Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Как дешевела труба

[10:34 14 февраля 2011 года ] [ Ведомости, № 25, 14 февраля 2011 ]

“Газпром” раскрыл расходы на прокладку газопроводов. Один из главных проектов — считавшаяся неоправданно дорогой часть Северо-Европейского газопровода — оказался сравним с мировыми аналогами: около $3 млн/км. Просто концерн не стал строить дороги для завоза техники.

В октябре премьер Владимир Путин велел “Газпрому” и Минэкономразвития заняться снижением издержек при транспортировке газа, в том числе разобраться, сколько “Газпром” тратит на строительство газопроводов. Работа над поручением продолжается, говорил на днях представитель Минэкономразвития. Но первые результаты уже есть. “Газпром” впервые раскрыл удельную стоимость транспортных строек — в презентации к пятничной встрече с инвесторами (копия есть у “Ведомостей”).

Оказалось, что стоимость строительства снизилась — на 38% к 2009 г. в реальных ценах по сравнению с 2006 г. до 95 млн руб./км, или около $3 млн по среднему курсу (в номинальных ценах был рост). Правда, это только линейная часть — без компрессорных станций и других объектов — и касается не всех строек, а крупных проектов (диаметр — 1420 мм, рабочее давление — 7,4 МПа, отмечается в презентации).

В презентации приведен пример — часть Северо-Европейского газопровода Грязовец — Выборг. Основные подрядчики проекта — “Стройгазконсалтинг” Зияда Манасира и “Стройгазмонтаж” Аркадия Ротенберга. Эксперты называли эту стройку одной из самых дорогих в мире: исходя из объявленных планов “Газпрома” в 2006-2010 гг. затраты на нее (со всеми объектами) получались около $6,9 млрд. Пока построена только первая очередь (остальное — в 2011-2012 гг.). Но даже если разделить $6,9 млрд на всю проектную длину — 917 км, выходит около $7,5 млн/км.

Первую часть этой трубы (144 км, без компрессорных станций) “Газпром” в 2006 г. собирался построить за 19,84 млрд руб. — около 138 млн руб./км, или $5 млн по среднему курсу того года. Но в пятничной презентации совсем другая цифра по линейной части — 94,9 млн руб./км ($3 млн). Это участки, введенные в 2009 г., уточняет представитель “Газпрома”.

Представитель “Газпрома” объясняет разницу тем, что в 2006 г. предполагалось строить не только линейную часть, но и “большое количество подъездных и вдольтрассовых дорог для завоза строительной техники для всей трассы газопровода в условиях пересеченной и болотистой местности”, но позднее от этих строек отказались в пользу муниципальных дорог и, “в исключительных случаях”, авиаперевозок. Сколько в итоге было потрачено на эту стройку в 2006 г., собеседник “Ведомостей” не раскрыл, сказав лишь, что менее расчетных $5 млн.

Зачем понадобилось включать в план строительство необязательных, как оказалось, дорог, представитель “Газпрома” объяснять не стал.

Экспертов цифры и их объяснение не удовлетворили. “Получается, мы так и не знаем, сколько реально потратил “Газпром” даже на Грязовец — Выборг, — сетует директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. — Есть исторические данные о том, какими были сметы (а они, как видно, изначально были завышены), и нет ни одного радостного доклада “Газпрома” об экономии или хотя бы о выполнении этих планов”. Первый участок находится в развитом регионе, рядом с железнодорожной трассой, зачем нужен был план по “большому количеству” сервисных дорог (от которого в итоге отказались) — не ясно, добавляет Корчемкин.

Как у людей

Есть в презентации и сравнение с западными аналогами — германскими газопроводами NEL (98,1 млн руб./км) и OPAL (93,9 млн). Затраты “Газпрома” сопоставимы с аналогами в Западной Европе и США, заключается в документе.

Инфраструктура была

Выдержки из материалов “дочки” “Газпрома” — “Гипроспецгаза” — по основным техническим решениям для газопровода Грязовец — Выборг, которые приводит Корчемкин (http://www.vologda-oblast.ru/Periodic/FILE RUS/163.pdf): “От 0 и до км 615 прохождение трассы газопровода намечается в одном коридоре с существующими газопроводами Грязовец-Ленинград 1-я и 2-я нитки, а от км 594 и с трубопроводом БТС <…> [после 743 км трасса] входит в один коридор с газопроводами Ленинград-Выборг-Госграница 1-я и 2-я нитки, проходя с ними параллельно до 843 км в северо-западном направлении <…> при прохождении трассы в одном коридоре с существующими газопроводами появляется возможность использовать для строительства и эксплуатации уже существующей системы газопроводов”.

Елена МАЗНЕВА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.