Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Как Кирилл Тимошенко добьет рейтинг Зеленского “Большим строительством” в 2021 году

[07:35 06 февраля 2021 года ] [ regionews.ua, 5 февраля 2021 ]

У проекта “Большое строительство” нет надежного бюджета, структурированного управления и четких целей, и оно не состоится как целостное инфраструктурное обновление страны. Но зато в этом проекте есть чем поживиться немногим причастным к его реализации.

В украинской политической практике до сих пор не было примеров, чтобы власти пытались тащить в текущий политический сезон бренды и проекты заведомо провальные, которые уже стоили значительной части электоральной поддержки в прошлом политическом сезоне. Но такой пример уже имеем, и это — “Большое строительство”, которое планируют реализовать и в 2021 году.

“Большое строительство” сложно было назвать “проектом” в классическом понимании этого слова. Ведь в этой истории не было персоналий, публично ответственных за результативность этого проекта, разве что “бренд-амбассадоры” вроде Юрия Голика, который сейчас — такой себе “государственный менеджер” при замглавы ОП Кирилле Тимошенко, и который на каждый свой пост в Фейсбуке любит добавлять хештег “не ной, а строй”.

В этой истории не было и некоего нормативного документа, стратегического плана, который бы пошагово описывал реализацию всех этапов проекта “Большое строительство”. Имелся разве что одноименный сайт, который описывал поражающие воображение цели — например, построить или отремонтировать 6500 километров дорог (”больше, чем предшественники!”), и на котором публиковали пафосные фото с места строек.

Наверное, в этом была своя политическая логика и свой политический замысел: мол, если у проекта есть только “амбассадоры” и общие цели, то значит и “пространство для маневра” по критике этого проекта будет минимальным. Но такая логика сыграла только “в минус”: с одной стороны, более 90% опрошенных украинцев, по данным соцопросов, поддерживали инвестиции государства в инфраструктуру; а с другой — относительно невысокий результат партии власти “Слуга народа” на местных выборах 2020 года показал, что избиратель хочет от государства принципиально иного способа инвестировать в инфраструктуру, отличного от формата “Большого строительства” дорог.

Распределение по вертикали

Ошибка эта не была учтена: тот же Юрий Голик еще 25 декабря 2020 года провозгласил, что одна из базовых целей “Большого строительства” на 2021 год — это строительство трассы М-30 “Стрый — Изварино” длиной 1,4 тысяч км, которая должна “поглотить” уже существующие дороги М-12 и М-04. Помимо этого, 22 января 2021 года “Укравтодор” запустил процесс строительства вантового моста в Кременчуге стоимостью 11,2 миллиардов гривен. А 3 февраля тот же “Укравтодор” объявил о начале работ по обустройству автотранспортного коридора “Киев — Кишинев”.

Но при таком акценте на очень затратных “мегапроектах” никто не собирается умерять аппетиты в общем. План по всем дорожным работам на 2021 год — почти 7 тысяч км дорог, заявляла народный депутат Елена Шуляк, замглавы парламентской фракции “Слуга народа” и межфракционного объединения “За большое строительство”. Заявление более чем смелое, если не сказать безумное.

В госбюджете-2021 деньги на дорожные работы формально есть, но эти 58 млрд гривен прописаны в незащищенном “специальном” фонде. И тут два вопроса. Первый: будут ли выделены эти деньги? И второй, пожалуй, самый главный: а на что вы, господа хорошие, собрались их тратить, если у вас даже списка объектов нет? Отчитываться по “инфраструктурным” планам на этот год должен был бы представитель именно правительства, а не парламента: ведь еще в июле 2020 года президент Зеленский поставил Кабмину задачу к 1 сентября сформировать и озвучить полный перечень объектов, которые войдут в программу “Большого строительства” дорог на 2021 год.

Кстати, это поручение президента Кабмин выполнил весьма своеобразным способом, мягко говоря. На сайте Офиса президента и “Правительственного портала” отсутствуют любые упонимания по теме, что правительство таки выполнило поручение и к 1 сентября 2020 года сформировало и озвучило перечень объектов, которые войдут в “Большое строительство” на 2021 год, особенно — в части дорожных работ.

