Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Как размер портовых сборов влияет на экономику Украины

[07:05 20 апреля 2017 года ] [ Бизнес Цензор, 19 апреля 2017 ]

Несмотря на политическую волю руководителей профильного министерства и администрации морских портов, портовые сборы в Украине остаются самыми высокими в мире. Последствие этого — снижение грузооборота в украинских портах.

Украина теряет привлекательность своей портовой инфраструктуры из-за высоких ставок портовых сборов. Почему так произошло?

Назначение сборов

Портовые сборы — это оплата за пользование портовыми сооружениями, буксирным флотом, акваторией порта, предоставление лоцманских услуг и прочее. В идеале, они направляются на финансирование содержания и развития водной инфраструктуры порта.

Каждое грузовое судно, входящее в порт платит портовые сборы, которые градируются в зависимости от конкретного порта, типа судна, его условного объема и груза.

Вместе с платой за услуги, которые предоставляет портовый оператор, эти платежи составляют дисбурсмент — расходы судна во время нахождения в порту.

Сейчас в Украине взымается корабельный, канальный, маячный, причальный, якорный, административный, санитарный и швартовый сборы.

Размер дисбурсмента напрямую влияет на привлекательность порта. Экспедитор включает его в стоимость фрахта судна. Вся эта транспортная составляющая закладывается в стоимость товара. Именно она влияет на то, выгодно ли что-то поставлять в Украину, или наоборот — из Украины.

История формирования сборов

Ставки портовых сборов с всегда устанавливались Министерстом транспорта, сейчас — Мининфраструктуры (МИУ). Впервые они были установлены приказом министерства №214 в июне 1996 года. Этот приказ с изменениями действовал вплоть до 2014 года, пока его не отменили.

“В основу расчета изначально базового уровня ставок всех судовых портовых сборов для морских портов Украины была положена стоимость услуг: издержки, плюс прибыль на развитие производства”, — сообщает кандидат экономических наук Всеволод Попов в журнале “Порты Украины”.

Все это время расчетом тарифов занималось ГП “Научно-исследовательский проектно-конструкторский институт морского флота Украины” (УкрНИИМФ), в котором работает Попов.

Ставки установлены в долларах США, так что инфляционные процессы внутри страны на них не влияют. Не смотря на это тарифы несколько раз увеличивались. В 2003 году они в среднем поднялись на 7%, а в 2007 — больше чем в полтора раза, на 58%.

В итоге, дисбурсмент в украинских портах стал одним из самых дорогих в мире.

По данным проекта International Seaborne Market (специализированный фрахтовый сервис “МеталлКурьера”) ставки сборов в украинских портах в 2 — 3 раза превышают аналогичные платы в других портах мира.

Сборы в морских портах мира (тыс. $)

Порт Грузоподъемность судна: 5300 тонн  Грузоподъемность судна: 27500 тонн
Nikolayev 16-21 100-120
Odessa  13-15   55-60 
Constanta 7,5-7,8  25-26 
Varna 8,7-9  34-35 
Novorossiysk 7,6-8  36-37 
Marmara Sea ports 7 27-28 
Porto Marghera 9,5-10  28-29 
Taranto 8,2-8,7  32-33 
Thessaloniki 5,3-5,8  14-15 
Alexandria 6,3-6,8  21-22 
Barcelona 8-8,5   22-23
Rotterdam  9-10  35-36 

Источник:  International Seaborne Market

Минусы для Украины

Высокие портовые сборы делают дорогими как экспортные товары — железную руду и зерно, так и необходимый Украине импорт. Например — энергетический уголь.

По данным Нацкомиссии, регулирующей энергетику (НКРЭКУ), средняя стоимость перевалки одной тонны угля за последние 12 месяцев составила $7,19. Разгрузить судно типа Capesize со 180 тысячами тонн угля на борту, стоит $1,3 млн.

Эти средства закладываются в стоимость угля, который, в конченом счете, оплачивают украинские потребители электроэнергии.

Точно также высокие портовые сборы влияют на привлекательность экспорта украинских товаров, которые приносят валютную выручку в страну.

“У нас есть дикий перекос. Полный комплекс услуг по обработке танкера в порту Грузии стоит $30 тысяч, а в Украине это может стоить $300 тысяч. То есть, больше не в 2-3 раза, а в десятки раз”, — рассказывает министр инфраструктуры Владимир Омелян в интервью БизнесЦензор.

