Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Какие “кары кремлевские” еще ждут Украину

[08:42 29 августа 2013 года ] [ Комментарии, 28 августа 2013 ]

Таможенная война, устроенная Россией, — это “цветочки”. Но намеки на “ягодки” Киев проморгал.

Истерия Кремля по отношению к Украине выходит на качественно новый уровень. Такой вывод можно сделать, оценивая заявление первого-вице-премьера РФ Игоря Шувалова после визита в Москву премьера Николая Азарова о том, что дальнейшие переговоры с Украиной по интеграции Киева с Таможенным союзом бессмысленны. Судя по всему, Кремль окончательно определился с тактикой своего поведения, которое будет построено на устрашении. Без каких-либо попыток реального диалога с руководством Украины — только с помощью угроз и реального давления на частный бизнес, государственные предприятия, а также на обычных граждан Украины. Совершенно очевидно, что таможенные войны на украино-российской границе были только “цветочками”. “Комментарии” решили разобраться, какими могут быть “ягодки” и по каким болезненным точкам Кремль будет наносить свои удары.

Газовая “кара”

Можно с уверенностью прогнозировать, что ближе к началу отопительного сезона, которое, к слову, практически совпадает с датой проведения Вильнюсского саммита 29-29 ноября, Россия не преминет воспользоваться своим излюбленным инструментом дипломатии в отношениях с Украиной — ценой на газ. Тем более, что еще до активной фазы противостояния в преддверии подписания Соглашения об ассоциации с ЕС в Кремле неоднократно напоминали, что выставленный за недобор предусмотренных контрактом объемов газа в прошлом году в $7 млрд. не забыт. И “прозрачно” намекали, что “Газпром” готов предъявить Украине “большой” счет за недобор газа и по итогам 2013 года.

Следует также вспомнить о расхождениях в вопросе объемов газа, которые должны находиться в украинских газохранилищах к началу отопительного сезона для обеспечения бесперебойного его транзита в Европу. В частности, “Газпром” настаивает, что в ПХГ Украины к началу осенне-зимнего сезона должно находиться более 19 млрд. куб. м газа, отказываясь закачивать дополнительные объемы за свой счет. Это при том, что официальный Киев заявил, что для бесперебойного транзита вполне достаточно и 14 млрд. куб м., а дополнительные объемы готов закачать, только если Россия выделит на эти цели беспроцентный кредит.

При этом, по мнению ряда экспертов, отсутствие согласованности в данном вопросе между Россией и Украиной грозит проблемами зимой не только для последней — возможны перебои с поставками газа и в страны Юго-Восточной Европы.

Правда, в тлеющий конфликт может ввязаться Евросоюз, который начал готовиться к возможной газовой российской угрозе. В европейских СМИ прогнозируют, что европейские регулирующие органы к концу года могут подготовить официальную претензию к “Газпрому” в связи с возможными нарушениями им антимонопольного законодательства. Антимонопольный процесс против российских газовиков может закончиться печально для Кремля: в случае признания “Газпрома” виновым в нарушении законодательства ему “светит” штраф в размере до 10% годовой выручки и ряд других санкций. Тем не менее, учитывая опыт последних “газовых войн”, эта тема, очевидно, будет поставлена во главе российско-украинского угла. Как ни крути, а импорт газа в Украину составляет половину всего ввозимого из России в нашу страну.  

Кара “заробитчанам”

От озлобленного Кремля стоит ожидать неприятностей и обычным украинским гражданам. В частности, никто не отменял изменений не только в таможенных нормах, но и во внутренней миграционной политике РФ. В таком случае пострадать могут украинские трудовые мигранты, количество которых в России, по данным Федеральной миграционной службы, в 2012 году составило 1,35 млн. человек. Не стоит забывать, что именно из России поступает более трети всех переводов украинских заробитчан — в 2012 году трудовые мигранты перевели из Российской Федерации в Украину $2,3 млрд.

Правила для трудовых мигрантов в России уже начали ужесточаться. В частности, с 9 августа Госдума существенно повысила штрафы для мигрантов в Москве и Петербурге, Московской и Ленинградской областях и упростила условия выдворения иностранцев, если они нарушают правила пребывания и работы в России. Кроме этого, российские власти хотят законодательно обязать трудовых мигрантов заключать соглашения о добровольном медицинском страховании, обязать иностранного гражданина при заключении трудового договора в РФ иметь разрешение на работу, патент, разрешение на временное проживание или вид на жительство. При этом по истечению срока действия этих документов сотрудник должен быть отстранен от работы, а если указанные документы не будут продлены в течение месяца или же будут аннулированы, договор с таким сотрудником должен быть расторгнут.

