении социальной помощи малообеспеченным семьям. В этот вторник за проект закона, которым предусматривалось повышение прожиточного минимума для детей из малообеспеченных или многодетных семей на 10—20%, проголосовали два депутата от Партии регионов. А цена вопроса была “всего лишь” 11 млрд. грн.
Образование
1 Увеличение количества бюджетных мест в государственных вузах до 75%.
2 В течение 10 лет хотя бы три украинских университета должны войти в мировой рейтинг 500 лучших вузов мира.
3 Отказ от системы обязательного внешнего тестирования при поступлении в вузы.
4 Возможность выпускникам, которые окончили школу до 2009 года, поступать в вузы по школьным аттестатам.
5 Уменьшение показателя наполняемости школьных классов, что сохранит около 2000 сельских школ.
6 Возрождение большого количества государственных детских спортивных школ, детско-юношеских центров, кружков туризма, моделирования и т.д.
7 Возврат к 10 годам обучения.
В вопросах образования Виктор Федорович часто противоречив. С одной стороны, он обещает отказаться от обязательного внешнего тестирования, с другой — дать возможность “старым” выпускникам поступать в вузы по аттестатам. Но если тестирование будет отменено, второе обещание просто теряет смысл. Даже если новый президент решится отменить тесты, то явно не в этом году — эксперты говорят, что за три месяца до окончания учебного года сделать это физически невозможно. Более того, это вызовет серьезнейшее социальное напряжение — родители и дети, готовившиеся к одной системе, вынуждены будут буквально за считанные дни искать “блат в вузах”. В целом отмена тестирования — это в первую очередь взятка ректорам вузов, и о выпускниках здесь меньше всего кто-то думает.
Что касается возвращения в среднеобразовательные школы десятилетки, эта идея в прошлом году вынашивалась многими политиками. Аргументы были простыми — демографическая ситуация не позволяет нам тратить на образование столько времени. Конечно, этот месседж пришелся многим по душе, особенно на фоне разговоров об уникальном советском образовании. Однако экономика свидетельствует о другом — один год обучения дает дополнительно 4% валового национального продукта для государства. Да и перейти вот так сразу на десять лет обучения не удастся, особенно если вспомнить, что придется уволить как минимум 10% учителей.
Еще один интересный момент — вхождение украинских вузов в число 500 ведущих в мире. Дело в том, что присутствие в подобных рейтингах обусловлено не только уровнем образования, но и научным потенциалом вуза. Однако в ближайшие годы рассчитывать на рост науки в украинских альма-матер не стоит — для этого необходимы время и серьезные финансовые ресурсы, которых у нашего государства сейчас нет.
Обеспечение жильём
1 Создание условий для возрождения ипотечного кредитования с фиксированной ставкой не более 7% в год.
2 Госзаказ на строительство социального жилья. За 10 лет должно быть построено 1 млн. квартир для молодежи, работников бюджетной сферы, малообеспеченных семей и людей с ограниченными возможностями.
3 Гарантии возможности получения льготных кредитов молодыми семьями для покупки или строительства жилья.
Если государство обеспокоится вопросом социального жилья, то частично эту проблему решить можно. Однако для этого понадобятся финансовые ресурсы, и в солидных объемах. Если Виктор Янукович действительно возьмется выполнять это обещание, то в год должно строиться порядка 100 тыс. квартир. Как показывает опыт 2009 года, продавать жилье государству по цене менее 4,5 тыс. грн. за м2 застройщики не хотят. Значит, даже если цены останутся на нынешнем уровне, потребуется порядка 20 млрд. грн. бюджетных средств в год. Сумма, мягко говоря, нереальная. Кстати, в этом году правительство выкупило только 6 тыс. квартир для льготников, притом, что на данный момент в очереди на улучшение жилищных условий стоит около 1,2 млн. человек. Эксперты говорят, что проблема не только в ресурсах. В успешном в вопросах строительства 2007 году в Украине всего было построено 87 тыс. квартир, то есть даже если вся строительная отрасль разом примется работать на государство, мощностей все равно не хватит. Выходит, с красивой цифрой Виктор Федорович поторопился.
Что касается молодежного кредитования, то эта система уже давно показала свою ущербность. На первый взгляд все выглядит заманчиво, по этому вопросу сегодня существуют две программы — “льготное долгосрочное кредитование” и “частичная компенсация по кредитам молодым семья”. Первая подразумевает покупку квартиры с первым взносом от 6% под 3% годовых на срок до 30 лет, вторая — заемщик берет ипотечный кредит в коммерческом банке, а государство выплачивает часть процентов по кредиту. Но стать участником одной из этих программ практически нереально. С одной стороны, недостаточный уровень финансирования привел к тому, что таких займов выдается очень мало. По данным прошлого года, в очереди на льготный кредит стояло более 20 тыс. желающих, тогда как за все годы работы Фонда молодежного кредитования (10 лет) было выдано лишь 29 тыс. займов. С другой стороны, мизерное финансирование привело к небывалой коррупции в сфере молодежного кредитования — претендовать на кредит мог только тот, кто выложил чиновнику от 10 до 30% стоимости жилья. И вряд ли новый президент сумеет сломать эту систему.
Здравоохранение
1 Поэтапное увеличение объемов бюджетного финансирования системы охраны до общеевропейского уровня (10% ВВП).
2 Бесплатное предоставление медицинских услуг, гарантии качества бесплатной экстренной медицинской помощи.
3 Госконтроль за качеством медицинских препаратов, защита от ценовых прыжков на рынке лекарственных препаратов.
4 Институт семейного врача как основа медицинской помощи.
5 Принятие закона о страховой медицине, введение обязательного медицинского страхования.
6 Заработная плата медицинских работников должна быть примерно на уровне средней заработной платы работников, занятых в промышленности.
Совершенно непонятно, в какие сроки Виктор Янукович планирует увеличить финансирование медицины до 10% ВВП, но сделать это нереально даже за пять лет. В последние три года данный показатель варьируется в рамках 3,2—3,4%, соответственно надеяться на почти трехкратное увеличение финансирования за пару лет не стоит. Более того, не совсем понятно, зачем это Украине, ведь тратить на здравоохранение 10% ВВП не могут позволить себе даже очень развитые страны. К примеру, в Великобритании расходы на здравоохранение составляют порядка 8,3%, в Японии — 8%, Испании — 8,1%. В странах же, где на эту сферу расходуется больше 10%, львиную долю в финансировании занимают негосударственные источники. Так, в США на здоровье нации направляется 15,3% ВВП (лидер среди стран OECD), но только 8,4% ВВП за счет бюджетных средств, в Швейцарии (второе место по расходам на медицину) — 11,6% ВВП, из которых государство выделяет лишь около 7%.