Когда Минфин 15 сентября прошлого года презентовал проект госбюджета на 2021-й, министр финансов Марченко заявил, что якобы затраты на автодорожную инфраструктуру увеличены аж до 150 млрд грн. Но это “увеличение” имеет свои нюансы: фактически, на дорожные работы в 2021 году было “застолблено” только 80 млрд грн “живых” денег, а прочие 70 млрд грн — это будущие ссуды от госбанков для “Укравтодора” под госгарантии. Также примечательна деталь, что из тех 80 млрд грн “живых” денег 13,5 млрд грн должны пойти на погашение кредитов, взятых в предыдущие годы по госгарантии на ремонт дорог.

Финальная версия госбюджета на 2021 год имеет еще одну “мину” под “Большое строительство” дорог: на ремонт трасс государственного значения запланировано выдать 31 млрд грн, на ремонт трасс местного значения — 18,1 млрд грн, и эти 49 млрд грн проходят по “специальному” фонду госбюджета, который наполняется в “ручном режиме”. Проще говоря, финансирование “Большого строительства” дорог в 2021 году будет зависеть полностью от политической воли.

В этой истории есть еще одна показательная деталь: 16 декабря 2020 года Кабмин опубликовал постановление №1581-р “Об утвеждении перечня приоритетных для государства инвестпроектов до 2023 года”. Согласно этому плану, Кабмин в следующие два года собирается обновлять дороги исключительно за деньги частных инвесторов. При этом речь о трассах — М-03, М-04, М-06, М-07, М-14, М-18, М-19, М-29, Н-01, Н-14, Н-22, Н-31. Строить именно за государственный счет в следующие два года, как следует из этого документа, Кабмин собирается разве что мостовой переход в Николаеве через реку Южный Буг.

Уже по этим стартовым условиям видно, что проекту “Большое строительство” в 2021 год грозит фиаско, ведь у проекта нет надежного бюджета, структурированного управления и четких целей.

Это уже случилось с “Большим строительством” в 2020 году. Ведь какие по факту результаты этого проекта? Дорожными работами в текущем режиме должны были заниматься Мининфраструктуры и “Укравтодор”, и вся ответственность должна была принадлежать вертикали Кабмина. А в результате всю публичную активность присвоил себе Кирилл Тимошенко, и кейс оказался провальным во всех смыслах: дополнительных бонусов “Слуга народа” на местных выборах не получила, а о “распилах” на “Большом строительстве” теперь говорят все.

По проекту госбюджета на 2020 год, скорректированному в апреле прошлого года, на дорожные работы “Укравтодор” должен был получить 27 млрд грн. Но в июле произошла “доброска” 35 млрд грн из “коронавирусного фонда”, а в течение августа-сентября — еще около 20 млрд грн кредитных средств от госбанков на дорожные работы. Итого получаем фактические затраты на 84 млрд грн вместо плановых 27 млрд грн. А если учесть, что общая стоимость по факту проведенных дорожных тендеров в 2020 году составила минимум 101 млрд грн, из которых 61% получили всего лишь 5 компаний — “Автомагистраль-Юг”, “Ростдорстрой”, “Онур”, СП “Автострада” и ПБС, — то этот набор фактов только усиливает недоверие бизнеса и налогоплательщиков к власти.

А что же Украина получила в 2020 году по результатам “Большого строительства” дорог? Даже официально отмечено лишь “замедление падения экономики”. Мол, в 2020 году экономика у нас упала “только” на 5%, и все это — якобы “благодаря” дорожным работам.

Латать дыры будут вдвое дороже

На самом деле в намерении нашей власти заняться инфраструктурными вопросами в кризисный 2020-й не было ничего предосудительного. Более того, на фоне мирового “коронакризиса” цивилизованные страны также инвестировали в развитие своей инфраструктуры, и размер вливаний там был всяко больше, чем в Украине. Например, Чехия в 2020 году на развитие автодорожной и железнодорожной инфраструктуры потратила 5 млрд евро. Британия только на постройку скоростных железных дорог — около миллиарда фунтов стерлингов, и это так “разогнало” экономику страны, что для постройки ж/д объектов пришлось нанимать 5 тысяч дополнительных работников. И эти инвестиции были вписаны в целостную политику, согласно которой пассажиропоток должен максимально переходить на железную дорогу, грузовой траффик — на автодороги, а автотранспорт переоснащать экологически чистыми машинами. Таким образом правительства стран заботятся об экологии, “ускоряют” экономику и делают комфортными путешествия для своих граждан.

