Тегеран признал, что причиной катастрофы Boeing-737-8KV рейса PS 752, принадлежащий Международным авиалиниям Украины, был сбит иранской ПВО. Однако он отнюдь не признал своей вины в этом инциденте. Ни юридически — до этого еще очень и очень далеко, процедура обещает быть долгой и трудной. Ни медийно — уже здесь и сейчас иранское руководство работает над созданием нового — уже не алиби, но оправдания.
Президент Ирана Хасан Рухани в своем твиттере пишет о пуске ракет ввиду человеческой ошибки и обещает покарание виновных. Причем ссылается на данные внутреннего расследования Вооруженных Сил и говорит о его продолжении.
Глава МИДа Исламской Республики Мохаммад Джавад Зариф вторит своему патрону, ссылаясь на все то же внутреннее расследование: человеческая ошибка. Но добавляет очень характерные детали: ошибка случилась во время кризиса, спровоцированного авантюризмом США.
И, наконец, в заявлении Генштаба вооруженных сил Ирана говорится о случайном сбитии “боинга” ввиду все той же человеческой ошибки. К которой привел резкий и неожиданный разворот украинского воздушного судна в сторону секретного военного объекта.
Итого, по совокупности в этой картинке имеются. 1. Человеческий фактор. Оператор ЗРК неправильно интерпретировал ситуацию и увидел угрозу охраняемому объекту, потому что 2. Так сложились обстоятельства. Это была случайность — то есть, волю обстоятельств, рок и любой другой синоним, в зависимости от ваших религиозных предпочтений. 3. Но у несчастного ракетчика был соучастник — экипаж авиалайнера, совершивший маневр, характерный для боевого самолета. 4. Главным виновником трагедии являются Соединенные Штаты, политика которых вынудила граждан Ирана чувствовать себя в осажденной крепости. А тут уж, знаете ли, если у вас паранойя, то это совершенно не означает, что вас не хотят убить.
В общем, как у классика советского кино — “Он, конечно, виноват. Но он — не виноват. Пожалейте его.”
Вот только версия о резком маневре с большой долей вероятности является очередной ложью: пилоты такого класса просто так штурвалом не балуются и стюардессам порулить не дают. Они в точности выполняют приказы диспетчера. В данном случае — сидевшего за пультом в Тегеранском международном аэропорту имени Рухоллы Мусави Хомейни.
Но Иран не имеет монополии на данные телеметрии. FlightRadar здесь, конечно, не авторитет, но он не единственный, у кого все ходы записаны. И если уж техническая разведка сообщества “Пяти Глаз” (США, Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия) зафиксировала пуски зенитных ракет (а она, совершенно очевидно, это сделала), то данными о маневрах лайнера она тоже наверняка располагает. Так что, в каком бы состоянии ни были “черные ящики”, любые изменения курса будут установлены.
Руководству Ирана это, безусловно, известно. Поэтому маневр либо был, либо эта ложь вброшена с целью выиграть время. Учитывая предыдущие шаги Тегерана и его репутацию, я склоняюсь ко второму.
Вопрос — для чего ему это время?
Здесь стоит отметить следующее. Политика Ирана является равнодействующей соперничества условных “либералов” и “воителей”. Символом последних был типичный ястреб-имперец Касем Сулеймани, командовавший иранскими “ихтамнетами” из Корпуса Стражей Исламской Революции (КСИР) и убитый американским дроном в Багдаде. Так что “партия войны” понесла серьезную утрату не только в смысле военном, но и во внутренних раскладах. А с учетом того, что сбивший “Боинг” “Тор М-1” (поразительное совпадение с МН17, не правда ли?)... Так вот, учитывая, что этот ракетный комплекс охранял небо над базой КСИР, вполне позволяет допустить, что трагедия PS 752 — не такая уж и случайность. Особенно после того, как удар возмездия за Сулеймани иранское руководство превратило в безопасное зрелище. Почему бы не попробовать сбить борт — любой борт — чтобы спровоцировать США на дальнейшую эскалацию? Причем к этой спецоперации могли привлечь как экипаж ЗРК, так и диспетчера — или же всех сразу.
Впрочем, это конспирология. Вполне возможно, что трагедия PS 752 — это клон трагедии малайзийского рейса МН17, сбитого над Снежным. Помните гиркинское “птичка упала за террикон”?
Так вот, время Тегеран, похоже, затягивает по двум причинам. Во-первых, чтобы разобраться, чем же на самом деле была атака на украинский лайнер — терактом, который должен был помочь “ястребам” усилить позиции? Или в самом деле непростительным “косяком”? И если второе — то какого рода? В конце концов, иранские вояки снимают стресс так же, как и их коллеги по всему миру — в том числе, алкоголем и наркотой.
Во-вторых — чтобы прийти к удовлетворительному результату в переговорах с пострадавшими сторонами. В том числе — с Украиной. И ввиду предыдущих шагов нашего руководства в этой истории, у Тегерана, боюсь, очень неплохие шансы на успех. Попытка пробежаться “поміж крапельками, реактивная информационная политика именно тогда, когда она должна быть активной, месседжи, доходящие до идиотизма — вплоть до публичного сомнения в словах союзников в президентском спиче и столь же публичного преуменьшения масштабов инцидента в выступлении министра иностранных дел — все это не вселяет оптимизма. Так что несмотря на обещание Владимира Зеленского добиваться “полного признания вины”, я совершенно не исключаю, что Киев с Тегераном придут к компромиссу. К вящему, добавлю, удовлетворению Москвы, которая получит не только пропагандистский повод к сопоставлению катастрофы МН17, за которую “русские попали под раздачу, потому что русские, а ополченцы — потому что за свободу”, и PS 752, который “Тегерану сошел с рук”, но и будет избавлена от необходимости оправдываться за технически несовершенный, неспособный отличить гражданскую цель от военной, но “не имеющий аналогов” зенитный комплекс.
В этой ситуации Украина, думаю, должна добиваться не просто полного международного расследования непосредственных причин катастрофы, но и обстоятельств, которые этим причинам сопутствовали. Проще говоря, требовать, чтобы “внутреннее расследование Вооруженных Сил Ирана” стало открытым. Кстати, такое расследование вполне могло бы подтолкнуть Иран к демократическим трансформациям и отказу от имперских амбиций.
Contra spem spero.