Что касается обязательного медицинского страхования, то эту песню украинцы слышат уже много лет. С момента возникновения этой идеи в парламент было подано уже более 20 законопроектов на эту тему, но ни один из них не дожил до третьего чтения. Последние попытки реанимировать идею обязательного страхования предпринимались в прошлом году, очередным законопроектом предлагалось увеличить нагрузку на работодателей и таким образом за несколько лет обеспечить треть объема финансирования отрасли — около 25 млрд. грн. Но в период кризиса сама идея увеличения нагрузки на фонд оплаты труда вызвала бурю негодования, эксперты говорили, что это прямая дорога в тень. Да и не совсем она сочетается с обещаниями Виктора Януковича снизить фискальную нагрузку на бизнес. Главным препятствием на пути к реализации обязательного медстрахования станут, конечно, работодатели, которые уже много лет успешно саботируют принятие этой нормы. Но даже если политическая воля пересилит экономический интерес инвесторов ПР, все равно на медицинскую обязаловку рассчитывать раньше чем через несколько лет не стоит. Ведь необходимо будет принять массу нормативных актов и перестроить работу органов здравоохранения в целом, а это, по словам экспертов, займет не менее трех-четырех лет.
Что касается защиты от ценовых скачков на рынке медпрепаратов, то как это может реализовать Партия регионов, мы уже видели. В октябре с подачи “регионалов” парламент принял закон о моратории на повышение цен, который впоследствии был ветирован Президентом. Тогда лекарственные препараты заграничного производства предлагали продавать по ценам июля 2008 года, а отечественные медикаменты по ценам, регулируемым государством. Решение незатейливое, но низкоэффективное, так как очевидно, что оно бы привело только к дефициту препаратов. Что касается возможности регулирования, то нужно понимать: рынок медпрепаратов — это более 6 тыс. наименований, и установить тотальный контроль за всеми нереально.
Языковой вопрос
1 Предоставление русскому языку статуса второго государственного при условии поддержки 2/3 членов парламента.
2 Сбалансированная государственная языковая политика в соответствии с Европейской хартией региональных языков или языков меньшинств (имплементация хартии).
3 Принятие закона “О языках”, который будет предусматривать беспрепятственное функционирование русского языка на территории Украины в делопроизводстве, образовании, медицине, судопроизводстве.
4 Законодательно закрепить за регионами право проводить самостоятельную гуманитарную политику.
Вопрос второго государственного языка на последних выборах звучал значительно реже, чем в предыдущие годы. Виктор Федорович с одной стороны постоянно подчеркивал, что он за предоставление такого статуса, но только вот в парламенте нет необходимых 300 голосов, которые бы поддержали эту идею. Кажется, уже и в Партии регионов осознали, что в очередной раз заявить о втором государственном языке и не сделать шагов к выполнению этого обещания было бы глупостью. С другой стороны, новый президент, похоже, с превеликой охотой отдаст языковой вопрос в компетенцию местных властей. О чем и было заявлено. А как выглядит языковая политика в соответствии с Европейской хартией региональных языков по версии местных представителей Парии регионов Украина уже видела. Ведь в соответствии с этим документом в 2006 году местные советы Донецкой, Запорожской, Харьковской, Николаевской, Луганской областей, а также Харькова, Севастополя, Днепропетровска, Донецка и Луганска приняли решение о придании на своих территориях русскому языку статуса регионального. Фактически же речь шла о том, что русский язык должен заменить украинский как язык делопроизводства и документации. Позже Минюстом был сделан вывод, что местные советы вышли за рамки своих полномочий, так как вопрос предоставления статуса языку решается законами. Если Виктор Федорович законодательно сумеет передать регионам право определять региональный язык, то это будет для него идеальным решением — и обещание выполнит, и звание главного раскольника государства будет грозить не ему. При этом об исчезновении украинского языка как такового из этих территорий можно и не вспоминать.
Поддержка села
1 Восстановление социальной инфраструктуры села (клубы, школы и т.д.).
2 Принятие закона о повышении статуса сельских врачей и учителей путем предоставления им статуса госслужащего, повышение зарплат.
3 Компенсации по кредитам и дотации животноводству на уровне ЕС.
4 Снятие моратория на продажу земли сельхозназначения.
5 Программа адаптации аграрного сектора Украины к условиям ВТО, которой будет введен трехлетний адаптационный период.
Конечно, среди всех “сельских” обещаний Януковича наиболее важное — это снятие моратория на продажу сельхозземель. Но реализует ли новый президент эту идею, прогнозировать сложно. Сейчас парламент дал Януковичу передышку в два года, приняв закон о продлении моратория до 2012 года. И фракция Партии регионов поддержала это решение. Сам Виктор Федорович много раз говорил о том, что отменять мораторий до принятия соответствующей нормативной базы нельзя, то есть необходимо еще как минимум два закона — о Государственном земельном кадастре и о рынке земли. Но парламент уже много лет успешно саботирует их принятие. Это и в дальнейшем может стать хорошим поводом для президента не настаивать на отмене моратория.
Что касается адаптации аграрного сектора к ВТО, то новому президенту, чтобы уложиться в сроки, необходимо начинать реализовывать свои программы уже сейчас. ВТО в аграрных вопросах дала Украине пять лет адаптационного периода, два из которых уже прошли. За это время в украинском АПК не было проведено ни структурных, ни законодательных реформ, которые бы сделали переход к требованиям этой организации менее болезненным. На фоне кризиса об этом просто забыли.
Международная политика
1 Сохранение Украиной внеблокового статуса.
2 Евроинтеграция, подписание с ЕС договора о свободной торговле и в перспективе — договора об ассоциации.
3 Украина—Россия: улучшение отношений уже в 2010 году, увеличение роста товарооборота.
4 Инициация подписания большого экономического договора по формуле “3+1”, который бы позволил сохранить партнерство и с ЕС, и со странами Таможенного союза.
5 Смягчение визовых правил с европейскими странами.