Но у нас, к сожалению, дело с “Большим строительством” дорог пошло по максимально негативному сценарию: Кабмин Гончарука “взял с потолка” цифру, что за 5 лет в Украине должны обновить 24 тысячи км дорог (или почти по 5 тысяч км ежегодно), а Кирилл Тимошенко и “амбассадор” Голик также “с потолка” взяли плановый показатель в 6,5 тысяч км дорог, которые подлежат ремонту в 2020 году. И в результате ресурсы страны оказались “выброшены на ветер”, потому что планы оказались не реалистичными, особенно с учетом коррупционной составляющей, из-за которой и план не выполнили, а то что даже сделали, стоило в два раза дороже.

Более того, уже есть все предпосылки для того, чтобы “Большое строительство” дорог в 2021 году стало более скандальной и еще более коррупционной историей.

К примеру, Голик хвастался тем, что средняя стоимость работ на 1 км дорог стоила 20-21 млн грн, что мол на 7% дешевле, чем у предшественников. Ну а теперь, похоже, в 2021 году “ценник” на дорожные работы “Укравтодор” собрался “задрать” вдвое, или до необоснованного уровня 50 млн грн. Например, чинить трассу М-28 с Одессы в порт “Южный” в Укравтодоре собираются по цене 40 млн грн за 1 километр. Ремонтировать трассу М-06 на Закарпатье — 51 млн грн за 1 километр. А участок трассы “Киев — Харьков — Должанский” длиной 7 км — вообще по цене 63 млн грн за километр.

Или вот еще пример: на днях ВР приняла законопроект №2234, согласно которому контроль за ценообразованием при дорожных роботах переходит от Минрегионразвития к Мининфраструктуры. Проще говоря, по результатам этого голосования министр инфраструктуры Владислав Криклий и министр регионального развития Алексей Чернышов “схлеснутся в клинч” на теме контроля за потоком ресурсов на дорожное строительство.

При этом, что интересно, министр инфраструктуры Криклий также выражает свою благосклонность идее пойти по иному, чем “Большое строительство”, варианту развития автодорожной инфраструктуры. А именно: передачи в концессию части дорог государственного значения; такой проект уже отработали специалисты Мирового банка. И нельзя исключать того варианта, что этот “трек” с концессией дорог Криклий использует в том числе для того, чтобы самому удержаться в кресле министра инфраструктуры, и также чтобы ослабить позиции главы “Укравтодора” Кубракова.

Эффект от таких противоречий может оказаться всеобъемлющим, вплоть до того, что тема дорожного строительства может буквально добить и так рухнувший рейтинг президента Зеленского и разрушить его мечты о втором строке. А главным виновником этого станут люди из ближайшего окружения самого Зеленского — тот же Кирилл Тимошенко и его “подручные”.

Татьяна СИНИЦА

 

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ

SpaceX запустила частную миссию к Луне. Как развивается космическая гонка миллиардеров Маска и Безоса?

[07:00 16 января]

[BBC News Русская служба, 15 января 2025]

Основатель Amazon Джефф Безос и его компания Blue Origin вот-вот запустят ракету New Glenn. Запуск должен был состояться еще в понедельник, но был отложен по техническим причинам — и, скорее всего, произойдет в ближайшие дни. Все это происходит на фоне успехов SpaceX Илона Маска: компания в прошлом году совершила прорыв, посадив часть гигантского корабля Starship прямо на стартовую площадку. А сегодня ракета Falcon 9 компании SpaceX отправилась к Луне вместе с двумя посадочными модулями, созданными частными компаниями из США и Японии. Они будут исследовать лунный грунт и изучать магнитное поле земли. Компании обоих миллиардеров были основаны более 20 лет назад. SpaceX значительно опередила конкурента за последние годы, но успешный запуск New Glenn может сократить отставание.

НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.