Главный сборщик

Портовые сборы идут в ГП “Администрация морских портов Украины” (АМПУ), которое было создано в 2013 году для консолидации финансовых потоков с портовой инфраструктуры.

Сборы приносили и продолжают приносить большой доход. Украинским экспортерам некуда деваться — везти свою продукцию в порты других стран черноморского региона все равно будет дороже.

Этого не скажешь о владельцах транзитных грузов. Поэтому летом 2016 года Кабмин ввел бессрочную скидку в украинских портах для транзитеров.

Несмотря на эти шаги, в 2016 году объем перевалки в украинских портах уменьшился на 8,6%, что является самым сильным снижением за последние 4 года.

Одновременно с падением перевалки грузов, АМПУ показывает огромную прибыль. В 2015 году предприятие получило самую крупную чистую прибыль среди всех украинских компаний — 3,85 млрд грн при годовой выручке 6,8 млрд.

В 2016 году, как сообщил новый руководитель АМПУ Райвис Вецкаганс в интервью “Интерфакс-Украина”, предприятие уплатило 4,66 млрд грн в бюджет при выручке 7,3 млрд грн.

Теоретически, эти деньги должны были пойти на поддержание и капитальные инвестиции в инфраструктуру портов. Однако крупных проектов в 2016 году АМПУ так и не реализовало. 60-70% выручки предприятия уходит в бюджет.

Другими словами Украина держит одни из самых высоких ставок портовых сборов, но не развивает инфраструктуру. В результате объемы перевалки грузов, а значит и инвестиционная привлекательность страны, в целом падают.

Тернистое снижение ставок

И в правительстве и в АМПУ есть понимание того, что существующий уровень портовых сборов мешает развитию украинского бизнеса.

“Я рассчитываю, что министерство и несколько независимых экспертов из Канады и Нидерландов сообща не только разработают реформу АМПУ, но и радикальное уменьшение портовых тарифных сборов”, — говорил в начале года Владимир Омелян в интервью БЦ.

Этих же взглядов придерживается и Райвис Вецкаганс — новый руководитель АМПУ, который был назначен на должность в январе после того, как победил в конкурсе на замещение директора предприятия.

“В ближайшее время мы планируем пересмотр портовых сборов и надеемся, что украинские порты будут более интересными для бизнеса”, — заявил Вецкаганс в феврале.

Что мешает снизить ставки портовых сборов?

Как сообщили БЦ в Мининфраструктуры в ответ на запрос, в соответствии с законом “О морских портах”, размеры ставок портовых сборов для каждого из портов должны устанавливаться Национальной комиссией, осуществляющей регулирование в сфере транспорта.

Однако этот государственный орган до сих пор не создан. Поэтому его функции выполняет министерство инфраструктуры. Нацкомиссия должна разработать и утвердить методику, по которой устанавливаются сборы. Однако, по понятным причинам, ее тоже нет.

Сегодня действуют ставки сборов, установленные приказом МИУ №316 от мая 2013 года с изменениями. Количество сборов, регулируемых централизованно, сократилось до четырех: лоцманский сбор, плата за регулирование движения суден, плата за услуги ледокольных работ и причальный сбор.

Полномочия по определению сборов за остальные услуги переданы операторам портов. Украинский бизнес, в первую очередь — экспортеры, ждут снижения портовых сборов уже в ближайшее время.

Василий МЕЛЬНИК

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ

SpaceX запустила частную миссию к Луне. Как развивается космическая гонка миллиардеров Маска и Безоса?

[07:00 16 января]

[BBC News Русская служба, 15 января 2025]

Основатель Amazon Джефф Безос и его компания Blue Origin вот-вот запустят ракету New Glenn. Запуск должен был состояться еще в понедельник, но был отложен по техническим причинам — и, скорее всего, произойдет в ближайшие дни. Все это происходит на фоне успехов SpaceX Илона Маска: компания в прошлом году совершила прорыв, посадив часть гигантского корабля Starship прямо на стартовую площадку. А сегодня ракета Falcon 9 компании SpaceX отправилась к Луне вместе с двумя посадочными модулями, созданными частными компаниями из США и Японии. Они будут исследовать лунный грунт и изучать магнитное поле земли. Компании обоих миллиардеров были основаны более 20 лет назад. SpaceX значительно опередила конкурента за последние годы, но успешный запуск New Glenn может сократить отставание.

НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.