В вопросах международной политики обещания Виктора Федоровича можно сформулировать как попытки возродить пресловутую многовекторность Леонида Кучмы. С одной стороны, Виктор Янукович выступает за евроинтеграцию. В этом направлении можно с высокой долей вероятности говорить о том, что, по крайней мере, договор о свободной торговле с ЕС может быть подписан в ближайшие три—пять лет (если Украина не вляпается в очередной “кольчужный” скандал). Как ни стремился его предшественник завершить этот процесс еще в прошлом году, по множеству отдельных моментов пока что Киев и Брюссель не нашли компромиссов. Открытыми остаются вопросы о размере пошлин по многим позициям, сроки переходного периода, поддержка АПК. Не решен даже вопрос относительно использования Украиной географических названий типа “коньяк” и “шампанское”. Однако все же открытых вопросов осталось меньше, чем уже решенных. Правда, в последнее время Европа активно оттягивает процесс подписания договора о свободной торговле, выставляя новые требования. Но эксперты во многом это связывали с мировым кризисом и внутренними проблемами ЕС. Сейчас главный вопрос — закроет ли Европа глаза на пропасть, которая реально отделяет украинское законодательство от европейского, как это было сделано с Молдовой. Если ответ будет положительным, то шансы на создание ЗСТ резко возрастут.
С другой стороны — безвизовый режим. Еще год назад у Украины шансы его получить в течение трех-четырех лет были достаточно высоки, тогда европейские и украинские политики говорили о возможности завершения этого процесса к 2012 году. Но уже к середине года тон ЕС резко изменился — пока Украина не завершит демаркацию границ и не внедрит биометрические паспорта, переговоры по безвизовому режиму не начнутся. И если вопрос биометрических паспортов в большей мере упирается в финансы, то есть поддается решению (к примеру, Таджикистану это обошлось в $6 млн.), то демаркация сильно завязана на отношениях с Россией.
Впрочем, самый интересный вопрос — это инициация подписания большого экономического договора по формуле “3+1”. Конечно, ситуация, когда Украина ограничивается зонами свободной торговли с ЕС и союзом Россия — Белоруссия — Казахстан, на нынешнем этапе просто идеальна. Мы в таком случае станем своеобразным перевалочным пунктом крупнейших торговых потоков в Европе, что только положительно скажется на украинском бюджете. Вот только этот вариант не интересен ни России, ни Евросоюзу. РФ будет настаивать на вхождении Украины в Таможенный союз, только ЗСТ ей не интересна, о чем заявлялось сотни раз. А если мы примем подобные условия, то о дальнейшей евроинтеграции уже не может быть и речи.
Культурное наследие
1 Возобновление реконструкции заповедника “Тарасова гора”.
2 Способствование принятию закона “О казачестве Украины”.
3 Установка памятника народу-освободителю на границе Украины, России и Белоруссии.
4 Реставрация дома-музея Чехова.
В вопросах культуры Виктор Янукович ограничился вполне выполнимыми обещаниями, и в отличие от Виктора Ющенко никакие мегапроекты в этой сфере его не интересуют. Что касается “Тарасовой горы”, то реконструкция заповедника началась еще в 2003 году, когда Виктор Янукович был премьер-министром Украины. Но в тот период стабильности и экономического подъема средств для проведения работ не нашлось. За семь истекших лет смета реконструкции выросла до 96 млн. грн. В прошлом году, несмотря на кризис, правительство Тимошенко намеревалось выделить заповеднику 36 млн. грн. из Стабилизационного фонда (позже сумму урезали до 22,4 млн., но деньги так и не были перечислены). То есть чтобы выполнить обещание и к юбилею Кобзаря завершить реконструкцию, Виктору Федоровичу придется всего лишь выкроить в бюджете необходимые средства.
Обещание относительно памятника народу-освободителю было озвучено скорее по политическим, чем культурным мотивам. Это своего рода подтверждение ранее сказанных слов о том, что “народы — участники Великой Отечественной войны не позволят переписывать историю и героизировать предателей”. Да и поставить еще один памятник — не такая уж проблема. А вот вспомнит ли новый президент о том, что он обещал в 2010 году в обязательном порядке подписать указ о реставрации и восстановлении дома-музея Чехова в Ялте, неизвестно. Уж очень болезненными могут оказаться связанные с этим воспоминания.
Политические реформы
1 Судебная реформа: избрание судей народом.
2 Четкое распределение полномочий между президентом, КМУ и парламентом.
3 Выборы в Верховную Раду по открытым спискам.
4 Избрание местной власти на местах, а не назначение из Киева.
5 Депутатов местных советов необходимо избирать по мажоритарной системе.
Так случилось, что на словах почти все политические силы хотят вернуть мажоритарную систему при избрании депутатов местного совета. В ход идут аргументы о повышении уровня ответственности, о нарушении прав граждан быть избранными в органы власти и т.д. Да и результаты социсследований показывают, что больше половины украинцев (51,8%) хотели бы в местную власть избирать людей, а не политические партии. А вот политики на местах далеко не все столь рьяно поддерживают эту идею, боясь потерять большинство в областном или городском совете. Так что в случае реализации этого обещания Януковичу сначала придется хорошо просчитать шансы своих сторонников на победу. И главный вопрос тут, успеет ли команда нового президента просчитать все варианты до мая этого года, когда в Украине состоятся очередные выборы в местные советы. Думается, нет, а значит, вряд ли Виктор Федорович вернется к этому вопросу в ближайшие пять лет. Правда, существует вариант переноса местных выборов на осень. Но это нужно “регионалам” не столько для внедрения мажоритарки, сколько для того, чтобы успеть “закрутить гайки” на местах.
Еще одна инициатива — избрание местной власти на местах — тоже не нова. О возможной выборности губернаторов говорили и в 2004-м, и в 2007 году, и задолго до этого. Загвоздка лишь в том, что такая система требует принятия изменений в Конституцию. Это же касается и распределения полномочий исполнительной и законодательной ветвей власти. Но на данный момент, чтобы внести такие изменения в Основной Закон, необходимо иметь конституционное большинство в парламенте. Но его нет и в ближайшее время не будет. Да и выборность губернаторов невыгодна президенту. На это “регионалы” могут пойти только в том случае, если поймут, что следующие президентские выборы им не выиграть.
