По данным Госстата, в 2013 году через торговые сети было продано 16,6 млн дал водки, а в 2015 — всего лишь 10,4 млн дал.
Частично рынок сузился из-за того, что из потребления выпало население Крыма и квазиреспублик на территории Луганской и Донецкой областей. Однако население Украины сократилось не более чем на 10%, а легальное потребление упало более чем в 1,5 раза.
При этом на оккупированных территориях осталась часть активов, которые были отобраны непризнанными Украиной властями.
Например, в Луганске был отобран один из крупнейших в стране ликеро-водочных заводов “Луга-Нова”, часть акций которого принадлежала концерну “Укрспирт”. В Донецке был “национализирован” завод, принадлежавший компании OLYMP бывшего народного депутата Павла Климца.
Объемы продаж легальной водки в торговых сетях (млн дал) |
|
2012 |
17,65 |
2013 |
16,62 |
2014 |
13,61 |
2015 |
10,40 |
Почему падает легальная продажа водки? В первую очередь, это связано с уходом рынка в тень из-за высокого акциза на спирт.
Сейчас государство имеет монополию на спирт. Его производит и реализует госконцерн “Укрспирт”. Налог в виде акцизного сбора взимается с производителей водки при продаже этого сырья.
В 2015 году году акцизный сбор с литра чистого спирта составлял 70,53 грн, а с марта этого года поднят до 105,8 грн.
Это означает, что теперь в каждой бутылке водки будет заложено 21 гривня акцизного сбора (из одного литра 100-процентного спирта выходит 5 бутылок водки).
Пока что минимальная розничная цена (МРЦ), по которой может продаваться водка, составляет 54,9 грн за бутылку. В ближайшем будущем правительство увеличит ее до 75-80 грн.
Сейчас производители водки платят около пяти миллиардов гривень акцизного сбора в год. Сумма поступлений в бюджет могла бы быть гораздо больше, если бы государство вело правильную регуляторную политику.
До 2010 года этот рынок в Украине динамично развивался. Производство и реализация легальной продукции каждый год росли. С приходом к власти Виктора Януковича на рынке произошло перераспределение получателей выгоды.
Это стало возможным после того, как окружение Януковича консолидировало все украинские спиртзаводы в одно юрлицо — госконцерн “Укрспирт”. Этим занимались близкие соратники тогдашнего президента: Юрий Иванющенко и Анатолий Радченко, руководивший департаментом по контролю за подакцизными товарами Миндоходов.
Теперь рынок крепкого алкоголя находится в самом ужасном состоянии за последние 10 лет. С каждым годом он сужается. Легальные производство и продажа водки падают.
Что делают участники рынка в этой ситуации?
Всего в Украине около полутора десятков производителей водки. Сейчас они распродают запасы продукции, которая была произведена на спирте с более дешевым акцизом. Чем крупнее игрок, тем больше запасов он может сделать. А значит — тем дольше будет конкурировать на рынке сбыта.
Уже сейчас между участниками рынка началась война “за полку” в супермаркете. Игроки выясняют счеты между собой, используя информационный ресурс.
Например, одновременно в нескольких изданиях был размещен текст о том, что компания OLYMP Павла Климца завозит спирт с оккупированных территорий.
“Место на самой скромной “золотой полке” стоит не меньше 300 грн, самоя скромное размещение на ТВ будет стоить не меньше 3 млн грн, — пишет бывший заместитель гендиректора компании OLYMP Николай Усачев в блоге на Цензор.НЕТ. — Чтобы восстановить позиции в хорошей торговой сети нужно заплатить не меньше 300 тысяч грн за одну позицию. Рыночными способами бороться очень не дешево”.
Усачев говорит о том, что сейчас операторы водочного рынка ведут себя, словно пауки в банке. Из-за повышения акциза, большие шансы выжить имеют лишь самые крупные. Более мелкие игроки поставлены в условия жесточайшей конкуренции. Каждый находит свои способы вырвать себе место на рынке.
