Но, тем не менее, несколько примеров полноценной переписки все же есть — сейчас мы рассмотрим один из них и попробуем кое-чему научиться.
Примечание: Это письмо стало достоянием общественности, поскольку оно было использовано в качестве доказательства в судебном процессе, в котором компанию Apple обвинили в сговоре с целью повышения цен на электронные книги и тем самым в нарушении антимонопольного законодательства. Apple не признала свою вину, но проиграла процесс, после чего подала апелляцию. Однако Верховный суд США отказал в этом. В итоге урегулирование дела обошлось компании в 450 млн долларов.
Контекст письма: В 2010 году Джобс и Apple готовились к выводу на рынок планшета iPad. Важно, что на нем можно было читать книги — как на Amazon Kindle, которая к тому моменту продавалась уже несколько лет. Так что Apple нужно было привлечь в iTunes как можно больше книжных издательств, чтобы предложить пользователям выбор книг.
В какой-то момент четыре крупных издательства уже подписали партнерские соглашения, но еще одно, HarperCollins, не хотело следовать их примеру. Итоговые переговоры проходили на высшем уровне — между Джобсом и Джеймсом Мердоком, исполнительным директором News Corp. (материнской компании издательства).
Мердок не был уверен, что его компания (и ее партнеры) могут пойти на условия, предлагаемые Apple, особенно в части размера скидок. Поэтому Джобс написал письмо, в котором убеждал HarperCollins присоединиться к партнерству.
Вот текст этого письма.
Из этого письма можно извлечь сразу несколько ценных уроков. Разбираемся по порядку.
1. Джобс обращается к собеседнику по имени
Это письмо — часть переписки, которая к тому моменту длилась уже не меньше двух дней, то есть по сути необходимости обращаться к Мердоку по имени не было. Тем не менее, Джобс это делает. Почему?
Конечно, узнать наверняка мы уже не сможем, но примерно понятно, зачем Джобс так делает — обращаясь по имени, он восстанавливает доверительную связь. Он говорит: “Слушай, я знаю тебя, а ты знаешь меня. Мы на одной стороне”.
Вывод: Мы не предлагаем начинать каждое письмо (особенно в середине переписки) с обращения по имени, но, если вы пытаетесь донести до собеседника какую-то особенно важную мысль, вспомните знаменитые слова Дейла Карнеги:
“Для человека звук его имени является самым сладким и самым важным звуком человеческой речи”.
2. Письмо хорошо продумано
Мы не знаем, как долго Джобс обдумывал это письмо, но, похоже, он написал его не за пару минут — его позиция выражена просто и ясно.
Он пишет: “Да Amazon продает эти книги по $9,99. Кто знает, может, они и правы, а мы провалимся даже с ценой $12,99. Но мы собираемся попробовать. А еще более высокие цены точно станут неудачным решением”.
Он пользуется обычным, невысокопарным языком, и демонстрирует собственную уязвимость, говоря о возможной необъективности и готовности учиться на своих ошибках. Далее он описывает три варианта действий, раскладывая ситуацию на простые составляющие в попытке подтолкнуть Мёрдока к принятию решения.
Вывод: Не спешите с отправкой письма — смотрите на него как на возможность повлиять на другого человека, в чем-то его убедить или построить какие-то отношения. Если это особенно важное письмо, напишите черновик и вернитесь к нему через какое-то время, чтобы перечитать и отредактировать. Попробуйте прочесть свое письмо так, будто вы и есть получатель. А потом задайте себе несколько вопросов:
-
Можно ли назвать это письмо ясным и логичным и сбалансированным?
-
Легко ли его читать? (Полезно разбить письмо на пункты, как это делает Джобс)
-
Не пожалею ли я потом, что написал это?
-
Не слишком ли я расписался?
Редактируйте письмо, пока напротив каждого пункта не будет стоять галочка. Помните, что нет необходимости пытаться произвести впечатление или сыпать жаргоном: люди — будь то начальство или партнеры — предпочитают видеть в собеседнике реального человека.
3. Письмо написано хорошим языком
Живой, разговорный язык и реальный образ не означают небрежность при написании текста — как известно, кто ясно мыслит, тот ясно излагает. Отметим, что Джобс не пренебрегает правилами. Все в порядке:
-
Заглавные буквы,
-
Пунктуация,
-
Орфография,
-
Грамматика,
-
Синтаксис.
Думаете, это случайно вышло? Вряд ли.
Вывод: Будьте внимательны к деталям. Во-первых, так проще сформулировать собственные мысли, а во-вторых, это позволяет выделиться из толпы и оставить о себе хорошее впечатление.
4. Письмо учитывает эмоции собеседника
Когда человеку навязывают решение или отбирают у него право выбора, это вызывает сопротивление. Поэтому обратите внимание на очень важную последнюю строчку: “Возможно, я что-то упустил, но я не вижу других вариантов. А вы?”
В этих двух простых предложениях Джобс одновременно транслирует уверенность в себе и смирение, а также дает пас Мёрдоку, у которого есть возможность не согласиться и предложить собственное решение.
Но мы-то уже знаем, что через два дня в HarperCollins согласились с условиями Apple.
Вывод: Важно, чтобы собеседник чувствовал себя не пешкой в вашей игре, а частью процесса. А для этого нужно слушать людей, учитывать их проблемы и признавать свои ошибки. Так вы завоюете доверие человека, а это даст возможность двигаться вперед не только быстрее, но и эффективнее — собеседник сам расскажет вам о своем видении проблемы, и вы будете решать ее сообща.
5. Джобс прощается
Возможно, вам кажется, что это незначительная деталь — в такой переписке, подразумевающей продолжение разговора, прощаться не обязательно. Тем не менее важно помнить, что подпись — это последнее, что прочтет ваш собеседник, так что не стоит упускать из виду этот инструмент. В данном случае “всего доброго” демонстрирует одновременно уважительное и личное отношение.
Вывод: Переписываясь с человеком, вы строите или поддерживаете с ним отношения. Как правило, мы не заканчиваем телефонный разговор, не попрощавшись — не стоит так делать и в электронной переписке, за исключением особых случаев. Итак, письмо должно быть хорошо продуманным, ясным, понятным, коротким и вежливым.
Главное — думайте о чувствах собеседника.
Тогда уже ваши письма будут разбирать как образец.
Подготовила Евгения Сидорова