Что касается судебной реформы, то идея выборности судей вызывает скорее недоумение. Судя по всему, это просто красивые слова, которые напоминают гражданам о том, что когда-то при Союзе мы выбирали судей. Как вернуть эту практику в день сегодняшний, никто не знает, а юристы и вовсе саботируют такую идею. Так что красивая идея, пришедшая, кстати, сначала в голову Литвину, а затем перекочевавшая в предвыборные обещания Януковича, просто нереальна.
Налоговая реформа
1 Уменьшение ставки НДС до 17% с 2011 года (сокращение сроков возмещения НДС для экспортеров).
2 Уменьшение ставки налога на прибыль до 19% с последующим ежегодным уменьшением на 1% до 16%.
3 Реанимация вексельной формы расчетов при импорте товаров предприятиями для собственных нужд.
4 Введение ускоренной и “бонусной” амортизации для ускорения обновления основных фондов.
5 Введение в 2010 году компенсаций работодателям, гарантирующим первое рабочее место.
6 Возрождение СЭЗ и ТПР.
7 Установление ставки налога на инвестиции в ценные бумаги сроком не менее трех лет на уровне не более 5%, для инвестфондов — на уровне 1%.
8 Принятие Налогового кодекса.
Уменьшение ставок бюджетообразующих налогов и введение ускоренной амортизации основных фондов экономисты считают не только реальным, но и необходимым. В рейтинге Всемирного банка и Международной финансовой корпорации “Ведение бизнеса 2009” Украина заняла 145-е место из 181. По подсчетам экспертов, проводивших исследование, украинским компаниям необходимо платить 99 видов налогов и тратить на это 58,4% своей прибыли, в то время как средний мировой показатель составляет примерно 40%. Однако внедрение такой реформы — вопрос политической воли. И правительство Виктора Януковича, и правительство Юлии Тимошенко имеют в своем арсенале концепции реформирования системы налогообложения, которые содержат предложения снизить ставки НДС и налога на прибыль. Однако из-за отсутствия консолидации всех ветвей власти они так и не были оформлены законодательно. Впрочем, снижение ставок основных налогов — лишь часть изменений, в которых нуждается отечественная фискальная система. Главный вопрос — какие компенсаторы будут предложены властью, чтобы не допустить существенного снижения поступлений в бюджет. Что становится особенно важным в период кризисного уменьшения собираемых платежей. В свою бытность министром финансов Николай Азаров неоднократно заявлял о необходимости улучшения администрирования налогов, что позволит повысить их собираемость. Однако на практике все сводилось к банальному закручиванию гаек в виде выбивания налогов, появления ряда подзаконных нормативов, которые искусственно увеличивали суммы платежей, подлежащих уплате в бюджет. Позитивного эффекта и для бюджета, и для субъектов хозяйственной деятельности можно было бы достичь, снизив ставки налогов, одновременно перекрыв минимизационные схемы.
Вполне реальным выглядит обещание автоматического возмещения НДС. Но для того, чтобы исключить вымывание средств из казны, как считают эксперты, одновременно с этим необходимо, к примеру, ввести и требование к заявителю предоставлять банковскую гарантию. Если налоговая докажет неправомерность возмещения, предприятие возвращает деньги в бюджет и уплачивает штрафные санкции. Если же у компании отсутствуют средства, за нее рассчитывается банк. Возможность применения такой схемы рассматривалась и Россией. Что касается налога на прибыль, то альтернативой снижения его ставки может быть пересмотр правил его уплаты таким образом, чтобы облагалась налогом только прибыль, изымаемая из бизнеса (дивиденды и иные платежи, которые при выплате не облагаются у источника подоходным налогом или выплачиваются лицу, которое использует специальные режимы налогообложения), и платежи за рубеж (если иное не предусмотрено соглашениями об устранении двойного налогообложения). Также снижение ставок налогообложения общегосударственных налогов должно происходить одновременно с постепенным перемещением налоговой нагрузки с мобильных факторов производства (капитал и труд) на немобильные (земля, природные ресурсы) и потребление (с учетом роста реальных доходов населения). С целью укрепления доходной базы бюджетов органов местного самоуправления, а также снижения напряжения в межбюджетных отношениях необходимо вводить налог на недвижимость. Но, опять-таки, для всего этого необходима политическая воля, которая в первую очередь должна быть направлена на то, чтобы пресечь работу “родственных” компаний в коррупционных схемах.
Малый бизнес
1 Налоговые каникулы на пять лет, сохранение упрощенной системы налогообложения для МСБ.
2 Бесплатная регистрация и выдача разрешений.
3 Доступ малого и среднего бизнеса к кредитным ресурсам через реализацию механизма компенсации процентных ставок.
4 Реальный мораторий на проведение проверок субъектов МСБ на период кризиса.
5 Поддержка МСБ в сельском хозяйстве и развитие сферы услуг.
Сохранение упрощенной системы налогообложения и предоставление пятилетних налоговых каникул малому бизнесу — вопрос политической воли нового президента и правительства, а также поддержки этой инициативы парламентом. В то же время можно вспомнить, что ближайший соратник Виктора Януковича, которому он всегда доверял финансовый блок, Николай Азаров всегда был ярым противником существования альтернативных систем налогообложения. И только сопротивление предпринимательских лоббистов не давало ему возможности их ликвидировать. Впрочем, даже отказавшись от идеи полностью похоронить единый налог, Азаров считал необходимым коренным образом его реформировать. В частности, ввести для “упрощенцев” отдельную уплату взносов в соцфонды, а также сократить перечень видов деятельности, при осуществлении которых можно применять упрощенную систему налогообложения. А именно: исключить из него наиболее прибыльные (аудиторскую и адвокатскую практику, нотариальные услуги пр.). Что касается поддержки малого бизнеса через систему компенсации процентных ставок по привлекаемым кредитам, то эта схема уже доказала свою неэффективность. Государство и в более успешные годы выделяло на эту программу копейки. В результате чего поддержку такого рода могли получить лишь считанные фирмы, приближенные к власти. Воспользовавшись же такими преференциями, они получали конкурентное преимущество в сравнении с предприятиями, которым приходилось развиваться за счет собственных ресурсов.
Реформирование разрешительной системы
1 Упрощение процедуры регистрации и ликвидации предприятий, ликвидация платы за регистрацию.
2 Упрощение процедуры выдачи разрешений и ликвидация платы за их выдачу.
3 Ограничение срока на получение всех разрешений на строительство 25 днями.