Учитывая особый накал в украинско-российских отношениях, не исключено, что контролирующие органы РФ займутся проверкой всех необходимых документов украинских заробитчан с особым рвением. Учитывая обещание Владимира Путина ввести с 1 января 2015 года для всех иностранцев, кроме граждан Беларуси и Казахстана (которые входят в Таможенный союз) въезд только по загранпаспортам, можно прогнозировать, что Россия сделает все для того, чтобы украинцам в России стало невыносимо жить и работать.

Кара “самолетная”

Россияне также готовы поставить крест на совместных проектах в самолетостроении. Правда, о взаимной выгоде от сотрудничества в авиастроительной отрасли обе стороны заявляли в течение двух десятилетий. Но на прошлой неделе вице-премьер-министр России Дмитрий Рогозин недвусмысленно дал понять, что в ближайшее время Россия может отказаться от сотрудничества с Украиной в рамках совместных проектов в авиастроении, таких как Ан-124 “Руслан” и Ан-70, что сделает их реализацию практически невозможной. В таком случае целая отрасль украинской промышленности может серьезно покачнуться.

Кара “оборонно-промышленная”

Еще одной сферой, в которой украинские предприятия остро зависят от российских заказов, остается отечественная военная промышленность — до половины всей продукции украинского ВПК экспортируется в Россию. Правда, по мнению экспертов общественного совета при Военно-промышленной комиссии правительства РФ, даже создание полностью автономного российского ОПК без участия украинских предприятий в данное время невозможно. В частности, украинские предприятия производят радиолокационное и оптико-электронное оборудование для российских истребителей типа МиГ и Су, двигатели для вертолетов и ряд других комплектующих, производство которых оперативно наладить не удастся.

Но Россия вполне может попытаться обойтись без участия Украины там, где это можно сделать. К примеру, весной Москва уже официально отказалась в 2013 году использовать уникальный украинский тренировочный полигон для палубной авиации “Нитка” в Крыму. Предполагается, что в 2014 году его аналог начнет работать в кубанском Ейске и необходимость в украинском авиаполигоне отпадет. Очевидно, Киеву также придется забыть о своих планах задействовать украинские предприятия ВПК для ремонта и модернизации техники и вооружений Черноморского флота РФ. А это — сотни миллионов гривен. Параллельно Россия займется информационной войной и усилит свои попытки максимально дискредитировать продукцию украинского военно-промышленного комплекса в глазах потенциальных импортеров.

Кара “атомная”

Также сложно переоценить возможности влияния России на украинскую атомную энергетику. Туманные перспективы ждут проект строительства в Кировоградской области завода по производству ядерного топлива. Предполагалось, что первые строительные работы начнутся в сентябре 2013 года, однако теперь эти сроки могут быть сдвинуты либо вообще заморожены. Кроме этого, может затормозиться и вышедший на финишную прямую проект достройки двух энергоблоков Хмельницкой АЭС, которые должны построить россияне. Предполагалось, что российская сторона также должна прокредитовать около 80% из почти 40 млрд. грн., необходимых для строительства.

После того, как россиянам практически удалось избавиться от единственного конкурента в производстве ядерного топлива для украинских АЭС — американской компании Westinghouse, развитие проектов в сфере атомной энергетики в Украине выглядит крайне выгодным для России. Однако о том, что практически полная зависимость от поставок из России ядерного топлива для украинских АЭС представляет серьезную угрозу для Украины, в экспертных кругах отмечалось неоднократно.

Кара “машиностроительная”

От стремления Кремля любыми средствами наказать Украину за разворот в сторону Европы может пострадать и украинское тяжелое машиностроение. По крайней мере, “тревожный звоночек” прозвенел еще в начале лета. В СМИ появилась информация о том, что харьковский завод “Турбоатом”, сорвав на полгода сроки поставки турбин для Камской и Новосибирской ГЭС, может попасть в “черный список” и больше не сможет рассчитывать на заказы от россиян. В свою очередь, представители украинского предприятия уверяют, что виноваты в задержке сами россияне, которые сорвали сроки авансовых проплат. При этом одно из немногих успешных государственных предприятий, производящее турбины для тепловых и атомных электростанций, практически полностью зависит от экспорта своей продукции в Россию. В частности, по итогам первого полугодия, около половины продукции предприятия экспортируется в страны СНГ и Азии.

Михаил ОРЛЮК, Дмитрий КАЧУРА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.