Ситуацию усугубляет увеличение объемов контрафактной продукции. Как сообщал БизнесЦензор, Ассоциация “Укрводка” оценивает долю нелегального алкоголя в 40% от общего объема рынка.
Сейчас через интернет без проблем можно купить 10-литровый пак водки за 250 — 270 грн. Она обойдется в два раза дешевле, чем водка, купленная в магазине по минимальной цене, установленной правительством.
Очевидно, что акцизный сбор с этой продукции не уплачен. Контрафактная водка стоит дешевле, чем производителю пришлось бы заплатить с нее налогов.
Почему Климца обвинили в использовании спирта, вывезенного с оккупированных территорий?
Сейчас OLYMP собирается запустить маркетинговую компанию, чтобы выйти на рынок с новым продуктом.
“Компания полностью обновила портфель брэндов, готовит к выводу на рынок новую торговую марку, проводит мотивационные переговоры с торговыми менеджерами о том, чтобы на полках появилась новая продукция”, — цитирует пресс-служба OLYMP слова Павла Климца.
Если в этих условиях, небольшие игроки позволят выйти на рынок еще одному конкуренту, своими действиями он сможет лишить дохода более мелких производителей.
Для того, чтобы сделать рынок цивилизованным, достаточно приватизировать “Укрспирт” и усилить ответственность за производство и продажу контрафакта.
Пока же производители украинской водки обречены гасить один скандал за другим, распихивая друг друга в надежде добраться до потребителя.
Основные операторы водочного рынка в Украине
Производитель водки |
Торговые марки |
Собственник |
Национальна водочная компания |
“Хлібний дар, “Перепілка”, “Байка”, “Козацька рада”, “Цельсій” |
Святослав Нечитайло, Наталья Бондарева |
Украинская дистрибуционная компания |
“Хортиця”, “Первак”, “Мороша” |
Евгений Черняк |
ЛВН Лимитед (Nemiroff) |
Nemiroff, “Кедрова”, “Житня з медом” |
Яков Грибов, Анатолий Кипиш |
Атлантис |
Helsinki, “Украинка”, Green Day |
Феликс Черток |
НПП Гетьман |
“Гетьман”, “Держава”, “Київ”, “Наливайко” |
Олег Баляш |
ЗЛВЗ Златогор |
“Златогор” |
Людмила Русалина, Лидия Петренко |
Львовский ЛВЗ |
“Володар”, “Вожак”, “Золото Полуботка”, “Золотий лев”, “Львівська горілка” |
Иван Охабский |
Житомирский ЛВЗ |
“Житомирська на бруньках”, “Житомирський стандарт”, “Президенський стандарт”, “Старий Житомир”, Chudnoff |
Госуправление делами (ДУСя) |
Симферопольский вино-коньячный завод |
“Древне Киевская”, “Хлебная Слеза”, “Олигарх”, “Тарас Бульба”, “Украинский стандарт” |
Сергей Иванов |
Люботынский завод “Продтовары” |
Lubotinn, “Вільна” |
Артур Пристер, Нелли Пристер |
ЛВЗ Прайм |
Prime |
Павел Климец, Стелла Климец |
НПП Абсолютный Стандарт |
Absolute Standard |
Павел Дубневич, Роксолана Пиртко |
Горобина |
“Академічна”, “Губернія дворянська” |
Сергей Лукьянов |
Станиславская торговая компания |
“Франківська”, “Цісарська” |
Олег Бахматюк |
Андрей БОНДАРЕНКО
Что скажете, Аноним?
[07:00 25 ноября]
[15:06 24 ноября]
[11:45 24 ноября]
08:10 25 ноября
08:00 25 ноября
07:40 25 ноября
07:30 25 ноября
15:45 24 ноября
12:30 24 ноября
12:00 24 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.