4 Регистрация прав собственности при покупке земли и строений в срок не более пяти дней.
5 Сокращение сроков и уменьшение стоимости прохождения процедур экспорта и импорта товаров в соответствии с международной Конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур.
Львиную долю обещаний Виктора Януковича по реформированию разрешительной системы успели выполнить его предшественники. Так, с подачи команды Юлии Тимошенко в прошлом году парламент принял Закон “О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно упрощения условий ведения бизнеса в Украине”, предполагающий выдачу лицензий на отдельные виды хозяйственной деятельности на неограниченный срок, уменьшение числа лицензируемых видов деятельности и количества проверок субъектов предпринимательской деятельности, а также упрощение системы регистрации предприятий, введение принципа “молчаливого согласия” при выдаче разрешительной документации. Кроме того, правительство дополнительно закрепило принцип “молчаливого согласия” своим постановлением и поручило Госкомпредпринимательства и Минюсту подготовить проект изменений в Кодекс об административных нарушениях, предполагающих отмену наказания за использование предпринимателями этого принципа.
Макроэкономика
1 Увеличение инвестиций: до $50 млрд. в 2014 году.
2 Экономический рост: с 2010 года ежегодный рост ВВП.
3 Обеспечение ценовой стабильности: введение государственной антикризисной продовольственной корзины; введение государственной антикризисной медицинской корзины.
4 Уменьшение зависимости экономики от международных рынков, увеличение спроса на товары собственного производства.
5 Не менее 60% государственного бюджета должно оставаться на местах.
Данные Виктором Януковичем экономические обещания вполне реальны. Тем более что для их выполнения новой власти не придется прикладывать никаких усилий. По прогнозам Европейского банка реконструкции и развития, украинский национальный продукт в этом году вырастет на 3%, Standard & Poor’s прогнозирует этот показатель на уровне 4%, наиболее оптимистично настроенные отечественные эксперты говорят о 7%-ном росте. Однако достигнуто это будет в первую очередь за счет низкой сравнительной базы прошлого года и отчасти улучшения ситуации на мировых рынках сырья, что даст толчок к развитию украинских экспортоориентированных предприятий. Аналитики НБУ прогнозируют восстановление отечественной экономики до докризисного уровня через четыре—семь лет. Поскольку в прошлом году реальный ВВП упал до уровня 2005 года (по предварительным расчетам, он составит 360 млрд. грн., что соответствует показателям ВВП в ценах 2004 года). Кроме того, экономисты отмечают, что восстановление уровня реального ВВП — далеко не единственный показатель выхода Украины из кризиса. Ведь если ориентироваться только на него, то Украина жила в кризисе последние 20 лет, поскольку отечественная экономика так и не смогла достичь уровня ВВП 1990 года. Показателями здоровой экономики также являются низкий дефицит госбюджета (менее 1% от ВВП) и годовая инфляция менее 10%.
Более чем реально также увеличить общий объем накопленных Украиной иностранных инвестиций к 2014 году до $50 млрд. В предкризисные годы объемы прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в экономику страны росли семимильными шагами. По данным НБУ, в 2007 году приток ПИИ составил $9,2 млрд., в 2008 году — $9,7 млрд. По итогам 2008 года суммарный объем инвестиций в Украину достиг $46,8 млрд. Экономисты оценивают приток ПИИ за 2009 год почти в $4 млрд., а значит, их суммарный объем уже превысил $50 млрд. В то же время добиться годового показателя притока ПИИ в размере $50 млрд. Украине будет не под силу даже к 2014 году. Для этого ежегодные вливания в экономику должны увеличиваться в полтора-два раза, что является нереальным как из-за неблагоприятного инвестклимата в стране, так и насыщенности иностранным капиталом наиболее привлекательных с точки зрения инвесторов отраслей.
Регулирование финансового сектора
1 Создание условий для возрождения ипотечного кредитования с фиксированной ставкой не более 7% годовых.
2 Утверждение законов, гарантирующих защиту вложений граждан, возврат вкладов клиентам Сбербанка СССР.
3 Разблокирование кредитования предприятий и уменьшение ставок для корпоративного сектора.
4 Стабильный курс гривни.
5 Защита граждан, взявших валютные кредиты.
6 Уменьшение учетной ставки НБУ до 5—7%.
Данные Виктором Януковичем финансовые обещания можно назвать выполнимыми с большой натяжкой. К тому же их реализация будет зависеть от состояния экономики, а не президентской воли. Чтобы снизить учетную ставку НБУ до 5—7%, необходимо, чтобы темпы инфляции в стране были сопоставимы с этими показателями. В 2009 году инфляция составила 12,3%. Ее целевой уровень, заложенный правительством на 2010 год, — 9,7%. Однако, по прогнозам аналитиков, в нынешнем году рост потребительских цен может составить 12—15%. Если темпы инфляции будут снижаться в год на 1,5% (а это вполне реально), то Украина может выйти к размеру учетной ставки на уровне 5—7% к 2014—2015 годам. Что касается ограничения кредитных ставок, то ни глава НБУ, ни тем более президент не могут указывать коммерческим банкам условий выдачи займов. Чтобы снизить их стоимость, банкирам придется существенно ограничить доходность депозитов (привлекаемые от населения и предприятия средства являются основным ресурсом для дальнейшего кредитования). А это, в свою очередь, возможно, снова-таки, при очень умеренной инфляции. Единственное, что может сделать новая власть — организовать льготное кредитование экономики и граждан через государственные банки. Однако эти меры не позволят полностью удовлетворить спрос на дешевый кредитный ресурс. И, безусловно, приведут к целому ряду коррупционных скандалов.
Сотрудничество с МВФ
1 Альтернативой кредиту МВФ может стать развитие и поддержка внутреннего рынка и увеличение спроса на товары украинского производства.
2 Продолжение сотрудничества с фондом при условии отказа от следующих пунктов: ликвидация льгот и субсидий на оплату коммунальных услуг, повышение пенсионного возраста, удержание наращивания социальных выплат и т.д.
