Газотранспортная система Украины, в соответствии с обязательствами нашей страны перед Евросоюзом, должна быть выделена в отдельную структуру. При этом внутри нее может произойти дальнейшее дробление на собственно транспортировку газа и его хранение. На таком сценарии настаивает руководство НАК “Нафтогаз Украины”, и эксперты не исключают, что это может быть связано с некими договоренностями по привлечению зарубежного партнера, который будет участвовать в управлении отечественной “трубой”. При этом в свете грядущих политических перемен вследствие намеченных на 2019 год выборов будущее самого “Нафтогаза” видится довольно туманным. О том, как будут делить ГТС, узнавал “Апостроф”.
Руководство НАК “Нафтогаз Украины” предлагает отделить от газотранспортной системы (ГТС) страны подземные хранилища газа (ПХГ). Это следует из “дорожной карты” процесса отделения оператора отечественной ГТС, недавно представленной менеджментом НАК.
Выделение транспортировки газа в отдельный бизнес (так называемый unbundling) является обязательством Украины перед ЕС в рамках действия Третьего энергопакета. Согласно этой позиции, одна и та же компания не может одновременно являться производителем и поставщиком энергоресурсов.
Однако менеджеры “Нафтогаза” решили пойти еще дальше, предлагая уже от бизнеса по транспортировке газа отделить функцию хранения — как известно, на сегодня ПХГ являются частью ГТС Украины. Согласно “дорожной карте”, выделение хранения как отдельного подразделения в структуре акционерного общества (АО) “Укртрансгаз” должно произойти уже до 1 января 2019 года. Предполагается, что оно будет создано на базе управления магистральных газопроводов “Львовтрансгаз”.
На сегодня Украина имеет 12 ПХГ (одно из них временно не контролируется, так как находится на оккупированной территории в Луганской области) общей активной вместимостью 31 миллиард кубометров газа.
Мотивация руководителей “Нафтогаза”, озвученная главой НАК Андреем Коболевым, такова: для потенциальных партнеров Украины по управлению газовой “трубой” важно, чтобы соответствующий актив “был полностью прозрачен и чист”, однако ПХГ могут стать “отравленной пилюлей”. Очевидно, что это — намек на длительные судебные споры о хранении в ПХГ газа компаний, связанных с олигархами Дмитрием Фирташем и Игорем Коломойским.
Директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко считает, что настойчивость, с которой руководители “Нафтогаза” продвигают идею разделения функций транзита и хранения, связана с тем, что они руководствуются, прежде всего, коммерческими интересами. “Они отвечают за коммерческие вопросы, их задача — обеспечить загрузку системы, обеспечивать газодобычу, улучшать производственные показатели”, — сказал он в комментарии “Апострофу”.
По словам директора специальных проектов научно-технического центра “Психея” Геннадия Рябцева, предложения менеджеров “Нафтогаза” продиктованы тем, что им выгодно решить данный вопрос. “Нафтогаз” стремится избавиться от всех токсичных активов, оставив себе что-то такое, что может заинтересовать потенциального партнера”, — рассказал эксперт изданию.
В одной связке
Но украинская ГТС, похоже, не слишком интересует зарубежных партнеров в каком-либо виде. По словам Владимира Омельченко, “какой-то очереди” из потенциальных покупателей не наблюдается.
Геннадий Рябцев также считает, что особого интереса к отечественной “трубе” со стороны западных компаний нет. В связи с этим эксперт не исключает, что действия руководства “Нафтогаза” по лоббированию разделения функций транспортировки и хранения могут быть связаны с интересами конкретного покупателя. “Мне кажется, что все это делается под конкретную компанию, и чтобы избавиться от активов, которые эту компанию не интересуют”, — пояснил он.
Что в этом случае будет с отделенными хранилищами — неизвестно.
Впрочем, Владимир Омельченко читает, что вопрос их отделения вряд ли будет актуальным “в ближайшие три-четыре года”. По его словам, России, скорее всего, удастся достроить “Северный поток-2” — газопровод в обход Украины, из-за чего транзит по украинской ГТС может снизиться в разы. “Поэтому, я думаю, в этом случае, наоборот, линейная часть и хранилища должны работать в одной связке, потому что, если наложатся два фактора — снизится давление в системе и сократятся объемы перекачки в связи с “Северным потоком-2”, и при этом будет отделена линейная часть от хранилищ, это усложнит контроль за режимом работы ГТС Украины”, — заявил эксперт.
В свою очередь, эксперт программы “Энергетика” аналитического центра “Украинский институт будущего” Андриан Прокип отметил, что, несмотря на то, что ПХГ являются важным элементом системы транспортировки газа, разделение функций не должно стать проблемой. “Компания, которая будет владеть хранилищами, сможет предоставлять свои мощности в аренду”, — сказал он “Апострофу”.
Специалист напомнил, что подземные хранилища юридически готовы для использования в качестве склада — на базе 10 ПХГ действует “таможенный склад”, позволяющий трейдерам до 1095 дней хранить газ без проведения процедуры растаможивания. “Поэтому, если будет совместное использование “трубы”, думаю, это не должно стать каким-то препятствием”, — резюмировал Прокип.
Однако, возможно, в скором времени станет и вовсе неважно, каким образом должен осуществляться unbundling — с отделением ГТС вместе с хранилищами или с дальнейшим выделением бизнеса по хранению газа. Как известно, весной 2019 года в Украине состоятся президентские выборы, и пока в социологических опросах лидирует экс-премьер Юлия Тимошенко. В пятницу, 28 сентября, она раскритиковала предложение о продаже 49% акций компании-оператора ГТС Украины. Более того, Тимошенко пообещала, в случае избрания ее президентом, вообще ликвидировать “Нафтогаз”, а также “другие посреднические структуры”, которые НАК может создать.
Пока что непонятно, как эта идея может реализоваться. Кроме того, неясно, собирается ли Тимошенко останавливать саму процедуру unbundling .
“Юлия Владимировна — не волшебник, и даже не учится. Она столкнется с теми же проблемами, с которыми сталкивается руководство Украины сегодня”, — отметил Генадий Рябцев.
Андриан Прокип не исключает, что анонсированная Юлией Тимошенко ликвидация “Нафтогаза” может повлиять на unbundling. “Но также понятно, что реакция Запада — если не будут созданы прозрачные чистые компании, которые должны принять на себя все эти функции, и при этом Западу не сообщат, что собираются сделать, — это напугает потенциальных участников проектов по управлению “трубой”, — заявил эксперт. — Такие заявления опасны, поскольку они не предлагают какого-то решения — что будет вместо (”Нафтогаза”)? Это — просто заявление, а не предложение какого-то комплексного решения”, — отметил эксперт.
Виктор АВДЕЕНКО
Помню как патриоты визжали, шо труба -єто наше национальное достояние и никакой приватизации николи не будет.
Что скажете, Аноним?
[12:15 25 ноября]
[10:10 25 ноября]
[07:00 25 ноября]
16:00 25 ноября
14:30 25 ноября
14:00 25 ноября
13:30 25 ноября
12:30 25 ноября
12:00 25 ноября
11:00 25 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.