Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Как в зеркале

[09:33 29 мая 2012 года ] [ Коммерсант-Украина, № 83, 29 мая 2012 ]

В киевском PinchukArtCentre проходит выставка знаменитого скульптора Аниша Капура.

Екатерина Стукалова считает, что его работы способны произвести на украинскую публику психотерапевтический эффект.

PinchukArtCentre продолжает знакомить зрителей с ключевыми именами в мировом современном искусстве конца ХХ—начала ХХI веков. До конца сентября в его стенах будут демонстрироваться работы знаменитого британского скульптора индийского происхождения Аниша Капура. Если вспомнить, что этой экспозиции предшествовала выставка выдающегося канадского фотографа Джеффа Уолла, то стоит отметить, как фокус PinchukArtCentre постепенно перемещается с самых модных художников на самых значимых, а с самых рыночно успешных — на самых идеологически и эстетически влиятельных.

В истории послевоенной мировой скульптуры Аниш Капур и в самом деле занимает беспрецедентное место. В течение своей почти 40-летней карьеры он создавал и камерные скульптуры для небольших галерей, и многометровые объекты для публичных пространств; работал с камнем, сталью, золотом, цементом, зеркалами, специальными ржавеющими сплавами, пигментами, воском и множеством других материалов. Наконец, он получил практически все мыслимые награды, которые может заслужить британский художник, и даже некоторые регалии, которые британские художники получают нечасто — например, звание командора французского ордена искусств и литературы.

Как правило, скульптуры Капура рассчитаны на то, чтобы существовать в грандиозных общественных пространствах и взаимодействовать со средой значительно более просторной, чем белые стены выставочного зала. “Облачные врата” в Чикаго, “Небесные зеркала” в Рокфеллер-центре, 320-метровая инсталляция “Марсий” в Турбинном зале Тейт-Модерн, только что представленная взору публики башня “Орбита” для лондонского Олимпийского парка — лишь несколько выразительных иллюстраций этого.

Так что перед кураторами PinchukArtCentre стояла действительно нелегкая задача — адекватно представить творчество Капура в своем, хоть и обширном, но все-таки не рассчитанном на художественные события подобного масштаба пространстве. Надо сказать, что с этой задачей они справились превосходно. Хотя некоторые работы кажутся все-таки зажатыми низкими потолками, экспозиция в целом дает полное и адекватное представление практически обо всех этапах творческого пути Капура. Тут есть и его фирменные, покрытые пигментом выступы на плоскости, и “раны” на стенах, и затягивающие в свои иллюзорные глубины воронки, и зеркальные объекты, и пушка, стреляющая красным воском и создающая новую скульптуру в реальном времени, и многое другое. Наконец, есть зал “бумажной” архитектуры, в котором в виде эскизов и макетов представлены нереализованные проекты для публичных пространств и природной среды.

Интересно, что сразу после вернисажа в интернете был отмечен повышенный интерес к одной “картинке с выставки”. Случайный снимок патрона PinchukArtCentre Виктора Пинчука, осматривающего экспозицию, собрал тысячи лайков и сотни перепостов в одном только фейсбуке. Фотография и в самом деле выразительная — подтянутый, элегантный господин Пинчук отражается в зеркальном объекте Капура, превращаясь в сатирический образ, словно сошедший со страниц советского журнала “Крокодил”. Так неожиданно кривое зеркало, созданное скульптором, и отражение, случайно пойманное объективом фотокамеры, обнажили то невротическое состояние, в котором находится наше общество. Работы Капура преимущественно созерцательны, метафизичны и отстранены от мирской суеты. Они о пространстве и времени, наполненности и пустоте, внешности и изнанке формы, о свете и его поглощении, о парадоксах нашего восприятия и о потенциально возможном выходе за пределы нашей косности. Но израненной душе маленького украинца, которого давят на тротуарах дорогими машинами, у которого отнимают бизнес и работу, которому подкладывают в мусорные урны примитивные взрывные устройства, которого пугают, что гей-парад вот-вот положит конец патриархальной отечественной морали, не до метафизики и созерцания. В кривых зеркалах капуровских объектов он скорее склонен увидеть своих врагов, чем себя самого, так что выставка может стать не только значительным художественным событием на украинской сцене, но и актом своеобразной арт-терапии для нашей публики.

Екатерина СТУКАЛОВА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.