Практически все президенты и правительства, приходя к власти, декларировали своей целью развитие экономики за счет собственных ресурсов. Однако рост социальных стандартов, превышавший наращивание мощи отечественной экономики, заставлял власть наращивать бюджетные долги. В условиях кризиса финансирование бюджетного дефицита становится первоочередной задачей. Поэтому без помощи кредиторов обойтись не удастся. Но поскольку внешние долговые площадки по-прежнему остаются для Украины недоступными, а внутренний рынок (в том числе помощь НБУ) не может обеспечить всех потребностей казны в финансовом ресурсе, новому Президенту и правительству придется поработать над возобновлением сотрудничества с МВФ. И в первую очередь показать, как выполняются требования международных кредиторов. Одним из главных условий фонда является умеренный рост социальных выплат (в пределах индекса инфляции). Именно принятие закона о повышении социальных стандартов в конце минувшего года стало причиной замораживания кредитного сотрудничества с Украиной. Поэтому новой власти придется отказаться от своих популистских обещаний народу и начать проводить умеренную социальную политику.
Борьба с кризисом
1 Создание программы по борьбе с кризисом, но после ревизии сложившейся ситуации.
2 Принятие бюджета в марте этого года.
3 Уже в 2010 году преодоление кризисных явлений, и к концу года возобновление роста экономики, создание стратегии развития Украины до 2020 года.
При наличии пропрезидентского большинства в парламенте принять бюджет-2010 к марту вполне реально. Также новое правительство может исполнить обещание Виктора Януковича и утвердить антикризисную программу. Иное дело — качество этих документов. Несмотря на критику бывшей оппозиции в адрес команды Юлии Тимошенко относительно отсутствия четкого алгоритма действий по выводу страны из кризиса, “регионалы” так и не смогли озвучить свой вариант антикризисных мероприятий. Поэтому, скорее всего, проблема будет решена традиционным методом — сперва парламент утвердит рамочный бюджет и антикризисную программу, которые потом будут дорабатываться в течение нескольких месяцев с учетом пожеланий наиболее активных лоббистов.
Армия/военно-промышленный комплекс
1 Переход на контрактную армию к 2011 году.
2 Повышение социальной защиты военнослужащих, в частности, увеличение денежного содержания военных на 40—60%.
3 Модернизация Вооруженных сил Украины.
4 Замена вооружений на кораблях ВМС.
5 Достройка крейсера “Украина”.
Переход на контрактную форму службы Янукович наметил на 2011 год, но при условии роста экономики в стране. Наверное, последний показатель никогда не будет удовлетворительным для перехода Украины на контрактную армию. Это слишком дорогое удовольствие, доступное государству с уверенно растущей экономикой. Нынешнее денежное содержание в 700—1500 грн., предлагаемое контрактникам, неконкурентно на рынке и может привлечь разве что представителей малообразованных и малообеспеченных слоев населения. Говорить при этом об эксплуатации современных сложных технических систем как-то неудобно. Хотя контрактная армия стала предвыборной “фишкой” для молодых призывников, на практике ежегодно количество принятых на контрактную службу лишь на 10—20% превышает количество уволившихся. Общее количество контрактников — 50 тыс. человек. Источники утверждают, что динамика 2009—2010 годов будет уже отрицательной — цены растут, а зарплаты нет.
Виктор Янукович обещает жилье всем бесквартирным офицерам и внедрение порядка получения офицерами жилья в первый год службы. При том что обеспечить жильем 51,8 тыс. бесквартирных офицеров, как и в последующем молодых офицеров, проще, чем перейти на контрактную армию. Главное — желание, а ресурсов у ведомства достаточно. Министр обороны Юрий Ехануров в 2008 году обеспечил выдачу 2682 квартир военнослужащим. А его предшественник Гриценко в 2007 году — 1560 квартир. Сложнее организовать обещанное 40—60-процентное повышение денежного содержания военнослужащих. Но это следует воспринимать в контексте обещанного повышения социальных выплат всем слабозащищенным слоям населения.
Виктор Янукович оказался большим поклонником украинского флота. По крайней мере, судостроителям Николаева он пообещал достроить ракетный крейсер “Украина” и модернизировать ВМС, в частности заменить вооружение на кораблях флота. Крейсер “Украина” — “визитная карточка” отношения государства к собственной промышленности и напоминание о безудержных генеральских фантазиях — в прошлом году отметил 25-летие закладки на Заводе им. 61 коммунара. Успех строительства зависит исключительно от объемов бюджетных ассигнований, не радующих николаевских судостроителей. Этот плавучий “чемодан без ручки” невозможно ни достроить, ни продать. Для достройки крейсера “Украина” (проект 1164), находящегося в готовности свыше 90%, не хватает главного — внутреннего оборудования, а кооперационная цепочка предприятий-поставщиков прекратила существование даже не вчера. Кроме очевидных трудностей с достройкой, есть серьезные проблемы с дальнейшей продажей крейсера. По словам Януковича, “есть возможность достроить этот крейсер совместно с Россией. Это предусмотрено международным соглашением с РФ, подписанным в 1993 году”, но нет главного — заказчика. Давно доказана нецелесообразность включения “Украины” в состав ВМС — для крейсера в Черном море просто нет задач. Давно потерял интерес к судну и Китай. Россия, очевидно, тоже не рассматривает корабль как перспективное приобретение: в штабе российского ВМФ победили “западники”, которым интереснее покупать вертолетоносцы во Франции. Их цена гораздо выше, а значит, и откаты будут больше.
Машиностроение
1 Восстановить госпрограммы развития машиностроения.
2 Возобновить законы о приоритетности развития судостроительной отрасли.
Помимо абстрактного обещания развивать украинское машиностроение Виктор Янукович уделил особое внимание судостроению. Только в течение последнего года на рассмотрение в ВР поступило несколько законопроектов, которые предусматривали возобновление налоговых и таможенных льгот для корабелов. В числе авторов этих инициатив депутат от ПР Николай Круглов, который несколько лет назад был руководителем Николаевской области. Можно предположить, что судостроительный ренессанс будет связан, прежде всего, с возобновлением действия свободной экономической зоны “Николаев”, на территории которой работали три предприятия: Черноморский судостроительный завод (ЧСЗ), Судостроительный завод им. 61 коммунара и завод “Океан”. Наиболее ощутимо помощь государства могла бы реализоваться в виде мощного госзаказа, прежде всего от Минобороны. Пока что такой прецедент один — контракт с ЧСЗ (подконтролен Вадиму Новинскому) на производство военных кораблей класса “корвет”. Справедливость этой сделки сейчас оспаривает в судах государственный Судостроительный завод им. 61 коммунара, однако главный риск заключается в другом — отсутствии бюджетных средств для оплаты заказа.
