На заседании речь шла о новом законопроекте №2966, который должен определить ее работу.
Важность этого законопроекта невозможно переоценить. Ведь рынок энергетики и коммунальных услуг — это более 300 млрд грн в год. НКРЭКУ устанавливает правила игры на рынке и должен обеспечивать сбалансированность интересов государства, бизнеса и потребителей. Фактически, это арбитр, квазисудебный орган в области энергетики и коммуналки.
Если упрощенно, то регулятор устанавливает тарифы. Поэтому он очень важен, как для домохозяйств (населения), которые платят тарифы, так и для бизнеса (в основном крупного), для которых установленные тарифы — это доходы. Облэнерго, облгазы, теплокоммунэнерго, водоканал — это монополисты, с которыми сталкиваются все потребители.
Установить справедливые правила игры для таких монополий, за которыми часто стоят акционеры, связанные с политикой, может только сильный, незаангажированный, объективный и независимый регулятор. Ведь они будут иметь дело с компаниями Ахметова, Коломойского, Григоришина, Суркиса, Фирташа, Бойко и других.
Итак, в пятницу большинство участников круглого стола выступили за голосование законопроекта в первом чтении с необходимостью дальнейшей доработки. Согласно этого законопроекта, Президент и дальше будет формировать состав НКРЕКУ. Однако прозвучало ряд серьезных замечаний:
— Законопроект хотя и декларирует независимость регулятора, но не гарантирует такой независимости. Для этого формальная независимость должна быть наполнена фактической независимостью Комиссионеров — людей, которые наделены полномочиями принимать решения.
— Правовой статус регулятора этим законом не решится, потому что статус регулятора не урегулирован в Конституции. Поэтому стоит делать упор не на формальных основаниях для принятия закона, а на реформе регулятора де-факто и по существу.
— Большинство участников рынка выступали за полное и быстрое переназначение членов НКРЭКУ через прозрачный и публичный конкурс. Конкурс без искусственных ограничений. В котором смогут принимать участие действующие члены комиссии, новые кандидаты и иностранцы. Действующий законопроект предлагает растянуть ротации членов НКРЭКУ на 30 (тридцять) месяцев, то есть полностью обновленная Комиссия заработает аж в 2019 году.
— У регулятора наблюдается дисбаланс между энергетикой и коммунальными услугами с явным преимуществом в сторону энергетики. Законопроект не исправляет этого.
И пожалуй, самый главный вопрос, на который пока нет ответа — будет ли построено доверие к регулятору? Ведь доверие — это основной фундамент построения эффективных институтов.
По моему мнению, в первом чтении законопроект голосовать можно. Но если есть понимание, что соответствующие поправки будут внесены перед вторым чтением. Если же есть желание как можно дольше сохранять политическое влияние, квоты, получать выгоды от контроля регулятора, то не стоит тратить время — в такие “реформы” никто не поверит.
Андрей ГЕРУС, исполнительный директор инвестиционной компании Concorde Capital
Что скажете, Аноним?
[12:15 25 ноября]
[10:10 25 ноября]
21:00 25 ноября
16:00 25 ноября
14:30 25 ноября
14:00 25 ноября
13:30 25 ноября
12:30 25 ноября
12:00 25 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.