Топливно-энергетический комплекс
1 Решение проблем безопасности труда на шахтах и надлежащее финансирование угольной отрасли.
2 Модернизация ГТС, создание газотранспортного консорциума и получение гарантий от России и Европы прокачки 100 млрд. м3 газа.
3 Создание специального фонда газификации населенных пунктов (включение коэффициента 0,2% в цену газа).
4 Увеличение доли отечественного газа в газовом балансе страны.
5 Продажа газа по конкурентоспособной цене для химпрома.
6 Пересмотр газовых контрактов с Россией, участие Украины в “Северном потоке”.
За время своей оппозиционной деятельности Виктор Янукович успел наобещать решение ряда хронических проблем в ТЭК после прихода к власти. Например, повысить уровень безопасности труда на шахтах, а также наладить финансирование угольной отрасли. По данным “k:”, финансирование предприятий Минуглепрома в 2009 году составило почти 82 млрд. грн., что более чем на 4% больше, чем в 2008 году. Несмотря на это чистая прибыль компаний, подконтрольных ведомству Виктора Полтавца, в прошлом году составила немногим более 10 млн. грн., что в 410 раз меньше, чем в 2008 году. На этом основании можно сделать вывод, что проблема государственных угледобытчиков заключается не в объемах их финансирования, а в эффективности работы. Для повышения эффективности в первую очередь необходимо прекратить дотировать убыточные шахты за счет прибыльных. Сделать это возможно за счет приватизации и/или закрытия убыточных предприятий. В случае же с решением проблем безопасности труда вопрос обстоит еще проще. Для этого необходимо создать условия, при которых собственникам шахт будет выгоднее выполнять требования по закупке оборудования, гарантирующего безопасный труд шахтера, чем платить штрафы за отсутствие этой оснастки. Но данная норма ударит среди прочего по некоторым “регионалам” — владельцам шахт.
Больше всего обещаний Виктора Януковича было дано в отношении реформирования рынка газа. Так, среди прочего лидер ПР заявил о намерении создать спецфонд газификации населенных пунктов, который будет наполняться за счет надбавки 0,2% от цены газа. На сегодня в Украине насчитываются десятки газовых недостроев, которые можно ввести в эксплуатацию при минимальных затратах за считанные месяцы. Но достройка этих проектов не финансируется из-за минимальных тарифов на транспортировку газа для нынешних операторов региональной газотранспортной инфраструктуры — гор- и облгазов. Поэтому правильным направлением развития системы распределительных трубопроводов было бы не создание спецфонда, а повышение оплаты услуг поставщиков газа с условием обязательного инвестирования денег в оборудование.
Основным сенсационным заявлением Януковича в газовой сфере стало намерение пересмотреть газовые контракты с Россией, однако он не конкретизировал суть изменений. Впрочем, не исключено, что будут пересмотрены ежегодные объемы закупки “голубого топлива” Украиной. По крайней мере, такой вывод можно сделать на основании того, что Виктор Федорович неоднократно озвучивал одно из своих самых популистских газовых обещаний: увеличение доли отечественного “голубого топлива” в газовом балансе страны. Благодаря этому лидер ПР намерен среди прочего добиться снижения цен на газ для отечественного химпрома. Но сейчас государство фактически не контролирует газодобычу в стране, поскольку ею занимается преимущественно частный бизнес. Посему это свое обещание Янукович сможет выполнить лишь за счет стимулирования частников к наращиванию объемов добычи. Основной стимул для них — повышение цен на газ для населения, которое потребляет топливо отечественной добычи. Решится ли на это Янукович, покажет ближайшая перспектива.
Помимо вышеперечисленного лидер ПР заявил, что намерен модернизировать отечественную ГТС путем создания газотранспортного консорциума, а также получить гарантии от России и Европы по прокачке 100 млрд. м3 газа. Добиться таких гарантий будет, мягко говоря, сложно, так как владелец газа (Россия) не может обязать потребителя (Европу) закупать фиксированный объем “голубого топлива”. В контрактах “Газпрома” с европейскими контрагентами предусмотрены штрафные санкции за недобор газа, что в полной мере устраивает и европейцев, и россиян.
Что же касается модернизации ГТС путем создания газотранспортного консорциума, то она будет предусматривать де-факто переоформление части прав собственности на трубу ее инвестора. Для того чтобы это стало возможным, необходимо внести изменения в Закон “О трубопроводном транспорте” — согласно его нынешней редакции предпринимать какие-либо действия с активами предприятий, эксплуатирующих ГТС, запрещено. Впрочем, сегодня не до конца понятной остается основная стратегия Виктора Януковича, который, помимо намерения развивать отечественную газотранспортную систему, успел заявить о желании участвовать в строительстве ее конкурента — магистрали “Северный поток”, которая будет проложена по дну Балтийского моря от побережья России до Германии. А вот надежды на то, что в Кремле откажутся от амбициозных планов, получив долю в газотранспортном консорциуме, мало. Не исключено, что Виктору Януковичу удастся добиться снижения цен на газ для отечественных потребителей благодаря тому, что Украина согласится разделить контроль над своей ГТС с участниками консорциума. Россиян такое предложение должно привлечь, ведь они уже согласились сделать скидку на газ для Белоруссии в обмен на приобретение “Газпромом” контрольного пакета “Белтрансгаза”. Другое дело, что дешевое “голубое топливо” наша страна сможет получать по такой же схеме всего несколько лет, тогда как потеря контроля над ГТС — это навсегда.
Транспорт
1 Введение моратория на увеличение финансовой загрузки на транспортную отрасль.
2 Разработка и внедрение единой общегосударственной концепции эффективного использования морских торговых портов Украины.
3 Передача в региональную (коммунальную) собственность в качестве эксперимента одного из портов.
4 Создание на существующей базе дорожной отрасли Министерства автомобильных дорог Украины.
5 Отмена регулирования тарифов облгосадминистрациями на перевозки пассажиров в пригородном и внутриобластном сообщении.
6 Строительство моста Керчь — Кавказ.
7 Ежегодное строительство в Украине более 1000 км дорог и железнодорожных магистралей.
Предвыборные обещания Виктора Януковича относительно транспортной сферы стоит разделять на две составляющие. Одна — это публичные заявления “для народа”, вторая — перечень обязательств перед Украинским транспортным союзом согласно соглашению, подписанному 7 декабря 2009 года.
Из первого списка обещаний для народа стоит отметить два. Так, выступая 13 января в Симферополе, Виктор Янукович заявил: “Я в обязательном порядке построю мост Керчь — Кавказ. Вы должны это знать и должны быть уверены в том, что это так и будет”. Виктор Федорович не уточнил, где он возьмет $2—3 млрд. на строительство. Правда, даже если мост будет построен, то существующий и перспективный грузо- и пассажиропотоки никогда не позволят окупиться этому проекту. Тем более что автор этой идеи — мэр Москвы Юрий Лужков — уже давно предпочитает о “мосте дружбы” не распространяться.
Второе заявление, о котором стоит упомянуть, было сделано 26 ноября на встрече в Американской торгово-промышленной палате. Виктор Янукович пообещал, что ежегодно в Украине будет строиться более 1000 км авто- и железных дорог. Стоит отметить, что особой необходимости в строительстве новых дорог при существующей их густой сети в Украине нет. Другой вопрос, что со временем это обещание можно преподать как выполненное в контексте реконструкции и модернизации существующих дорог. Цена вопроса — около $2,5 млрд. в год. За последние два-три года “Укравтодор” и “Укрзализныця” на эти цели расходовали ненамного больше средств. Так что Виктор Федорович может только продолжить работу предшественников.
Стоит обратить внимание на обязательство ввести мораторий на увеличение финансовой загрузки на транспортную отрасль. По аналогии с 2007 годом, когда правительство Виктора Януковича разрешило “Укрзализныце” быть убыточной и направлять средства на капитальные инвестиции в ущерб налоговым отчислениям, можно ожидать повторения этого сценария. При таком подходе ежегодные капинвестиции в 2010—2011 годах могут составить 10—12 млрд. грн. (в 2007-м — 7 млрд. грн. — Ред.), но монополия перестанет быть донором бюджета.
Есть также обязательство, выполнение которого может привести к революции в сфере автоперевозок. Речь идет об отмене регулирования тарифов облгосадминистрациями на перевозки пассажиров в пригородном и внутриобластном сообщениях. Эту, на первый взгляд, рыночную меру крайне трудно реализовать в условиях монополизации региональных рынков определенными компаниями, близкими к власти, правоохранительным органам или криминалитету.
АПК
1 Повысить уровень рентабельности АПК с —5 до +30%.
2 Обеспечить своевременную выплату дотаций.
3 Обеспечить компенсацию процентов по кредитам инвесторам с/х проектов.
4 Увеличить уровень дотаций в животноводстве до уровня ЕС.
5 Увеличение площади посевов под сахарную свеклу.
6 Обязать владельцев сахарных заводов модернизировать предприятия.
7 Вернуть Украине статус европейской житницы.
Определить процентный уровень рентабельности в агросекторе — все равно что измерить “среднюю температуру по больнице”. В секторе выращивания масличных — это десятки процентов, в животноводстве (особенно в сегменте КРС) — на уровне нуля. А гарантировать точную рентабельность сельского хозяйства практически нереально. Например, в растениеводстве — самом нестабильном секторе АПК — уровень рентабельности на 50—70% зависит от погодных условий и цен на мировом рынке. Каждый год этот показатель разный, в зависимости от объема и качества полученного урожая. Кстати, в 2004 году, во время премьерства Януковича, уровень рентабельности производства зерна снизился на 22% (с 45,8 до 22,1%), семян подсолнечника — на 18% (с 64,3 до 46,3%). Рентабельность производства овощей и сахарной свеклы опустилась до —6,4% (с 30,9%) и —0,9% (с 6,2%) соответственно.
По наблюдениям отраслевых экспертов, конечные результаты работы аграриев практически не зависят от суммы полученных льготных займов и дотаций. Система предоставления дотаций сельхозпредприятиям для поддержки села несовершенна, она способствует развитию коррупции. Компенсации, дотационные средства и агрокредиты нередко получают предприятия, которые сельским хозяйством занимаются мало либо вообще с ним не связаны. Сколько бы денег государство ни вкладывало в село, ожидаемого эффекта ни будет, пока не появится прозрачный и жесткий контроль над распределением этих средств. Пока же постоянно меняются лишь размеры бюджетных дотаций и правила их распределения.
Равнение на Европу в плане дотаций — перспектива крайне заманчивая. В Евросоюзе этот механизм сейчас реформируют. Например, дотации привязываются не к единице производимой продукции, а оказывают помощь в расчете на гектар (от 200 до 1000 евро/га). Правда, если ориентироваться именно на такие показатели, то возникает вопрос: откуда в бюджете появятся такие средства? И опять же надо учитывать тот факт, что пропорционально росту вливаний увеличится размах злоупотреблений и махинаций.
Прогнозы экспертов о мировом дефиците сахара на ближайшие годы скорее всего и без помощи чиновников стимулируют отечественных аграриев к тому, чтобы задуматься о наращивании объемов сахарной свеклы и производства свекловичного сахара. Особенно после изменения конъюнктуры цен на этом рынке и уравновешивании стоимости свекловичного сахара с тростниковым. А вот влиять на владельцев сахарных заводов, чтобы “эти предприятия модернизировались”, вряд ли удастся, поскольку эти предприятия собственностью государства не являются. Тем более что части заводов никакая реконструкция не поможет — изношенное энергоемкое оборудование дешевле отправить на металлолом, чем пытаться переоснастить предприятие.
Экспортный потенциал нашей страны как европейской житницы — давно признанный в мире факт, усомниться в котором заставляют только действия власти. Так, например, произошло осенью 2006 года, когда правительство сначала ввело лицензирование экспорта зерна через Минэкономики, а затем установило квоты на его экспорт. В результате работа всех портовых элеваторов оказалась парализованной, недогруженные суда застыли у причалов. За полгода простоя часть зерна сгнила в хранилищах. Неуступчивость Украины в вопросах свободного экспорта зерна вызвала даже скачок цен на мировых рынках, при этом авторитет страны как ведущего экспортера был подорван.
Виктория ПОДА, Елена БАБАК, Андрей САМОФАЛОВ, Андрей ПЕТРОВ
Что скажете, Аноним?
[15:06 24 ноября]
[11:45 24 ноября]
[08:15 24 ноября]
15:45 24 ноября
12:30 24 ноября
12:00 24 ноября
11:30 24 ноября
10:00 24 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.